Не судите, да не судимы будете

Многие знают этот афоризм из Евангелия, но его продолжение тоже имеет большое значение: "ибо каким судом су'дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить."(Мф. 7:2)
Я часто замечала, что если осуждаю за что-нибудь человека, то позже сама совершаю нечто подобное. Это относится не только ко мне, я замечала это и в других.
Например, осуждала я одну девушку за то, что она часто обижает людей, а позже стала замечать это за собой. Бабушка мужа, с которой мы живем, дай ей Бог здоровья и долгих лет жизни, осуждала меня за то, что я давала детям запивать микстуру от кашля холодной водой, а позже покупала больным кашлем детям мороженное. Девушка из больницы, где я сейчас нахожусь, смеялась над девушкой, которая глубоко совала руку в мусорник: "щас еще в мусорнике пороется", а позже доставала из того же мусорника окурки.
И подобных примеров можно приводить до бесконечности много, просто не все сейчас всплывают в памяти.
Исходя из этих наблюдений, я сделала вывод, что слова Иисуса точны: за что мы осуждаем людей, за то и будем судимы.

С точки зрения социологии это объясняется следующим термином:  МИМЕЗИС (греч. ;;;;;;;), подражание — понятие, широко использующееся в современных исследованиях по массовым коммуникациям, власти, в психоанализе и психотерапии, в эстетике, социологии, антропологии культуры, этологии.

Диапазон человеческой способности к подражанию обширен. Можно выделить три наиболее устойчивых типа миметических отношений: 1) инстинктивное, или спонтанное подражание — эволюционно сформировавшаяся, защитно-адаптивная реакция живого существа на внешние раздражения (достаточно упомянуть о подражании детей и животных). Наиболее архаичные и глубинные слои человеческой психики сохраняют следы первоначальной протореакции организма на внешние воздействия (в подавляющем числе негативные). Миметическая реактивность заключается в “оживлении следов”, оставленных предыдущими воздействиями (В. М. Бехтерев). Бегство, стремление исчезнуть, спрятаться, агрессия, вспышки страха и злобы и т. п. относятся к таким постоянно возобновляемым “следам”. Подражание здесь — непосредственная реакция на близость внешней угрозы (в частности, через отождествление с агентом насилия или его жертвой); 2) подражание социализированное, связанное со способностью человека к выбору, повторению и воспроизводству наличных в культуре образцов поведения. Требуются инструменты-посредники, чтобы образец был повторён, умножен и распространён, наделён местом в иерархии ценностей. Благодаря установлению дистанций безопасности в социуме контролируется регрессивный, аффективный слой подражательного поведения.(…) 3) подражание индивидуальное — начиная с Фрейда, его отличают от общественных форм подражания. В теориях классического психоанализа и его более поздних социальных приложениях (В. Райх, Ж. Лакан, ; Жирар) основной акцент делается на разработке фрейдовского понятия желания: подражание — лишь способ удовлетворения желания, но не его цель (любой фетиш или символ могут стать эрзац-объектами исполненного желания, компенсирующими невозможность его прямого удовлетворения).»
Схожие с осуждаемым человеком поступки являются индивидуальным подражанием.
О подражании подробно писал в своих работах "Законы подражания" (1892); "Общественное мнение и толпа" (1902); "Социальные этюды" (1902); "Личность и толпа" (1903); "Социальная логика" (1901,1996) Г. Тард.
Он считал ложными бывшие долгое время популярными натуралистические теории, в которых проводились аналогии общества с механическим агрегатом (социальный механицизм) и биологическим организмом (социал-дарвинизм). Не принял он и эволюционистские теории (как биологические, так и психологические). Вместо них французский социолог предложил аналитический подход. Среди идей и взглядов, отвергнутых Тардом, находятся те, что постулируют существование "души толпы", "коллективного (группового) сознания", т.е. неких самостоятельных духовных сущностей.
Тремя основными типами социальных процессов Тард считал повторение (подражание), противоположение (оппозицию), приспособление (адаптацию). Соответственно основными социальными законами он называл законы подражания, приспособления, оппозиции. Но все же, в качестве самого главного социального процесса (и соответствующих ему законов) Тард рассматривал подражание (законы подражания), которое он характеризовал как своего рода гипнотизм. Теорию подражания он распространял на все сферы межличностных и групповых взаимодействий. Наиболее типичным видом социального подражания он считал подражание низших слоёв высшим.
Подражание рассматривалось ученым в качестве основного объяснительного принципа всей жизни — как индивидуальной, так и общественной. Он характеризовал его как "постоянное, всемирное социальное явление" [Тард. 1996. С. 334]. Продуктом подражания являются рост государства, экономическое развитие, язык, религия, другие феномены и процессы социального мира [Там же. С. 288]. Социальное познание — это, прежде всего познание того, как происходит подражание. Оно имеет внутренние (логические) и внешние (внелогические) причины. Среди последних он особо выделял социальные причины, к которым относил религиозные, экономические, политические, эстетические, лингвистические и другие влияния.
Французский социолог настаивал на том, что все главнейшие акты человеческой и общественной жизни совершаются как следствие примера (подражания). В этом смысле все многообразие социальных взаимодействий имеет в своей основе отношение "учитель — ученик". Под влиянием психологии подражания Тарда его последователи-социологи стали утверждать, что в обществе реализуются три основных типа подражания: взаимное подражание, подражание обычаям образцам, подражание идеалу.
В данном контексте повторение поступков осуждаемого человека есть взаимное подражание.
Осуждение – один из самых тяжких грехов, потому что только Бог имеет право осуждать человека. Но в то же время, осуждение поддерживает моральные принципы человека. В религиозном смысле – тяжкий грех, в философском смысле – ограничение безнравственности. Закон подражания не работает в том случае, когда человек осуждает за тяжкие грехи, нарушающие все его моральные принципы (например, осуждение педофилии, убийства и т. п.). Закон подражания в последствии осуждения работает только в мелочах, которые могут быть свойственны и самому осуждающему человеку.


Рецензии
Нужно задуматься. Спасибо за поднятую тему.
Иван

Иван Цуприков   11.10.2019 05:19     Заявить о нарушении
И Вам спасибо за рецензию

Аня Глейзер   11.10.2019 12:09   Заявить о нарушении