Конфуз бывшего авиатора

                На озеро Чусовское  или Конфуз летуна запаса
   
                Из раздела "Зарисовки из туристских странствий".

        Опять меня потянуло в авантюрный поход. В этот раз на озеро Чусовское. В расположенный там санаторий ходят автобусы, но их расписание нас не интересует.  Мы же туристы-пешеходы, жаждущие любоваться неосвоенными уголками лесов, гор и болот. Болота, конечно, не радость, но бояться таких пустяков как болото у нас «не комильфо», да  и куда от них денешься на Урале?

        Маршрут, как обычно, наметил по областной административной карте, на которой расстояние от кружка, изображающего город до озера было чуть более трёх сантиметров. В масштабе – это 20 километров. На этой основе рисую схему в километровом масштабе.
        Схема – это лист с нанесёнными в восточной части окраинами города: лесом вокруг горы Лесничей и торфяника, ограниченного посёлком «Овощесовхоз» с юга и посёлком Широкая речка –  с севера. За болотом пунктиром изображаю опушку леса. Схематично на севере рисую и дорогу ВИЗ – Чусовское. Это всё что я видел, катаясь зимой на лыжах.
        Дальше на запад белое пятно до озера.   Заполнять схему деталировкой предполагаю по мере движения. Начнём маршрут от заводского стадиона.
        Лес за стадионом знакомый, что дальше – не известно, - я зимой бегал на лыжах только до опушки, до торфяника. Само болото видел издали и что оно из себя представляет не знаю. Не знают ничего о дальнейшем пути и мои соратники по походам – Иван Рогалёв и Боря Андреев, хотя они и коренные свердловчане.
        Секция моя с каждым походом прирастает новым народом. Вот и сейчас записалось более двадцати человек. Хотя я и предупреждал, что маршрут будет сложным, поскольку он разведывательный – проложим кратчайший путь к озеру, о котором все слышали, но ни кто там не бывал.
 
        Уже в начале пути группа растянулась. Пришлось на Лесничке под старой геодезической вышкой сделать привал и разгрузить отстающих. Когда-то здесь на горе стоял домик, вернее целое подворье лесника, но несколько лет назад всё хозяйство перенесли на опушку леса у стадиона к трамвайной линии. Остановку трамвая здесь так и назвали: «Лесничая».
        С Леснички спускаемся на просеку и по ней выходим на опушку соснового бора, Впереди берёзовый лесок с собственным именем «Берёзовая роща», известный всем жителям района, уважающим лыжные и грибные прогулки. За рощей и начинается торфяное болото.
        Торф добывали карьерным способом ещё в довоенное время для ТЭЦ ВИЗа. Сейчас карьеры оплыли, заросли рогозом и камышём, берёзовым и ивовым кустарником.  Канавы и нетронутые участки между ними тянутся далеко в глубь болота. Их обрезает текущая  в рукотворном канале речушка Патрушиха. За каналом ровные поля из смеси земли и торфяной крошки –   совхоз на них что-то выращивает. Похоже, что кормовые травы для силоса.

        Переправились через речушку, перемахнули поле, грунтовую дорогу за ним, и в сосновом бору вышли на ЛЭП. Знатоки определили, что линия идёт от Южной подстанции до Московского тракта, и там поворачивает в сторону Ревды.
        Сделали очередной привал, я подсчитал пройденный путь, определился с предстоящим и объявил, что впереди ещё три раза по столько через лес и, конечно, не исключены и болота. Хорошо если попадётся просека в западном направлении. Но дорог и троп не предвидится. И ночевать придётся на полпути к озеру.
        Народ вполголоса взвыл. И тут Рогалёв вспомнил, что от посёлка Широкая речка, утром и вечером на Чусовское до посёлка Медный по узкоколейке ходит локомотив с вагончиком для пассажиров и парочкой-другой платформ – что-то возят оттуда, то ли торф, то ли медную руду, иначе почему бы посёлку называться «Медным». Вот ведь пробрало Ивана – всё вспомнил, о чём раньше даже не заикался.

        Пройдено всего километров шесть, но некоторые покорители троп и дорог уже маленько накушались. А некоторые и захромали. На сухом болоте умудрились провалиться в воду, прикрытую мхом. Шли кому как нравилось, кто по сухим гребням, кто предпочитал не заросшие кустарником днища торфяных выемок, где местами была и вода под слоем мха. Мокрые кеды и носки, а часто и штанины трико привели к потёртостям.
        Медик похода обнюхала захромавших, определила что ничего смертельного нет и заставила переобуться в сухие носки. Но всё же маршрут пришлось изменить и по грунтовой пыльной дорожке,  двинулись к посёлку. Хромавшие рванули даже быстрей других.

        Как и обещал Иван в посёлке оказалась узкоколейка и даже маленькая станция с навесом от дождя, а возможно и залом ожидания – внутрь строения я не заходил.
        Вскоре из-за кустарников вынырнул и локомотивчик с двумя вагончиками и пустой платформой – творение ещё дореволюционных лет. Хотя нет, электростанцию использующую торф как топливо строили на берегу Визовского пруда в конце 20-х – начале 30-х годов. К этому времени должны относится и эти игрушечные локомотив и вагончики. В любом случае, оборудование детской железной дороги в парке Маяковского значительно современней. Но дорога в парке и появилась значительно позже.
        Локомотив неторопливо отмеряет километры, стыки рельсов татакают под колёсами как на нормальной железной дороге, мимо проплывает та самая природа, которую мы жаждали познать в пешем строю.
        Посёлке Медный, приткнулся к торфяным выработкам. Ещё пару километров топаем по дороге ведущей к озеру на гравийное шоссе. Это другой, уже автомобильный путь для жителей, пожелавших попасть в Свердловск. Чем занимается сейчас население посёлка гадать не стали, а спросить про житьё-бытьё некого – улицы безлюдны.
        Наступают сумерки, но до полной темноты мы уже  на полянке у юго-восточного угла озера, успеваем натаскать сухого валежника и поставить палатки. Ужин уже в темноте.

        Утром, судя по общему настроению, об обратном пути ни кто не задумывается. Немногие рыбаки с рассвета пытались что-то поймать, остальные нежились в палатках, а потом и на солнышке. Пробовали купаться, но вода в озере холодная.
        В обед сварили уху из пойманной мелочи. В основном хлебаем ушицу – в мелкой рыбёшке копаться желания ни у кого не возникало. А Витя Симонов даже изрёк: «На голодный желудок нельзя есть рыбу – костью подавишься».

        В обратный путь засобирались только когда солнце перевалило зенит. Я не особенно торопил: предстояло пройти километров 15 – 18,  т.е 4 – 5 часов в пути, к вечеру будем в городе.
        Разыскали просеку, ведущую на восток и бодренько тронулись. Вначале на визирке прослеживалась даже неторная тропка. Сухая тропка, сосновый бор вокруг, ясная погода – чем не условия для прогулки.
        Через 2 – 3 километра местность стала понижаться, сосны были всё ниже и ниже и вот мы уже шлёпаем по болотистому низкорослому лесу. Тропка исчезла, хотя визирка ещё хорошо просматривается среди низкорослых сосен. А потом и этот лес кончился и впереди тянется голое болото. По мере продвижения вперёд болото  всё более топкое, а впереди оно лишено даже редких чахлых сосенок.
        И тут до меня дошло – впереди не пустошь, о озерос топкими берегами, а возможно, и берегами образованными плывуном. Пробьёшь ногами моховой слой, провалишься – и поминай как звали.

        Надо обходить.Возвращаемся до сухого леса и первой поперечной визирки. Проходим километр на юг и подрезаем просеку, пробитую на восток. Она несколько суше, но болотную жижу помесить пришлось, – и здесь попалось ещё пару заболоченных мест с чахлым сосняком. Местами с этой просеки видно болото, которое мы обходим. Кто-то из ребят взлез на сосенку и подтвердил: севернее поблескивает гладь озера. 
        А время неудержимо отщёлкивает минуты и часы и приближается вечер. Из болот мы выходим уже в сумерки. Густой и высокий лес по сторонам ещё больше усиливает ощущение наступающей ночи. В лесу и в светлые ночи мрак.

        В темноте выходим на просеку ЛЭП. По её кромке идёт старая грунтовая дорога со следами колёсного транспорта. Но это не та линия которую мы пересекали вчера при движении к озеру.
        Что за чертовщина! Куда же мы вышли? По моим расчётам и схеме мы должны выйти  на торфяник в тылах военного городка. А где мы сейчас – не могу даже определиться.
        Пересекаем ЛЭП и выходим на поле, границы которого скрадывает темнота.  В поле светится огнями окон здание, а за ним как бы на пригорке поблескивают редкие огоньки, дальше за бугром в полнеба зарево – это уж точно город. Но как он далёк!

        И тут Борю осеняет: «Мы на танковом полигоне, здание – это штаб полигона, а впереди на горке Гореловский совхоз». Боря когда-то ходил в это место за грибами.  И ЛЭП узнал – она идёт до Шиловского кордона и дальше на Дегтярск.
        Вот тебе раз!  Как это мы оказались южнее города?. Ведь должны были выйти на болото напротив Леснички! Откуда и стартовали. Туда упиралась прорисованная мной  на схеме просека! Что же я не учёл?

        И тут до меня дошло: в моих схемах не учтено магнитное склонение!
Стало стыдно самого себя. Горе-авиатор! Бездарь! Где ж твоя штурманская подготовка? Бродишь по лесам, а даже не удосужился узнать, какое в этой местности склонение! Рисуешь на схемах просеки и тропы по истинному меридиану, а ведь лесоустроители всегда работали по компасу и всё привязывалось к магнитному.   Чертишь схемы не зная магнитного склонения. Ужас как опростоволосился! А народ-то верит в твою непогрешимость и даже сейчас готов топать за тобой в любую сторону.

        Вернулись с танкодрома на ЛЭП и  дорожка вывела на посёлок Гореловский. Дальше идём через совхоз, Никаноровку и народ начинает рассасываться по домам. Большинство же общежитские и топают до РТИ.
        Транспорт уже не ходит – перевалило за полночь. А мне ещё добираться на другой конец города. Придётся ловить такси. Что ж, это тебе наказание за излишнюю самоуверенность. И бездарную штурманскую подготовку маршрута.

        Да, к таким походам нужно готовиться как к полёту по маршруту, а может и серьёзней – там хоть карта есть, да и радиосвязь.
                Август 1965 г.


Рецензии
Крупно повезло, что у танкистов ночных стрельб не было....

Андрей Бухаров   17.07.2017 23:16     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.