Что в табасаранском языке вместо имён?

                ЧТО В ТАБАСАРАНСКОМ ЯЗЫКЕ ВМЕСТО ИМЁН?

       А что может быть?
       Как у всех!
       А может не так?
       Я не знаю, судите сами…
       От меня вот что:
      (Без скобок указано диалект южного Табасарана на основе которого образован литературный язык, так как первопроходцами в переносе звуковой информации на буквенную на основе русской письменности были представители из этого региона, не смотря на то, что,  великими русскими учёными Усларом и Генко был исследован табасаранский язык северного диалекта, что мы даем в скобках).

УЗУ (ИЗУ) – я,          УВУ (ИВУ) – ты,           УХЬУ (ИХЬУ) – мы;
узуЗ (изуС) – мне,     увуЗ (ивуС) – тебе,         ухьуЗ (ихьуС) – нам;
ДУМУ – он,             ДУРАР – они,                МУРАР – эти,
ТУРАР – те,             ГЪУРАР (КЪУКЬУРИ) – которые выше,
ККУРАР (ККУКЬУРИ) – которые ниже,
ЧЧУРАР (ЧЧУКЬУРИ) – которые ниже ниже,
ГЬАТРАР (ГЬАТКЬУРИ) – которые дальше,
ГЬАККРАР (ГЬАЧЧУКЬУРИ) – которые ниже дальше,
ГЬАККМУНДАР  – те которые внизу,
ГЬАМРАР – те которые здесь,
И так, далее, и т. д...
      У этих местоимений существует свой порядок образования.
      Если интересно, мы можем их в отдельной статье рассмотрит.
      А пока, увлекайтесь нижеследующими преобразованиями.
      Вот как, прибавляя к базе звук, (звук к звуку) образуются массивы (слова):

ЙИЗ (Яс) – мой,             ЯВ – твой,                ИХЬ – наш;
йизУ (ясУ) – мой ЕСТЬ,     явУ – твой есть    ихьУ – наш есть

йизуБ (ясуВ) – мой есть  кто-то или что-то (только не о человеке речь), 

явуБ (явуВ) – твой есть  кто-то или что-то (не человек),

ихьуБ (ихьуВ) – наш есть кто-то или что-то (не человек),

йизуР (ясуР),    явуР,    ихьуР  (мой, твой, наш есть кто-то (только о человеке речь)).

йизубУ (ясувУ)… (мне, … ПРИНАДЛЕЖИТЬ кто-то или что-то (не человек))… – к остальным также прибавьте и получите правильные слова.

Как, так образованные массивы выглядеть в предложении:
Гату йизубУ (ясувУ) – Кот принадлежащий мне, моим является. Короче: Кот мой.
 
йизурУ (ясурУ)… (мне, … ПРИНАДЛЕЖИТЬ кто-то (человек))… – к остальным также прибавьте и получите правильные слова.
Бай  йизурУ (ясурУ) – Сын принадлежащий мне моим является.(Сын мой).

йизубуБ (ясувув)… (мой КОТОРЫЙ, ПРИНАДЛЕЖАЩИЙ кто-то или что-то (не человек))… – к остальным также прибавьте и получите правильные слова.
ЙизубуБ (ясувув) сикинди адар – мой КОТОРЫЙ, ПРИНАДЛЕЖИТЬ мне не спокоен (не о человеке).

йизубуР (ясувуР)… (мой КОТОРЫЙ, ПРИНАДЛЕЖАЩИЙ кто-то (человек))… – к остальным также прибавьте и получите правильные слова.
ЙизубуР (ясувуР) сикинди адар – мой КОТОРЫЙ, ПРИНАДЛЕЖИТЬ мне не спокоен (о человеке).

        Так продолжим прибавлять не завершенные смысловые единицы на одном лишь примере, потому что механизм и всем остальным местоимением таков же:

йизурИ (ясурИ),   йизубурИ (ясубурИ) – И показывает ДЕЙСТВИЕ.
йизуриЗ (ясуриС),   йизубуриЗ (ясубуриС) – З, С показывают ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ.
йизуризСИ (ясурисСИ),   йизубуризСИ (ясубурисСИ) – СИ показывает СРАВНИТЕЛЬНОСТЬ.
йизуризсиКЬАН (ясуриссиКЬАН),   йизубуризсиКЬАН (ясубуриссиКЬАН) – КЬАН показывает ЛИШЬ.
йизуризсикьанТ1АН (ясуриссикьанТ1АН),   йизубуризсикьанТ1АН (ясубуриссикьанТ1АН) – Т1АН показывает НЕ БОЛЕЕ.
йизуриИН (ясуриИН) – ИН показывает НА (КОМ, ЧЁМ)
йизуриинНА (ясуриинНА) – НА показывает на ВЕРХ
йизуриК (ясуриК) – К показывает ОКОЛО
и т. д. и т. д…
       Мы все эти массивообразующие сдвиги рассмотрим в отдельной статье.


Рецензии
Удивительный язык. Просто клад. Есть ещё такой язык, тоже клад. Потом я подскажу какой, и потом когда мы все расстусуем, я скажу какой, вы начнете всем в нем понимать. А пока можно сказать что это извивающаяся Змейка. Все к тому располагает. Помните вы у меня спрашивали куда делся Й когда подставлялись движки к Бай. Он ни куда не делся, он просто на время спрятался, извился в сторону, но это примерное объяснение. Потом я поясню суть этой кодировгчной придумки.
А здесь можно на скорую руку отметить, что З и С, точнее значения ими обозначаемые, непосредственно входит, и связывается, побратимы, взаимо заменяемые.
Ну точно также как и в современной версии. Здесь, Сдесь.
Ну и очень бы хотелось, чтоб вы выделяли базу, и движки разделяли между собой.
Ну, например (Изу) базу, заключали в скобки. Лучше косые, вот так, /Изу/, мне так удобнее будет печатать.
А после каждого движка и вообще движки и вставыши разделяли или отделяли точками. /И.з.у/С.
Если будет скоба, то наверное можно будет применить двоеточие. Ну а пока хотя бы выделять базу, /??/ и движки. точкой.
Спасибо и за этот труд.

Сергей Горохов 2   06.07.2017 19:32     Заявить о нарушении