Да воздаст. Наверное...

                Чем больше будешь испытывать, тем больше будешь удивляться.
                3 Ездр 4:26

                Без справедливости государство есть не что иное,
                как только банда разбойников”.
                Св. Августин

 

Принято думать, будто на земле существует принцип воздаяния (т. н. ретрибутивный принцип), образно сформулированный в Новом Завете: «Что посеет человек, то и пожнёт» (Гал. 6:7). Максима эта закрепилась так прочно, что давно уже стала пословицей*. Никому не приходит в голову оспаривать ее справедливость, а смысл всем кажется простым и понятным - за свои дела «сеятель» получит соразмерное воздаяние, причем    л_и_ч_н_о    и    п_р_и    ж_и_з_н_и**. Воздаст же, разумеется, Создатель, все взвесив и по чести рассудив.

-------------------------------------------------------
           *Ее даже всячески варьируют:
             «Сколько веревочке ни виться, конец все равно будет»
             «Отольются кошке мышкины слезки»
             «Как аукнется, так и откликнется»
         **Ведь пожнёт не кто-нибудь, а ОН, сеятель, и именно там, где посеял.
-------------------------------------------------------

Именно это, по уверению Библии, произошло со знаменитыми героями ветхозаветных историй – Адамом и Евой, Каином, Ноем, Навуходоносором, Валтасаром, Даниилом. Так отозвались и дела менее известных персон (Корея, отроков в вавилонской печи, Сусанны и старцев, Надава и Авиуда).

Однако сам Бог вряд ли награждал и карал всех этих персонажей. По крайней мере, такое впечатление складывается после внимательного анализа соответствующих библейских историй (см. статьи из раздела «Преданья старины глубокой»). Более полную картину дает экспресс-обзор всех царских жизнеописаний, но и в них Высшая справедливость не торжествует. В общем и целом, Библия скорее опровергает, чем подтверждает свой ретрибутивный закон, постоянно нарушая его. Просто удивительно, как часто беды и невзгоды обрушиваются на невиновных, а грешники уходят от наказания.

================================================
       Половина ПРАВЕДНЫХ царей...пострадала (лично)
       Половина ГРЕШНЫХ царей.....НЕ пострадала (лично)      
================================================

Чтобы эти утверждения не показались голословными, я проиллюстрирую их примерами, благо Писание предоставляет для этого обширный материал.


ВЫСШИЙ СУД: НЕПРЕДСКАЗУЕМАЯ ВОЛЯ

Возьмем для первого примера известную заповедь «Не прелюбодействуй». Согласно Божьему установлению, всякий, кто посмел ее нарушить, должен «истребиться из среды народа своего» [Лев 20:10].
Не тут-то было! Судя по многим библейским историям, в действительности гибнет далеко, далеко не всякий. Так, несмотря на содеянное с Вирсавией, Бог оставляет в живых прелюбодея Давида. Хуже того - за грех отца Он убивает неповинного царского сына-младенца  [Цар 12:13-1]. Дальше больше – пророкам Исайе и Осии Законодатель самолично велит прелюбодействовать [Осия 3:1], невзирая на общий запрет.

Величайшим грехом является поклонение идолам, поэтому некоторых царей-идолопоклонников Всевышний карает очень сурово*. В то же время других отступников веры он милует безо всяких объяснений**.

Еще непредсказуемее судьбы тех царей, которых сама Библия делит на грешных и праведных. С первыми обходятся по-всякому – карают то быстро, то поздно, то не карают никак***. Но и вторые – вот незадача! - тоже страдают, несмотря на всю свою богопослушность****.

-------------------------------------------------------
     *Иоахаз Иудейский, сын Иосии (царствовал 3 месяца), умер в египетском плену.
         Иоаким Иудейский, сын Иосии (царствовал 11 лет), пленен Навуходоносором.
         Иехония, сын Иоакима (3 месяца), умер в вавилонском плену через 37 лет.
         Седекия, дядя Иехонии (11 лет). Навуходоносор убил его сыновей, а самого царя
         пленил и ослепил.
         Аммон Иудейский, сын Манасии (царствовал 2 года), убит заговорщиками.
    **Иеровоам (22года) не понес никакого наказания. Зато наказаны его сын и родственники.
         Ровоам (царствовал 17 лет) не понес никакого наказания.
         Манассия Иуд, сын Езекии (царствовал 55 лет) умер своей смертью.
   ***Захария Израильский был убит уже через полгода.
         Замврий покончил с собой, пробыв у власти меньше 1 года.
         Навата, сына Иеровоама, Вааса убил через 1 год.
         Сам Вааса Израильский (23 года) не понес никакого наказания. Зато его потомки и
         родственники пострадали от идолопоклонника Замврия!
         Ахав Израильский, сын Замврия (19 лет), грешил больше всех, но не понес никакого наказания.
         Иорам Израильский победил Моав при поддержке пророка Елисея (а значит- с одобрения Бога). Однако
         погиб царь из-за предательства того же Елисея.
         Охозия Израильский, сын Ахава, наказан вовсе не за свои грехи, а за то, что обратился к
         Веельзевулу за пророчеством по поводу своей болезни.
         Иоахаз Израильский, сын Ииуя (17 лет), проигрывал все битвы Сирии (видимо, за грехи), но в конце концов
        “дал Господь Израильтянам избавителя, и вышли они из-под руки Сириян” (4 Цар 13 5)
         Иоас Израильский, сын Иохаза (16 лет), не только не понес никакого наказания за грехи, но много раз
         был вознагражден успешными баталиями - трижды победил Сирию, победил Амасию, захватил Иерусалим.
         Грешник Иеровоам Израильский весьма преуспел на поле брани - успешно воевал в течение целых
         41 года.
         Осия Израильский грешил меньше предшественников. Тем не менее, именно в его правление на
         Израиль обрушилась страшная кара - его захватил ассирийский воитель Салманассар.
  ****Иоас Иудейский, сын Охозии, был побежден Сирией, вынужден платить ей большой выкуп, и,
         процарствовав 40 лет, был убит.
         Азария (Озия) Иудейский, без каких-либо объяснений жестоко наказан - “И поразил Господь царя, и
         был он прокаженным до дня смерти своей” (4 Цар 15 5), то есть страдал в течение 52 лет!
         Несмотря на праведность Иофама Иудейского, именно “В те дни начал Господь посылать на Иудею
         Рецина, царя Сирийского, и Факея, сына Ремалиина“ (4 Цар 15 37)
         Езекия Иудейский, сын Ахаза, был чрезвычайно праведен, однако проиграл войну с Ассирией,
        отдал Сеннахириму все сокровища храма Господня и царского дворца. В тот же год царя поразила
        тяжелая болезнь.
         А вот так Бог наказал праведного Давида и свой народ за царя Саула: «Был голод на земле во
         дни Давида три года, год за годом. И вопросил Давид Господа И сказал Господь: это ради Саула
         и кровожадного дома его, за то, что он умертвил Гаваонитян» (2 Цар 21 1)
-------------------------------------------------------


Таким образом, даже беглый обзор сразу обнаруживает, что закон возмездия только декларируется, но в своей естественной форме не выполняется, поскольку на одних рука Провидения обрушивается, других касается слегка, а третьих не тревожит вовсе.  Как будто это не закон, как будто Бог играет в кости.

Когда же дело все-таки доходит до расплаты, она своим видом способна озадачить любого. Мы-то, наивные, ожидаем какой-то связи и соразмерности между злодеянием и наказанием, одинаковых приговоров за одинаковые преступления… Куда там! Высшее правосудие ведет себя совсем непредсказуемо. Повторов, прецедентов не бывает – одно и то же судят так и сяк, за разное карают без разбора. Поэтому озадаченные граждане вновь и вновь обращаются к Книге, пытаясь вычитать из нее ответ на естественный вопрос: «Какую кару прочит грешнику судьба: тождественную греху, соразмерную ему или нечто особенное?» Ответ, увы, святыня не дает.

Как правило, вид и размеры библейского воздаяния не соответствуют проступку. Вспомним по случаю масштабные кары - потоп, войны, эпидемии, которые косили всех подряд - взрослых и младенцев, виновных и не очень. Порой страдали даже ни в чем не повинные животные и растения*.

Та же непредсказуемость и несоразмерность наблюдается и на индивидуальном уровне. Каин за убийство родного брата получил изгнание, а тот чужой, кто надумает покуситься на его жизнь, заплатит жизнями семерых родственников. Моисей за убийство египтянина [Исх 2:12] вообще не понес никакого наказания. Потом он беспрепятственно женился на иноплеменнице - мадианитянке Сепфоре, хотя его соплеменника - израильтянина Зимри - за связь с мадианитянкой убили и Бог это одобрил [Чис 25].

Итак, нам не дано предугадать, КАК отзовутся преступленья. Так может мы узнаем срок – КОГДА?
КОГДА назначен Богом час расплаты и неизбежное злодея настигает – немедленно, прижизненно, за гробом? Как выясняется, у Бога все возможно.

Сроки вынесения и исполнения приговора ничем не ограничены. Иногда Всевышний действует очень оперативно, но в большинстве случаев расплата запаздывает или не наступает вообще**. В последнем случае грешников пугают посмертным воздаянием, но вершится ли оно там, в мире теней?  И ежели вершится, то сразу иль неспешно - в ОТДАЛЕННЫЕ ВРЕМЕНА (а с чего бы Господу спешить на Небе, если на Земле Он судить не торопился)? Вторая альтернатива означает, что обещанное «вызревание урожая» может и на Небесах затянуться до бесконечности.

Зададимся, наконец, важнейшим вопросом – НА ЧЬЮ ЖЕ ГОЛОВУ падет заслуженное наказание: на самого «сеятеля», его потомков или подчиненных? Судя по священным книгам, случается и то, и другое, и третье.

========================================================
 За половину царей-грешников расплатились родня и народ.
 Четверть БЛАГОЧЕСТИВЫХ правлений сопровождались бедствиями.
========================================================

Даже когда Бог был недоволен конкретным лицом здесь и сейчас, Он все равно освобождал грешника от кары, а вместо оного карал непричастных***.    

И этот-то произвол мы именуем законом, твердым и непоколебимым принципом справедливости!? Увы, тысячелетний опыт воздаяния, отраженный в Писании, так противоречив, что выразить его способна только псевдоглубокомысленная сентенция «Тринибудь»:

1) Когда-нибудь
2) что-нибудь
3) с кем-нибудь
обязательно случится!

Спору нет: в реальном мире удары судьбы испытывает каждый. Внезапно, словно по команде, жизнь совершает резкий поворот, и пострадавший ищет объясненье. Что это было – случай роковой, каприз богов, законная расплата? Мы напряженно ищем и всегда находим какой-нибудь грех, который дескать вызвал нынешний удар (ведь каждый может в чем-то упрекнуть себя). Зато невзгоды обретают смысл и справедливость торжествует, но недолго: другого грешника с такою же виной Верховный Суд накажет по-другому или простит и даже – так бывает! – наградит.

Почему за убийство Каина следует убить семерых, а за убийство Авеля – только изгнать одного? Почему надменного Навуходоносора обращают в зверя, а надменных Антиоха и Нерона - нет?
Вспомним Соломона, которого Бог ПРОСТИЛ ЗА ОТЦА (Давида), и вспомним соломонова сына Ровоама, которого Бог НАКАЗАЛ ЗА ОТЦА (Соломона), вспомним семью Иова, пострадавшую ни за что…

Как же так? Вновь и вновь мы сталкиваемся с тем, что за одно и то же преступление Небо карает по-разному. Понятно, что полагаться на такой «закон» нельзя****. Но и совсем отвергнуть важный регулирующий принцип невозможно, поэтому искушенные теологи до предела усложняют Промысел Божий и он становится непостижим ни разумом, ни опытом, ни чувством.

О них, об этих ухищрениях и пойдет речь в следующей главе ("Да воздаст. Но не здесь...." http://proza.ru/2018/01/10/428)

-------------------------------------------------------
        *Чтобы наказать египтян за угнетение иудеев, Бог уничтожает всю рыбу и всех жаб, насылает на скот мошку,
             нарывы и мор, побивает градом урожай и деревья, объедает их саранчой, а саму саранчу топит в
             Чермном море.
             За жестокость взрослых расплачиваются жизнью их дети-первенцы [Исх 7 21 - 12 30].
             Филистимлян, захвативших ковчег Бога Израилева, поразила болезнь и смерть. 50 070 жителей иудейского
             города Вефсамиса убил Господь за то, что они заглядывали в ковчег, хотя вряд ли кто-нибудь осмелился
             сделать это (тем более - 50000!) и отнеслись они к святыне с большим почтением [1 Цар 5 1 - 6 19].
             За насмешки над плешивостью Елисея две медведицы растерзали 42 ребенка [4 Цар 2 24]
       **Надава и Авиуда Бог испепелил на месте преступления [Лев 10 1-2].
             Валтасар, осквернивший священные сосуды, был убит в ту же ночь [Дан 5 30].
             Бесчинства Антиоха Эпифана Бог терпел шесть лет [1 Мак 1 20-23, 1 Мак 1 54-64, 1 Мак 6 16].
             Навуходоносора, разрушившего Иерусалимский храм, не трогал по меньшей мере 17 лет.
             На египтян, притеснявших богоизбранный народ, Бог ополчился через 400 лет [Исх 2 23-24, Исх 12 40]
             Наконец, Аарона за изготовление золотого тельца Он не наказал вовсе.
      ***Так замысловато Всевышний «карает», например, Соломона, поклонявшегося идолам, несмотря на
             предостережение. Вместо немедленного истребления Бог откладывает наказание царя-отступника на
             будущее и лишь после смерти Соломона отнимает царство, но не у него, а у его сына, и не все, а часть
             - «кусочек» царства Бог все же оставляет наследнику [3 Цар 11 5, 11-13].
   ****Как известно, часы, работающие время от времени, хуже, чем сломанные: последние хотя бы не сбивают с
             толку.
             Безответственный лоцман, гаснущий маяк опасны тем, что указывают ложный путь. Так и закон,
             исполняемый как захочется, хуже анархии, поскольку люди ориентируются на него, а
             не полагаются на самих себя.
-------------------------------------------------------


Рецензии
//"И Аз воздам. Наверное..."//

С этим тезисом я полностью согласен, Томас! В нём Вы очень точно сформулировали бесконечную многовариантность воздаяния.

Действительно, Бог может воздать по полной программе за содеянное, может лишь слегка наказать, а может и вовсе отменить наказание.

От чего именно это зависит?

Ответ в следующих словах Христа.

"Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших".

С уважением...,

Александр Недавний   24.07.2022 18:26     Заявить о нарушении
Бесконечная многовариантность, на мой взгляд, - то же самое, что произвол. Высшая инстанция поступает непредсказуемо, как ей угодно. И при этом зачем-то подробно описывает каждое воздаяние, вводит обязательные нормы (заповеди), их нарушение называет грехом, который НЕПРЕМЕННО будет наказан. Тем не менее, не наказывает, не награждает или наказывает невиновных...
Как можно руководствоваться таким "законом"?
Заповедь Христа хороша, но она, увы, декларативна, а множество библейских примеров, которые я приводил в статье, показывают, что Отец Небесный этой заповедью вовсе не руководствуется.
С уважением,

Томас Твин   24.07.2022 18:49   Заявить о нарушении
//Бесконечная многовариантность, на мой взгляд, - то же самое, что произвол. //

В реальности только и возможна бесконечная многовариантность воздаяния, поскольку каждый человек уникален в двух аспектах: степени проявления милосердия и степени реализации духовных ценностей.



Александр Недавний   24.07.2022 19:08   Заявить о нарушении
По-моему, каждый человек уникален во всех аспектах: и по составу клеток, и по скорости реакций, и по объёму знаний, по способностям, по отпечаткам пальцев и т.д.
Следуя Вашей логике, каждый уникум реагирует на другого индивида уникальным образом. Впору запутаться! Однако в действительности разные особенности сводят в группы, те - в более крупные, и за счёт этого сокращают число реакций. Так, например, Уголовные кодексы многих стран. Убийца есть убийца, несмотря на цвет кожи, пол, возраст, образование. Смягчающие обстоятельства рассматриваются в пределах основной статьи, поэтому вопроса о БЕСКОНЕЧНОЙ многовариантности воздаяния не возникает.
Хорошо бы, конечно, учитывать все обстоятельства, но тогда реальное воздаяние станет неосуществимым.
Вы полагаете, что для Высшего судии важны милосердие и духовность. Наверное, у Вас есть для этого основания.
Я предпочитаю судить по действиям, угрозам, требованиям Неба, отражённым в Священном Писании.
"обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее"
"если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее"
"если же вы и сыновья ваши отступите от Меня...то Я истреблю Израиля с лица земли"
"кто из сынов Израилевых и из пришельцев...даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти"
"если какой народ и царство не захочет служить ему, Навуходоносору, ... - этот народ Я накажу мечом"
"так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, и извлеку меч Мой из ножен его и истреблю у тебя праведного и нечестивого"
И так бесконечно...
И Вы нигде не найдёте даже упоминания о милосердии и духовных ценностях. Точнее, ценится только лояльнось по отношению к Всевышнему.
С уважением,

Томас Твин   24.07.2022 22:08   Заявить о нарушении
//Следуя Вашей логике, каждый уникум реагирует на другого индивида уникальным образом. Впору запутаться!//

Нам то конечно впору запутаться, но ведь мы говорим о воздаянии Божьем, а не человеческом. Библейский Бог это Высший Разум создавший вселенную, мириады живых созданий и непрерывно поддерживающий их жизнь. И судя по масштабам и сложности мироустройства, вполне можно допустить, что этот Разум не запутается.
____
//Вы полагаете, что для Высшего судии важны милосердие и духовность. Наверное, у Вас есть для этого основания...И Вы нигде не найдёте даже упоминания о милосердии и духовных ценностях.//
______

Милосердие это и есть наивысшая духовная ценность, ведь
согласно Христу, только милосердные и достойны спасения.

"Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».
Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».(Матф 25).
_
Да и апостол Павел сказал замечательные слова о любви - источнике милосердия:

"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы".
(Кор 13:1-9).
_
Иаков о сущности истинной христианской жизни:
"Истинное же благочестие, угодное Богу, ничем не запятнанное и чистое перед Богом и Отцом, выражается в заботе о сиротах и вдовах, нуждающихся в помощи, и в сохранении себя неосквернённым злом мира".
(Иакова 1:27).
_
Вся суть христианства сосредоточена в двух заповедях: любви к Создателю и любви к созданиям, то есть в милосердии.

Без милосердия нет христианства.
______
Если говорить о Ветхом завете, то и там милосердие имеет огромное значение:

"О, человек! Сказано тебе, что добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия". (Мих. 6:8)

"Искупи беззакония твои милосердием".

"С милостивым Ты поступаешь милостиво"

"Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений" (Ос. 6:6)

"Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего". (Пр 3:3)

"Человек милосердный благотворит душе своей, а жестокосердный разрушает плоть свою» (Прит. 11:17)

"Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу» (Прит. 21:2).
___
В Ветхом завете есть много историй и событий в которых Бог угрожает и наказывает.

Для чего нам читать эти истории и почему они вошли в Писание?

Апостол Павел отвечает.

"А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы".(1Кор.10:6).
"Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам".(1Кор.10:11).
Следовательно мотив всех этих угроз только один:
уговорить,убедить и объяснить человеку, что необходимо жить по-человечески, то есть быть милосердным.

Александр Недавний   26.07.2022 09:04   Заявить о нарушении
//Так, например, Уголовные кодексы многих стран. Убийца есть убийца, несмотря на цвет кожи, пол, возраст, образование. Смягчающие обстоятельства рассматриваются в пределах основной статьи, поэтому вопроса о БЕСКОНЕЧНОЙ многовариантности воздаяния не возникает//

А какие кодексы и организации определяют в какой именно стране, в какое время, в какой семье рождается человек?

Александр Недавний   26.07.2022 09:12   Заявить о нарушении
Вы правы, Всевышний часто г о в о р и т, что ценит милосердие. Вот только Его д е й с т в и я этого не подтверждают. Что-то не припоминаю, чтобы Он отменил или смягчил наказание грешнику, проявлявшему милосердие к людям. Изменить приговор сыну «ради отца» или отцу «ради сына» - пожалуйста, а за милосердие - нет.
Если Всевышний карает, то делает это очень жестоко (по человеческим меркам):
«Поразил Господь народ весьма великою язвою» (Чис 11:33)
«Поразил Господь жителей города от малого до большого» (1 Цар 5:9)
«И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду» (2 Цар 12:15)
«Господь поразил всех первенцев в земле Египетской» (Исх 12:29)
«Всякого человека, последовавшего Ваал - Фегору, истребил Господь» (Втор 4:3)
«Он поразил их слепотою по слову Елисея» (4 Цар 6:18)
«И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» (4 Цар 2:24)

Вы полагаете, что эти жестокости нужны, чтобы «вразумлять» заблудшее человечество. Как говорится, цель оправдывает средства. Но можно ли воспитывать человечность бесчеловечными методами? Избивая брата на глазах у сестры (в воспитательных, разумеется, целях), можно её запугать, сломать, ожесточить, но вряд ли вырастить милосердной. Своей "педагогикой" Бог ясно показывает, что даже у Него нет других способов повлиять на непослушных, кроме ужасного насилия. Что же остаётся обычным людям?

Ещё пару слов о «бесконечной многовариантности» воздаяния. Оно, конечно, должно учитывать различные нюансы, но эти нюансы и само воздаяние должны быть понятны пастве. В противном случае воспитательная функция воздаяния стремится к 0.

Если Вам интересно, то более подробно свою позицию я изложил в статье «Бьёт - значит, любит» (http://proza.ru/2018/12/08/471), но боюсь, она Вам не понравится.
С уважением,

Томас Твин   29.07.2022 10:14   Заявить о нарушении
//Своей "педагогикой" Бог ясно показывает, что даже у Него нет других способов повлиять на непослушных, кроме ужасного насилия. Что же остаётся обычным людям?//

Обычным людям остаётся только одно - стараться жить в согласии с духовными законами Творца: не убей, не укради, не лги и так далее. И тогда страданий в нашем мире станет гораздо меньше. Иного пути нет.

Александр Недавний   29.07.2022 18:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.