В этот день в начале нового тысячелетия

        В 13.41 по московскому времени  4-го октября 2001 года средства спутникового слежения США зафиксировали пуск ракеты с Керченского полуострова Крыма, где в это время Украина проводила учения наземных средств ПВО.  Через 4 минуты в 13.45 с экрана Российского радиолокатора ВВС в Геленджике на высоте 11000 метров пропала отметка регулярного рейса Ту-154 "Тель-Авив - Новосибирск" российской авиакомпании «Сибирь». В это же время командир Ан-24 Армянских авиалиний передал в  эфир сообщение о вспышке в воздухе над Черным морем на большой высоте. 
        На первый взгляд приведенных фактов достаточно, чтобы сделать вполне определенный вывод без вариантов о причастности ПВО вооруженных сил Украины к гибели 66 пассажиров и экипажа Ту-154. На следующий день мировые СМИ утонули в потоке самых различных версий по поводу причин и виновников этой трагедии: от теракта до ошибки ПВО ВСУ.
        Без претензий на экспертное мнение, позволю поделиться своими соображениями на этот счет. 10 октября 2001 года я находился у Главкома ВВС Корнукова А.М. в его кабинете, когда раздался телефонный звонок министра Обороны Украины А.Кузьмука. Из телефонного разговора была понятна настоятельная просьба прислать материалы объективного контроля, связанные с гибелью  гражданского самолета Ту-154 с 66 пассажирами и 12 членами экипажа на борту в небе над Черным морем  неделю назад  4 октября. «У меня ничего не осталось. Все материалы переданы в генштаб», - ответил Корнуков. Анатолий Михайлович рассказал мне, что был приглашен на учения  войск ПВО Украины и стал свидетелем того трагического пуска.
        Стрельба ракетами проходила в Крыму на Керченском полуострове в трех километрах западнее мыса Опук, где располагался полигон войск ПВО Украины. В качестве мишени использовался беспилотник Ту-143 «Рейс» советского производства, маршрут которого пролегал над морем вдоль побережья на высоте 1000 метров и наблюдался визуально. После схода с пусковой установки было отчетливо видно, что ракета С-200 устремилась в сторону мишени, но в цель не попала. Программа самоликвидации ракеты на такой случай тоже не сработала: ракета не ушла вертикально в набор для подрыва на большой высоте. По словам Корнукова, у него сложилось впечатление, что ракета ушла искать другую воздушную цель. Через 5 минут тревожные предчувствия Главкома стали подтверждаться после телефонного звонка с ЦКП ВВС Росси: в 13.45 МСК с экрана радиолокационной станции ВВС в Геленджике на высоте 11000 метров пропала отметка регулярного рейса Ту-154 "Тель-Авив - Новосибирск" авиакомпании «Сибирь». Через 2 дня Пентагон подтвердил одну из версий гибели самолета: средства спутникового слежения США зафиксировали пуск ракеты в 13.41 МСК. Разница во времени пуска и исчезновения ТУ-154 с экрана РЛС как раз и составила подлетное время ракеты.
        В этой трагической истории, в которой погибло 78 человек, примечательно то, что руководство Украины до сих пор не признало своей вины полностью. 6 октября Президент Украины Леонид Кучма заявил: «Ни Украину, ни меня лично не радует то, что происходит вокруг этой трагедии. Азимут стрельбы совсем не совпадал с местонахождением Ту-154. Технически это невозможно, хотя теоретически возможно все… Конструкция и производство ракеты – российские». Что хотел сказать Леонид Данилович этой фразой, - остается только гадать. Да, действительно, ракета российская. Она за пределами своих возможностей выполнила команду, которую ей задал расчет, выполнявший стрельбу. Ошибка, которую допустили украинские военные, была связана с плохим знанием тактико-технических характеристик ракеты и низкой натренированностью офицеров ПВО ВСУ. При пуске ракеты был выключен канал управления по дальности до цели. Трагическое совпадение азимута стрельбы с мишенью и Ту-154 направило ракету за 240 км. от места пуска на более мощный источник отраженного сигнала подсветки цели.
       Кощунственно выглядело и другое заявление Президента Украины, которое он сделал 10 октября 2001 года: «Не надо делать из этого трагедии. Такое случается не только в Украине. Посмотрите вокруг: в мире, в Европе – не мы первые и не мы последние, ошибки встречаются везде».
        Девять дней держали оборону и представители военного командования Украины. «Море вранья», в т.ч. «убедительный» доклад министра обороны А.Кузьмука перед  депутатами Верховной Рады Украины, вызывали недоверие. Генералы не хотели признать тот факт, что во время учений ракета С-200 отклонилась от цели и попала в самолет Ту-154. И только будучи «прижатым к стенке», главком ПВО Украины В.Ткачев согласился  с выводами российской госкомиссии и публично покаялся: «Оценки экспертов и большинство факторов свидетельствуют, что это могла быть наша ракета. Очень жалею, что не смог предотвратить беду и фатальные стечения обстоятельств».
       В ноябре 2001 года Украинские власти все же частично признали, что российский Ту-154 мог быть сбит украинской ракетой во время учений. Этот шаг серьезно ударил по престижу Украины и ее армии, хотя и не вызвал внутриполитической бури. Леонид Кучма не стал отправлять в отставку министра обороны, призвав не делать из произошедшего трагедии. Споры о размере компенсации семьям погибших и авиакомпании «Сибирь» продолжаются до сих пор.
        А теперь о главной причине, на мой взгляд, приведшей к столь масштабной трагедии в акватории Черного моря 4-го октября 2001 года. С образованием в 1991 г. новых независимых государств некоторым из них проводить боевые стрельбы стало практически негде. Это коснулось в первую очередь Украины, на территории которой осталось значительное количество частей и соединений противовоздушной обороны. Некоторое время практические стрельбы украинская ПВО вообще не устраивала. Выучка расчетов стала стремительно снижаться, и в определенный момент времени встал вопрос об их способности вообще выполнять боевые задачи по своему предназначению.
        30 августа, за месяц до этой трагедии, на российском полигоне «Ашулук» Астраханской области прошел основной этап учений  «Боевое содружество-2001» с участием сил ПВО Армении, Белоруссии, России и Таджикистана. На учениях с боевыми стрельбами были задействованы 30 ЗРК, в т.ч. С-200 и 23 самолета. Расчеты ЗРК получили хороший опыт боевых стрельб в сложной помеховой обстановке. Сейчас сложно сказать, чем руководствовалась Украина, отказавшись от участия в этих войсковых учениях, презрительно обозвав их «зенитным ракетным шоу». В своем стремлении избавиться от дорогостоящих затрат,  Украина к этому времени создала свой полигон в Крыму над Черным морем, - в районе с интенсивным судоходством и многочисленными международными коридорами пролета гражданской авиации. Эта безумная идея была жестко раскритикована в России и за рубежом. Организация боевых стрельб в Тавриде таким  сложным оружием, как С-200, создавала потенциальную опасность для всех видов летательных аппаратов и не только. Бахвальство Украины, что у себя дома они то уж организуют учение с наисложнейшей воздушной и помеховой обстановкой, закончилось «шоу» с трагическим исходом. Некомпетентность и непрофессионализм украинских военных легли в основу главной причины при расследовании этой катастрофы.
        Проводя параллели между гибелью российского Ту-154 в 2001 г. и малазийского «Боинг -777», который был сбит над Донбассом 17 июля 2014 года, хочу сказать вот о чем.
        При всей неадекватности нынешнего украинского руководства, я не думаю, что кому-то из них пришла в голову мысль преднамеренно сбить гражданский самолет. Кишка тонка. Скорее всего, причина кроется, опять-таки, в неумении украинских военных обращаться с оружием. Посудите сами. Не имея своего полигона для тренировки расчетов ЗРК «Бук-М1», который в управлении еще более сложный, чем С-200, украинские военные могли организовать тренировку расчетов ЗРК по летательным аппаратам, пролетающим над зоной действия ракетного комплекса, без боевых стрельб. Безрассудство руководства ПВО Украины и низкая натренированность расчета могли привести к трагической ошибке, повлекшей непреднамеренный сход ракеты с пусковой установки.
       Поведение же руководства Украины в случаях с малазийским «Боингом» и российским Ту-154 мало чем отличается, разве что, появлением в США и Европе «крышевателей» уголовных преступников. Беспрецедентная политизация этой трагедии со стороны Запада и закрытость расследования катастрофы вызывают серьезные сомнения в том, что будут выявлены истинные причины трагедии рейса «МН-17». Официальные выводы комиссии по расследованию Донбасского ЧП обещают опубликовать в октябре с.г. Ждать очередного «шоу» с участием киевских «скакунов» и заокеанских клоунов осталось недолго. 


Рецензии