комунужнасемья -д

Традиционная семья, в том понимании, которое в это слово вкладывали наши предки, кажется уже не нужна? К сожалению, эта тенденция глобальна. Причем она характерна как раз для развитых стран, где царит общество потребления. Там, где достаточно высокий уровень жизни, где реализуется концепция так называемого социального государства, которая при всех ее положительных сторонах, имеет и определенные психологические недостатки. Дело в том, что при современном укладе жизни людям удобнее оставаться как можно дольше "взрослыми детьми".

Взрослые люди, которые ведут себя, как дети, избегают ответственности - для них это  "игра" в семью. Конечно, в обычном детском возрасте подобное поведение естественно - не задумываться о том, что будет завтра, играть, развлекаться, получать удовольствие, не беря на себя ответственность за кого-то еще. Истинное же взросление начинается тогда, когда маленький человек начинает сам заботиться о ком-то, о домашнем животном, младших братьях или сестрах. Но поскольку сейчас семьи преимущественно малодетные, то такого опыта многие дети не получают. И это еще одна причина синдрома "Питера Пена", подростка, который не хочет взрослеть. А, следовательно, и никогда не постареет, не станет сам нуждаться в уходе близких, так что классическая семья с ее эстафетой взаимопомощи, ему вроде и не к чему. Подобные иллюзии развеиваются - но лишь на склоне лет.

Конечно, в традиционном обществе дети и внуки были нужны для выживания престарелых родителей, в том числе и для того, чтобы подать в старости пресловутый стакан воды. В современном обществе необходимость этого отпала, но одновременно исчезло и очень много других факторов, которые ранее помогали взрослению. И хотя с одной стороны жить стало действительно легче, с другой - мы многое потеряли. Появилась целая прослойка инфантильных и так и не повзрослевших взрослых, психологи даже подобрали для них подходящий термин - кидалт, сокращенный от англ. kid — ребёнок и англ. adult — взрослый, то есть человек, навсегда застрявший в детстве. Он может быть успешным социально, но это не отменяет того, что живет он только ради самого себя.

 Так может быть это и неплохо? Не переживать за близких, за детей, родителей, за мужа или жену. Просто потому, что их нет. Может быть, это тоже своеобразный вариант счастья?

 Счастье - сложная категория. Гораздо проще обнаружить его отсутствие, чем наличие. Но да, мы все живем во времена кидалтов. Для существующей системы общества потребления это выгодно и экономически. Ведь человек с подобным мировоззрением, в отличие от людей зрелых и ответственных, не стремится к сбережениям, тратя все доступные средства "здесь и сейчас" на свои дорогие "взрослые игрушки", гаджеты, машинки, самолетики. И в современном обществе все больше становится таких вот одиночек по убеждению, в Америке даже функционирует Университет одиночества, выпускники которого учат других, как правильно жить без семьи.

Сексуальные отношения, конечно, остаются. Но не ради продолжения рода. Тут к кидалтам примыкают и небезызвестные чайлдфри, не желающие заводить детей. Да, они все могут иметь связи и даже довольно устойчивые, пары образуются, заключаются гостевые и досуговые браки, отношения "выходного дня" или отпуска, "серийные" союзы, когда молодые люди заранее договариваются сколько лет вместе они планируют прожить, год, два или три, а затем отправиться на поиски нового партнера, но все это никак нельзя назвать взрослой сексуальностью. В конечном счете, как не банально это звучит, биологическая жизнь человека конечна. Мы можем продолжить себя только в своих детях. А вот что кидалты и убежденные чайлдфри оставят после себя? Они об этом пока не думают.

Увы, но до поры до времени кидалты предпочитают прятать от себя эти грустные мысли, что же дальше. Так как те ведут к их психологическому дискомфорту. "Взрослый ребенок" не хочет и боится страдать. Ему проще не повзрослеть, а найти себя в альтернативных формах сексуальности, не требующих взрослой ответственности, что мы сейчас и видим повсеместно в той же Европе. Конечно, инфантилизация не входит в список известных психических заболеваний, но по смыслу это новая социальная болезнь человечества. Следующий ее этап - деградация семьи. И хотя сегодня семья не нужна нам для физического выживания, она по-прежнему необходима для выживания психологического. Общеизвестно, что благополучные семьянины и чувствуют себя более счастливыми, и в среднем живут дольше. Все мы, современники, независимо от уровня нашего образования и интеллекта, на уровне тела, мозга, вот этих серых клеточек,  остались такими же, как и наши далекие предки из каменного века. И подсознательно на уровне инстинктов хотим того же, что и они.

Чтобы мужчина зарабатывал, а женщина поддерживала огонь в очаге? Это социальный стереотип и он в разные эпохи тоже может быть разным. Природа заложила в каждом человеке определенный набор программ. Одна из главных - для того, чтобы мы чувствовали себя хорошо и спокойно, нас должны окружать родные лица. Родители, дети, а еще лучше сразу несколько поколений, это такая естественная группа нашей с вами психологической поддержки и защиты. Мы можем ссориться с ними и мириться, переживать совместные трудности и разлады, но все-таки мы вместе. Цель любой семьи состоит как раз в том, чтобы помогать друг другу, даже самим фактом нахождения рядом. Лишь семья способна наполнить жизнь человека эмоциями, которые невозможно получить иным способом, никаким видом развлечений. Когда общество было устроено, как нам сейчас кажется, более примитивно, то есть люди жили исключительно своей семьей, общиной, родом, существовать им было нелегко, но со многими жизненными трудностями они справлялись благодаря постоянной психологической поддержке близких. Психотерапевты тогда были не нужны. Но одновременно с тем, как исчезает социальный институт традиционной семьи и уменьшается ее роль в жизни человека, растет и потребность в психологической помощи.

Могут ли помочь духовные скрепы, возвращение к традиционным ценностям, которые сейчас в нашей стране пытаются столь упорно воскресить? Традиционные ценности должны восприниматься людьми и как собственные, персональные ценности. А для этого быть созвучны природному психологическому устройству человека. Именно тогда они включаются в его образ жизни. Надеяться на то, что только их формальной пропаганды будет достаточно, думаю, не стоит.

8 июля День не только семьи, но и верности. Возможна ли она в мире, где каждый сам за себя? Верность - это образ мыслей и поведения психологически зрелой личности. Для кидалта верность не является ценностью. Во взрослых же отношениях верность предопределена биологически, женщина интуитивно выбирает хорошего и надежного отца своим будущим детям, способного на настоящие крепкие чувства, потому что именно верность, а не ветреность, в итоге и обеспечивает благополучие потомства, продолжение рода.

Так где нам теперь искать семейное счастье? Может быть оно сохранилось в провинции, где нет огней и искушений большого города, а жители все еще живут по старинке, выживая все вместе? Я не думаю, что путь обретения счастья требует добровольного поиска трудностей жизни. Прежде всего человеку нужно обрести счастье в самом себе. Запустить в поисковой системе мозга строку "как найти счастье" и следовать дальнейшим рекомендациям... Шучу, конечно.

А если серьезно, то, прежде чем стать счастливым, мы с вами неизбежно должны повзрослеть. Все приедается в результате - развлечения, впечатления, путешествия... И мы опять остаемся наедине с самими собой. И оказывается, что проблема большинства заключается как раз в недостаточном умении любить себя, потому что детский эгоизм, эгоцентризм - это лишь подобие настоящей любви к себе, но не истинная любовь, для которой нам обязательно нужен кто-то еще, чтобы почувствовать себя не ущербным, а целым. Найди себя, начни себя по-настоящему ценить, стань самодостаточным человеком, а не одиночкой, бросающемся из крайности в крайность ради получения наслаждения, ведь все эти метания на самом деле от чувства собственной неполноценности. А полнота жизни возможна только в семье и, лишь обретя ее, наше бытие обретет смысл и завершенность.


Рецензии