Корифей

 
          Как только заварилась свара вокруг строительства Крымской АЭС, меня тут же отправили в Баку. Есть много сходного в геологии и сейсмичности Керченского полуострова и Апшерона. Кроме того, бакинские коллеги сумели "зарубить" свою площадку и держаться подальше от мирного атома. Сие во времена Союза было очень непросто. Билет достали на поезд. Время было летнее, горячее, отпускное.

           Черт бы побрал этот поезд. Это не поезд, а божье наказание. После Ростова-на-Дону он делает громадный крюк по Северному Кавказу. Идет через Армавир, Минводы, Моздок, Махачкалу, Дербент, Сумгаит. Итого, более суток. В жару и духоту дорога показалась бесконечной. А что хуже всего, прибывает, этот чертов поезд в Баку в 12 часов ночи. Естественно, все конторы закрыты. Ночевать, кроме вокзала, негде. Я и ночевал. Бессонную ночь скрасила азербайджанская чайная, работавшая круглосуточно. Чай в заварных чайниках, пузатые стаканчики тонкого стекла и блюдечко колотого рафинада -  вот и все развлечения. В таких чайных ничего, кроме чая, не подают. Зато чай отменный.

          Утром я сунулся в Бакинское метро и сразу получил массу впечатлений. Перед этим я купил в привокзальном киоске карту города. Сориентировался. И… поехал совсем в другом направлении. Пришлось вернуться на вокзал и повторить эксперимент. Увы, с тем же успехом. Осатанел я изрядно. Ай да город! Название станций объявляют только по-азербайджански. Очень милые названия. Но на слух славянина они никак не воспринимаются. Кроме того, оказалось, что электрички с одной станции могут идти по разным маршрутам. А по какому – показывает табло, помещенное над выходом из тоннеля. Интересно? Еще как! Особенно потому, что все надписи тоже на азербайджанском. Мешанина русских букв и кабалистических знаков. И не пытайтесь в них разобраться. Свихнетесь. При таком раскладе, хочешь не хочешь, надо обращаться к добрым людям, иначе в жизни до нужной станции не доберешься. Не зря существует присказка:

-  Смотри, геологи приехали. Карты развернули. Сейчас будут спрашивать дорогу.

          Ученый секретарь Академии Наук был предупрежден о моем приезде. Звонили ему из Крымского обкома. Так что общался он со мной предельно вежливо. Устроил в гостиницу. А поскольку сам ничего в строительстве АЭС не понимал, потащил меня к местному корифею. Корифей сидел в маленьком кабинете, уставившись в пустой стол. Секретарь меня представил. Объяснил в чем дело. И отчалил по своим секретарским делам.

          Корифей не произнес ни слова, так что я, грешным делом, подумал, не немой ли он. Просидев молча минут пять, он достал из холодильника бутылку водки. Налил два неполных стакана. Один протянул мне. О, святой Николай Угодник! Заступник всех странствующих и путешествующих! Спаси и помилуй! Десять часов утра. Жарища. Дел невпроворот. Опять же после бессонной ночи и без завтрака… Но, корифей был тверд, как дамасская сталь самого лучшего закала.

-  Значит так. Если ты со мной не выпьешь, считай знакомство не состоялось. Никаких материалов я тебе не дам. И вообще не буду с тобой разговаривать. Ни на какие темы.
-  Но секретарь…. Но моя командировка…
-  Плевать я хотел на секретаря. Плевать я хотел на командировку. Или ты выпьешь со мной, или разговора не получится.
-  Слушай, уважаемый! Мне не до выпивки. Дело серьезное. АЭС  с реакторами в сейсмичной зоне. Плюс диапиризм и грязевой вулканизм… мне нужны материалы по азербайджанской площадке. Я за ними приехал. И ни за чем другим. Войди в мое положение!
-  Уже вошел. По адресу приехал. Но, ты думаешь я всех водкой угощаю? За знакомство. Поехали!


          Поехали и приехали. В том смысле, что после первой бутылки легко пошла вторая. Когда закончили вторую, я стал плохо соображать. Помню только, что в каком-то доме корифей накормил меня отличным обедом. Вроде потому, что рестораны он презирал. Потом отвез на такси в гостиницу. Сам держался крепко. Вроде бы и не пил. На следующее утро у себя в номере я обнаружил стопку отчетов, документов, схем, карт. Собственно, то, что нужно. Но как они попали в номер, убейте – не помню!

         Ясное дело, корифей был не дурак выпить. Не иначе, как сам пророк Мухаммед лично разрешил ему употреблять. Учитывая его научные заслуги. В конце командировки я бы ему и сам предложил. Однако, он решил по-своему. Встретить меня как гостя (что на востоке свято), а не просто как заезжего специалиста. И перешли мы с ним сходу на ты и вполне подружились. И обсудили все наши проблемы откровенно и с удовольствием, как давно знакомые люди. И дружили бы наверное по сей день, не окажись мы в разных странах. Не легли бы между нами две государственные границы.

           Впрочем, он уже тогда это предчувствовал. Видимо не случайно в дарственной надписи на одной из его работ было сказано: “Дорогому Юрию старый труд в новое время. От автора”. И подпись. Корифей он и есть корифей. Даже в предчувствии. Да хранит его Аллах в эти новые времена.


Рецензии
Написано очень ярко и главное правдиво, с учетом местного колорита (как бакинец могу подтвердить). На Прозе.ру не часто встретишь авторов, наделенных художественным вкусом, а к тому же еще и чувством такта. Хотя (положа руку на сердце) очень хотелось бы как бакинцу узнать имя "корифея". Но и без этого "уточнения" прочел с интересом.

С пожеланиями творческих успехов - Игорь Абросимов.

Игорь Абросимов   17.07.2017 20:14     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.