X. Развивающие занятия с глухими и слабослышащими

Дети, которые растут в семьях глухих, очень нуждаются в том, чтобы их речь постоянно развивалась и пополнялся словарный запас. Родители могут дать своим детям базу жестовой речи, но не все взрослые владеют достаточным словарным запасом. Поэтому в школе дети будут испытывать колоссальные трудности с письменной речью. Даже незнание простых слов, обозначающих окружающие предметы, ставит преграды в речевом развитии ребёнка.

Переводчик имеет уникальную возможность помочь глухим и слабослышащим детям, дать им то, что не всегда сможет им дать родная семья.
Подросших детей можно привлекать к чтению Писания, или хотя бы детских рассказов. А как читать, если ребёнок не знает простейших слов?
Остро дети сталкиваются с этой проблемой тогда, когда поступают в школу. Особенно, если жестовая речь бедна и слов он не знает совсем.
Наладить контакт преподавателю с этим ребёнком бывает очень сложно.

Как помочь?
К примеру, детям, владеющим жестовой речью, можно просто задавать вопросы.

Покажи на стул и спроси его: что это? Ребёнок покажет жест. Спроси его: слово?
Если слово ребёнок не знает, пропиши дактилем и попроси его повторить.

Конечно, это вариант для легкого общения. Для серьёзных занятий существует специальная методика.

Методика занятий для малышей
Малышей советуют сразу с 2-х лет учить глобальному чтению: для этого надо подписывать все предметы в доме:
"СТУЛ";, "ЛОЖКА";, "ДВЕРЬ";, "ТАРЕЛКА";, "БОТИНКИ";.
Ребенок ещё не умеет читать, но он запоминает образ слова.

Конечно трудно подписать всё подряд. Но можно начать хотя бы с некоторых вещей, с которыми ребёнок сталкивается и видит чаще всего.
Обращай внимание на табличку, обувая ботинки, одевая платье. Прописывай дактилем и проговаривай голосом это слово. Труд может показаться утомительным, но он очень эффективный. В будущем обязательно увидишь плоды.

Через некоторое время такой зрительной тренировки, можно поиграть с ребенком: перемешать несколько табличек и предъявив одну, попросить ребенка показать предмет, к которому относится слово на табличке. Если он справился, похвали.

Как только ребенок запомнит эти слова, можно подписать другие предметы, но выученные слова периодически повторять, закреплять. Знакомя ребенка со словом,  полезно обозначать его не только табличкой, но и дактилем, и проговаривать голосом.

 Поощряй ребёнка, когда он пытается ПОДРАЖАТЬ в дактилировании и проговаривании.

***
Бывает, что глухие родители сами занимаются со своими детьми: подписывают окружающие предметы, побуждают ребёнка читать слова дактилем. В таком случае ты можешь "принимать экзамен":
показывать предмет и просить ребёнка прописать слово дактилем,
затем самому произнести голосом и попросить ребёнка повторить слово голосом. Сначала пусть он послушает, потом проговорите вместе и затем пусть попробует сказать самостоятельно. Не надо добиваться чистоты произношения.
Как бы ребёнок не произнёс, похвали за это.

***
Если ты не часто бываешь в гостях у глухих, а помочь очень хочешь, тогда предложи методику глобального чтения родителям (если они сами не знают как заниматься), пусть дома дактилируют слова, запоминают с ребёнком названия предметов. А между собраниями в воскресенье выдели полчаса для детей, чтобы проверить, как они занимались дома и дать им голосовое обозначение слов: послушать и попробовать повторить звуковой образ слова.




Методика занятий для детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста.
Для того, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в школе и среди слышащих, важно научить разным видам восприятия информации. 

Учить можно примерно так:
ПОКАЗАТЬ ребёнку предмет,
ПРОДАКТИЛИРОВАТЬ слово "КНИГА",
ПРОГОВОРИТЬ голосом,
показать табличку с написанным словом "КНИГА" ,
ЗАПИСАТЬ слово в тетрадь.

При этом ребёнок принимает во всем активное участие.
Он ПРОЧИТАЛ это слово ДАКТИЛЕМ и ГОЛОСОМ (по мере возможностей) и ЗАПИСАЛ;.

;Пусть ребёнок выучит это слово.

Дальше можно поиграть так, как с малышами: ;из нескольких табличек с написанными словами выбрать слово, соответствующее данному предмету
(покажи на предмет; и попроси из нескольких вариантов выбрать одну табличку, на которой написано название этого предмета),

или найти нужное слово из табличек на слух или слухозрительно - с губ.

 (НА СЛУХ: прикрой ладошкой свои губы и произнеси слово, ребёнок пробует найти в табличках слово, которое услышал. Если у него не получилось, тогда убери ладошку и повтори слово, чтобы ребёнок мог ещё раз услышать и "прочитать" по губам - этот метод называется СЛУХОЗРИТЕЛЬНЫМ)

А затем и вовсе убрать таблички и пусть ребёнок, воспринимая слово на слух или слухозрительно, покажет предмет, покажет жест, повторит это слово без какой-либо зрительной опоры. По сути это вся методика развития слухового восприятия.




Можно, конечно, задаться вопросом: а зачем такие энергозатраты? Ведь существуют глухие, верующие/ неверующие, имея какой-то обьём словарного запаса, общаются жестами, пишут смски и ничего катастрофического не происходит?
Если бы глухие владели грамотной письменной речью, то у них было бы больше возможностей в образовании, работе, по жизни.
Грамотный глухой пользуется авторитетом среди других глухих.
Грамотный глухой имеет приоритет перед неграмотным в чтении Библии, в проповеди, в благовестии.
Можно перечислять долго...

***
Конечно, не надо ставить себе сверхзадачу: не могу, не хочу, но придётся.
Желание заниматься с детьми должно в первую очередь идти от сердца, а эта информация пусть послужит инструментом для воплощения сердечных намерений.


Рецензии