Рождение КГБ
12 марта 1954 г. был образован Комитет государственной безопасности при Совмине СССР. Его председателем назначили И. А. Серова, многолетнего заместителя министра МВД, в последние годы - с начала 1953 г. - заместитель Берии, а затем - и С. Н. Круглова. Ряд функций прежнего МВД уходят в КГБ. В 1955 г. указом Верховного Совета СССР было создано министерство внутренних дел РСФСР. Напомним, что Российская Федерация в течение последних тридцати лет не имела своего министерства внутренних дел (НКВД РСФСР был упразднен в декабре 1930 г.)
В начале 1956 г. , накануне ХХ съезда, С. Н. Круглов был отправлен в отставку. Новым министром назначили бывшего заведующего отделом строительства ЦК КПСС Н. П. Дудорова. В течение 1956-1957 гг. шла чистка аппарата министерства. Заместители министра - многолетние работники НКВД-МВД были заменены на партийных работников. В сентябре 1957 г. из состава МВД были выведены и переданы в КГБ пограничные войска.
Логическим результатом процесса снижения роли МВД стала ликвидация этого министерства. 13 января 1960 г. МВД СССР было упразднено, а его функции были переданы республиканским министерствам.
КГБ с первых дней своего существования выполнял ряд функций политической полиции. С назначением на руководящую должность А. Н. Шелепина, эти функции были закреплены в "Положении о КГБ при Совете Министров СССР", утвержденном постановлением Президиума ЦК КПСС 9 января 1959 г. В этом документе, определявшем деятельность КГБ, провозглашалось:
"Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР и его
органы на местах являются политическими органами, осуществляющими
мероприятия Центрального Комитета и Правительства по защите
социалистического государства от посягательств со стороны внешних и
внутренних врагов"
(Охотин Н. Г. и др. Экспертное заключение., с. 31)
С появлением Шелепина во главе КГБ была продолжена чистка рядов сотрудников КГБ. В отчете, направленном в Президиум ЦК в январе 1963 г. преемником Шелепина, также бывшем первом секретаре ЦК ВЛКСМ В. Семичастном в первые дни его работы в качестве председателя КГБ, сообщалось, что "за период с 1954 г. из органов госбезопасности (без войск) . . . уволено более 46 тысяч офицеров, в том числе почти половина - с 1959 г. " Чистка коснулась не только аппарата КГБ, но и разведки и контрразведки. "Свыше 90% генералов и офицеров военной контрразведки ... назначено на руководящие должности в последние четыре года" - сообщалось в этом документе.
(Хрущевские времена. Запись Н. А. Барсукова //
Неизвестная Россия, Вып. 1. М. , 1992, с. 273)
Хрущев, вспоминал Семичастный, - очень плохо относился к воинским званиям в КГБ, часто любил повторять: "Надо вас распогонить, разлампасить".
Набор новых сотрудников КГБ шел в основном за счет лиц, имевших рекомендации от комсомольских и партийных органов, а также из числа партийно-комсомольских работников.
В свою очередь, ряд руководителей КГБ перешли в 1960-1962 гг. на партийно - cоветскую работу, в прокуратуру. КГБ, его аппарат сращивался с партийными органами.
В КГБ не могло не вызывать раздражение сокращения численности штатного состава на 110 тысяч человек, снижение оплаты, ликвидация ряда привилегии (бесплатный отпуск медикаментов, льготы при выслуге лет и ряд других).
Функция политической полиции в КГБ резко усилилась после событий в Новочеркасске, отозвавшихся практически по всей стране. И партийные власти, и органы КГБ оказались по существу захваченными врасплох. Сразу же после подавления волнений в Президиуме ЦК КПСС принимается большое число решений, направленных на усиление политического сыска и борьбы с инакомыслием в стране. 19 июля 1962 г. на заседании Президиума ЦК КПСС было принято пространное постановление, в котором указывалось:
"....
1. Согласиться с представленными Комиссией проектами постановления
СМ СССР и Генерального Прокурора СССР по вопросам усиления борьбы
с враждебными проявлениями антисоветских элементов . . .
2. Разрешить КГБ СССР увеличить штатную численность
контрразведывательных подразделений территориальных органов КГБ
на 400 военнослужащих. "
Руководство КГБ, непосредственно входившее в состав партийно-политической верхушки страны, не могло не быть обеспокоенным ростом недовольства страны. Ситуация предлагала два выхода. Первый - усиление репрессий (напомним, что именно в июле 1962 г. была принята печально знаменитая статья 70 Уголовного кодекса РСФСР, восстановившая и узаконившая политические репрессии). Второй выход - изменения в самом политическом руководстве, устранении из него того человека, имя которого отождествлялось с неудачами в развитии страны - Н. С. Хрущева.
----
Подножкой для партноменклатуры был новый устав ЦК КПСС, принятый в октябре 1961 г. на ХХП съезде КПСС. Он предусматривал необходимость систематического обновления партийных органов от Президиума ЦК КПСС до первичной организации. Низшее звено выборных органов партии - до райкома включительно - на каждых выборах должно было обновляться наполовину, на республиканской и областном уровне - на одну треть, состав ЦК КПСС и Президиума ЦК должен был обновляться на одну четверть. Ограничивались и возможности для конкретного человека несколько раз быть избранным в один и тот же партийный орган. Эти решения сами по себе создавали угрозу стабильности партаппарата. При всех дополнениях, уточнениях и разъяснениях, сохранявших возможности влиять на итоги выборов, принцип сменяемости и обновления партийных кадров нависал дамокловым мечем над головами партноменклатуры.
В ноябре 1962 г. Пленум ЦК КПСС принял постановление "О развитии экономики СССР и перестройке партийного руководства народным хозяйством", что означало разделение партийных организаций по производственному принципу. Партийные организации - от областных и ниже - делились на промышленные и сельские. Таким образом на территории одной области или края оказывались два обкома. А так, как партийная система управления была своего рода образцом для советской власти, то и вместо единых Советов и их испокомов создавались сельские и промышленные Советы и исполкомы. Удар был нанесен и по самой массовой группе партработников - секретарей сельских райкомов КПСС. Согласно этим решениям, были ликвидированы сельские райкомы партии , а управление сельским хозяйством передавалось территориальным производственным управлениям, охватывавшим несколько районов.
Все эти меры вызывали раздражение, воспринимались как очевидная административная блажь.
Поэтому решения ноябрьского (1962 г. ) не создали Хрущеву новых союзников и добавили многих новых противников в среде влиятельных секретарей обкомов - самой многочисленной части пленумов ЦК.
В стране ширилось недовольство Хрущевым, которое по большей части вызывалось его необдуманными действиями в октябре 1962 г., что привело к острейшему “ракетному кризису” - т.н. Карибский Кризис - в отношениях с США и поставили мир на грань ядерной войны.
Популярность Хрущева резко упала с повышением цен на продукты питания в государственной торговле. На колхозных рынках цены к 1963 г. возросли на 18,5% по сравнению с довоенными, хотя еще в 1960 г. были ниже довоенных на 3%. Импорт зерна в 1963-1964 гг. означал крах той самой политики, в которой Хрущев считал себя самым большим специалистом.
Недовольство членов Президиума ЦК начало оформляться в новый заговор против Хрущева.
Срд 05 Июл 2017 11:44:00
Статья 1 из цикла Блеск и нищета Никиты Хрущева доступна здесь: http://www.proza.ru/2017/07/03/677
Статья 2 из цикла Блеск и нищета Никиты Хрущева доступна здесь: http://www.proza.ru/2017/07/03/832
Статья 3 из цикла Блеск и нищета Никиты Хрущева доступна здесь: http://www.proza.ru/2017/07/04/1138
Статья 4 из цикла Блеск и нищета Никиты Хрущева
Статья 5 из цикла Блеск и нищета Никиты Хрущева доступна здесь: http://www.proza.ru/2017/07/06/1092
Свидетельство о публикации №217070500835