C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Коровин. Портреты актрисы Н. И. Комаровской

        Портрет Н.И. Комаровской 1909-1910г.Холст, масло 65 х 54.Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
         
             В творчестве К.А. Коровина жанр портрета не был основным, писал он преимущественно тех людей, которые многое значили в его жизни, особенно творческой. Директор Императорских театров Владимир Аркадьевич Теляковский, его жена Гурли Логиновна Теляковская, знаменитый певец Федор Иванович Шаляпин, актриса Надежда Ивановна Комаровская — все они были близкими друзьями Константина Алексеевича Коровина, как и сам художник, многие годы «верой и правдой» служили театру.

       Коровин во время занятий со своими учениками в МУЖВЗ, наставляя их на путь служения искусству, советовал влюбляться: «Кто не влюбляется, тот никогда не станет художником». Для самого Константина Алексеевича источником вдохновения не однажды была его жена Анна Яковлевна (урожденная Фидлер, 1872/1873—1947), по воспоминаниям Е.А. Кацмана, очень красивая женщина . Не раз она позировала мужу для его картин.

          Ему было 46 лет, когда он встретил актрису Надежду Ивановну Комаровскую (урожденную Секевич, 1885—1967). Константин Алексеевич никогда не упоминал о ней в своих рассказах-воспоминаниях, деликатно скрывая их отношения от любопытствующих, и от будущих биографов. Близкие к художнику люди прекрасно знали, что Коровин — натура нервная и впечатлительная.

              И можно предположить, что жизнь его с разрывом душевных сил между семьей, где рос сын Алексей (1897—1950), любимой женщиной и максимальной отдачей жизненной энергии творчеству была подобна свече, «зажженной с двух концов», как говорил когда-то К.П. Брюллов.

            Какой была Надежда Комаровская? Еще с детства она мечтала стать актрисой. Талантливая, обаятельная, трудолюбивая и настойчивая, она закончила с отличием гимназию, потом Высшие женские курсы в Москве, основанные В.И. Герье, (специализировалась по русской и зарубежной литературе) и одновременно школу МХТ (1902—1905).

          Ее педагогами были режиссеры В.И. Немирович-Данченко и К.С. Станиславский, друзьями — В.И. Качалов и его жена Н.Н. Литовцева, М.Ф. Андреева и А.М. Горький, оказавшие впоследствии влияние на ее дальнейшую судьбу. Позднее, в 1916 году, Е.Б. Вахтангов говорил ей: «Ваши данные — внешность, голос, пластика движений — все для большой сцены...»12.


         В конце осени 1907 года актриса начала играть роли так называемых «молодых героинь» на сцене театра Корша в Москве. Коровин и Комаровская встретились, вероятно, в декабре на одном из артистических банкетов. «...Стройный, элегантный, в безукоризненном фраке, похожий скорее на француза, чем на русского», Коровин подошел к ней. «Простите, — сказал он, — что я так пристально смотрел на вас. У вас оригинальное лицо. Если вы позволите, я охотно написал бы вас». С этой встречи она неоднократно позировала ему для жанровых картин и портретов.

    В книге «О Константине Коровине» актриса говорит только о трех своих портретах. Один из ранних, в золотисто-коричневых тонах, был отмечен, как вспоминает Надежда Ивановна, золотой медалью на Всемирной выставке в Милане, где среди других художников выставлялись В.А. Серов, Б.М. Кустодиев, Ф.А. Малявин.
               
          После смерти Комаровской портрет попал в музей, и заслуженная артистка РСФСР Валентина Веригина, подруга Надежды Ивановны еще со школы МХТ, датировала его 1909—1910 годами, подтвердив его участие на Всемирной выставке.

             По поводу второго портрета Н.И. Комаровская писала: «От уничтожения однажды мною был спасен мой большой портрет, написанный в Железноводске, — фигура женщины, сидящей на балконе в розоватого тона платье и большой шляпе с розами. Константин Алексеевич был недоволен портретом: «В лице нет сияния», — говорил он на своем своеобразном языке художника».

          Актриса, вспоминая события пятидесятилетней давности, вероятно, писала о портрете из собрания Днепропетровского художественного музея, на котором она изображена в белом платье.На создание портрета художника вдохновил образ любимой женщины, таинственно преображенный сумраком южной ночи. Актриса вспоминала: «Был конец августа... Я сидела на подоконнике распахнутого настежь окна. Рядом в стакане с водой ярко алели гвоздики. В воздухе было свежо. Я накинула на плечи черную меховую куртку. Освещенная светом комнатной лампы, женская фигура на фоне листвы деревьев привлекла внимание Константина Алексеевича. Он попросил меня ему позировать. Окончил он эту вещь в два вечера»

           Комаровская решилась написать о Константине Коровине только к концу своей жизни. В небольшой, но во многих отношениях примечательной книге через призму лет она светло вспоминает о своем друге, его увлечениях, особенностях характера, друзьях и творческой атмосфере в его мастерской, о зарождении произведений, работу над которыми ей довелось наблюдать, а также об их совместных поездках по Крыму, Италии, Франции.

          Проходят годы. Имена Константина Коровина и его друзей история навсегда вписала в свои страницы, так же как и эти замечательные портреты, живущие в коллекциях музеев, доносящие до нас из далекого прошлого мелодии душевных связей — мелодии, над которыми время уже не властно


 


Рецензии