Золотой девяносто девятилетний заяц

ЗОЛОТОЙ ДЕВЯНОСТО ДЕВЯТИЛЕТНИЙ ЗАЯЦ
(сказка по мотивам латышских преданий)

     В волшебную Янову ночь, когда все весёлые и грустные влюблённые, и даже мечтательные неунывающие старики, ищут цветущий папоротник, нужно быть очень и очень осторожными. Да, да! Мало ли что может случиться вокруг, когда вы внимательно сосредоточены только на цветке счастья… И можете даже не заметить, как под ногами прошмыгнёт золотой заяц, спешащий в такую ночь погрызть самой сочной заячьей капусты и, уже сытым и хитродовольным, поджидать жертву под празднично блестящими кустами папоротника. Ну, рассмеётесь вы, какая же опасность в зайце, который сам-то весь дрожит от страха, стараясь запетлять след не только от волка и лисы… Не верите? Тогда оглянитесь по сторонам. Куда пропала зеленоглазая красавица Кристина? Скорее же зовите друзей-парней на поиски, пока звёзды и Луна помогут высветить заячий  след, почти затоптанный миниатюрными туфельками Кристины. И вот, у поваленной в бурю сосны, у  вывернутых наружу корней, следы прерываются... Как же теперь её искать? Да ну, наваждение какое-то. Наверно, уже давно вышла на берег Даугавы, к народу, и распевает лиговские песни или прыгает через костёр, под общий восторг окружающих…
     На том облегчённо вздохнули друзья Кристы, решив оставить её в покое, уверяя друг друга, что нечего мешать человеку радоваться празднику. И все дружно разбрелись куда глаза разбегались, то есть кто куда.
     А на противоположном песчаном бережке Даугавы, подальше от веселящегося народа, чтобы своими громадными ножищами в пудовых сапогах не натворить людям вреда, встретились на праздник три друга-великана: Лиелвардис, Айзкрауклис и Кокнесис. Они ещё хотели позвать на любимый праздник других великанов, но те уже ушли по приглашению в гости, на правый берег Малой Юглы, где, конечно, тоже вовсю гулял праздничный народ. Итак, сидели себе три великана, слегка, дружелюбно сплетничая обо всём на свете, сдвигая  бочонки с пивом (как люди кружки) за здоровье  всех своих друзей-великанов и людей.
     Думаете у великанов работы больше, чем у людей? Правильно думаете. И ещё правильно, что они от физической работы устают во сто раз меньше людей. Великаны это знают, потому и помогают там, где сами бы люди не справились!
     Все давно уже заняты праздником. А что же на самом деле произошло с Кристиной? Может быть, действительно, она просто затерялась в толпе гуляющих и веселится, звонко распевая любимые лиговские песенки, беззаботно перепрыгивая через самый высокий костёр?  О, нет!

     Вы помните, этот золотой заяц… Итак, зеленоглазая Кристина отделилась от  компании друзей и, отпустив руку любимого юноши, хохоча помчалась от хоженых тропинок и скрылась в густом кустарнике. Друзья, немного подождав, крикнули: «Кристина, догоняй» и , приьанцовывая, неторопливо направились к берегу Даугавы.
     Всё темнее в праздничном лесу. Крупные высокие звёзды балуются, направляя свои золотые лучики в земной мир и свет их, цепляясь за кроны сосен и елей, скользит по кустам шиповника и жасмина, и ниже, по черничнику и
папоротнику.
- Ах, нашла! Он, оказывается, золотой, волшебный цветок папоротника! Ой, нет, это лучики звезды Веги! Эй вы, лучики звёзд, ну что вам стоит не мешать, а помочь мне? – щутит Кристина, убегая за бликами  куда-то ещё дальше в лес.
     И вдруг из-под ног Кристины вылетел будто разросшийся луч звезды, но не вернулся в небо, а оторвался и прыгнул влево, а затем и вправо, превращаясь в … золотого зайца.
     - Ничего себе! – удивилась девушка. – Так кто же ты? Цветок папоротника, луч звезды или золотой заяц? Очень интересно! – И, протирая ладошками глаза, Кристина взглянула ещё разок, и ещё не разок, на непонятный «слиток»…   
- Заяц!!! Сидит себе, хрупая лесной заячьей капусткой, и даже золотым ухом не ведёт в сторону онемевшей от удивления Кристины.
- Всё, видно, возможно в Янову ночь. Вот я и убедилась в этом сама. Кристапу расскажу, не поверит! Надо бы показать. Зайчонок не такой уж большой, неповоротливый. Пусть насладится вкусной капусткой, а потом я его возьму и принесу в своей сумочке ребятам.  И назову его Цветиком, коль он оторвал меня от поиска цветка исполнения желаний...
     Прыжок… Ещё прыжок… И тут золотой заяц посмотрел  на Кристину своими голубыми раскосыми глазами и, кажется, даже лукаво улыбнулся. Но разве зайцы умеют улыбаться? Ладно бы ещё коты, собаки, а тут какой-то странный заяц. Да он точно поджидает Кристину! Неужели, правда, хочет к ней в сумочку и нисколечко не боится? Не тут-то было! Только Кристина протянет руки и дотронется до золотой шёрстки, как ушастик отскакивает то влево, то вправо.Завороженная  стремлением  взять в руки невероятного зайчишку, Кристина неотрывно преследует его, всё чаще касаясь золотой спинки. И вдруг… Кристина упала, зацепившись за корни  поваленной бурей сосны, а зайчишки и след простыл.
- Ах, где это я, - нащупывая шишку на своём лбу, удивилась Кристина, открыв зелёные глаза, которые она на мгновение от неожиданности закрыла при падении.
- Ты у меня в пещере. Добро пожаловать и не вздумай бежать, всё равно ничего не получится, я приковал тебя к крепким корням деревьев. Будешь сидеть здесь,  на сыром песке, голодная и мокрая, потому что на земле начался дождь. И не какой-нибудь дождичек «в крапинку», а проливной  дождище! Скоро он доберётся до тебя, пронырнув во все ямки леса, соединённые с моей пещерой. Тогда нахлебаешься холодненькой водицы Даугавы с привкусом  не очень приятных, как я понимаю, запахов моей пещеры.
- А где золотой зайчик? Кто это говорит со мной таким противным дребезжащим голосом, а сам не показывается на мои глаза? Ты кто – никто?
- Это я-то никто? Да ты, девчонка, с ума сошла что ли от страха? Ха! Я тот, за которым ты побежала, как за зайцем. И верно, зайцем я властен обернуться только раз в году, в Янову ночь, и только на один час после полуночи. Это чтобы люди мною восхищались и обманывались.  А ровно через час я опять становлюсь старым лесным чёртом, которого никто не любит, и не надо, зато все боятся!
- Как же мне тебя бояться, если ты не показываешься, а только грохочешь громовым голосом? Я не боюсь тебя, но, если можешь, говори потише, а то я не разберу, что ты от меня хочешь, ведь не питаешься же ты девушками?
- Откуда ты это знаешь? Кто тебе сказал? Все, кто сюда когда-либо попадал, думали  одинаково, а именно, что я  ничего больше не делаю, а только поедаю людей. А ты почему так не думаешь? – удивился старый Чёрт прозорливости Кристины.
- Да если бы в округе вдруг стали пропадать девушки, ну или даже юноши, тебя давно бы уже выловили добрые великаны, живущие, говорят, по всему побережью Даугавы. Выходи, говорю, хочу видеть, как на самом деле выглядят черти! На картинках вас рисуют очень-очень похожими на козлов. Слушай, открой секрет, может, черти и правда просто черношерстные козлы, цокающие на двух козлоножках?
- За козла ответишь. Хотел, было,  тебя попугать, с тобой поболтать и отпустить. Зачем ты мне, действительно, такая нужна. Лучше бы я твою подругу Зигриду заманил, она бы точно натерпелась страху. А такие умные, как ты, мне и неинтересны. Но раз ты обзываешься, сиди тут, а я за Зигридкой пойду.
- Ой, не ходи, не обрадуешься. Наверно, в Янову ночь великан Айзкрауклис не спит, а с ним и друзья-великаны. Покажись лучше мне, поболтаем, коли уж я к тебе угодила.
- Да не могу я показываться тебе. С великанами связываться и впрямь неохота. А если ты меня увидишь, сама умрёшь от разрыва сердца, а кто отвечать будет?  Ты вон какой хитрюгой оказалась. Но и спасибо за напоминание, а то бы я влип с этими великанами. Но не думай всё же, что просто так от меня уйдёшь. И съесть, не съем, но послужишь мне пару годочков, а в пару тебе я сейчас всё же твою Зигридку затащу. Нужно успеть до первых петухов, кукарекание нам, чёртушкам, преграда.
- А что ещё тебе преграда, чёртушка?
- Ничего! Сиди-молчи, и думай, как тебе – мне получше угодить. Ещё одну поблажку дам тебе от скуки. Докажи-ка свой ум, догадайся , сколько лет мне? Догадаешься – убирайся вон, сам тебя вытащу, а нет – тогда на судьбу не сетуй, сама попалась, раззява.
- Да как же это можно, если я тебя даже не видела?
- Как хочешь! Всё, сиди, пошёл за Зигридкой. Связь будем держать с тобой вот через эти чёртовы трубки, одна тебе, одна мне. Чуть пошевелишься – услышу сиюсекундно. Так что не забалуешь.
     Ушёл, невидимый Кристине, её неведомый захватчик. Что же придумать? Бедная Зигридочка, такая боязливая, да она умрёт от страха, как только попадёт в эту мерзкую пещеру.
     Но мужественная Кристина не разревелась от переживаний за подругу, её изумрудные глаза только ярко запылали в темноте зелёными огоньками. Вытащив из кармана чёртову трубку, она озорно огляделась по сторонам и… «Ку-ку!
Ку-ку!» – услышал старый чёрт в своё большое левое ухо. Прочистив замшелое ухо когтём большого пальца левой ноги, он затеребил ухо правое, в котором также поселилось «Ку-ку! Ку-ку!»…
- Девяносто девять лет топчусь на свете, но никогда не слышал ночного кукования в Лиговскую ночь. Эй, кукушка, ты что, с Луны свалилась?
И кукование оборвалось, как и возникло, внезапно и насовсем. Но тут на ближайшем хуторе проснулся первый петух. «Ку-ка-ре-ку!»
- А, так это не кукушка, а рассветный петух? – и старый чёрт ласточкой нырнул в ближайший омут, доплыв под водой знакомыми изворотами до одного из бесчисленных лазов в свою пещеру. Забыв, что от одного его вида любой житель Земли может умереть, не сходя с места, он просунул  свою козлиную морду между корней сосны, к которым была прикована зеленоглазая красавица.
- Ты кто? – заливисто расхохоталась Кристина. – Может, поросёнок, тогда почисть пятачок, он у тебя весь в комьях грязи, а если ты козёл, давай расчешу твою свалявшуюся чернокудрую шерсть… А может, ты мне поможешь выбраться отсюда? Меня здесь заточил старый девяносто девятилетний  чёрт. И вдруг оковы, сдавливающие тонкие запястья пленницы, упали на дно пещеры, и она встала в полный рост, весело блестя своими прекрасными глазами-огоньками.
- О горе мне! – промямлил старый чёрт. И свинья я у тебя, и козёл, и, самое невероятное, ты точно знаешь, сколько мне лет. Кто же здесь колдун, ты или я?
- Так это ты тот самый чёрт, от вида которого я должна была немедленно умереть? – продолжала хохотать Кристина, отряхивая свою нарядную юбку и оттирая грязь с коленей и локтей.               
     И тут она почувствовала себя лежащей на лесной коряжке поваленного бурей дерева. Рассвет ярко полыхал над сине-зелёными волнами поющей Даугавы. Рядом с ней стоял Кристап в свежем венке, из ромашек и васильков. Такой же нарядный венок он надел на огненные волосы любимой Кристины,помогая ей подняться с земли.
     Кристап, где ты был? Я бесконечно люблю тебя! А где великаны, золотой заяц? А старый девяносто девятилетний чёрт?
- Кристина, что ты такое говоришь? Ты споткнулась о коряжку и упала. Наверно, падая, придумала сказку? Кристина, дорогая невеста моя, я нашёл цветок счастья и дарю тебе, моя единственная…
       И прекрасный юноша, встав на колено, протянул рыжеволосой зеленоглазке такой букет, с которым по красоте не сравнится ни один букет в мире! Оранжевые маки соперничали в неотразимости с красными розами и жёлтыми нарциссами, а блестящие зеленью листья папоротника окоймляли букет и придавали ему форму пламени лиговского костра.
- Ах! Где же ты отыскал такой неповторимый  букет? Как будто небесное солнце вместе с земным костром трудились над его нежно-тёплыми красками, как будто три великана сразу собирали его!
- Ты не ошиблась, - восхитился Кристап словам любимой девушки. – Видишь, вон там вдали, в дымке, три огромных фигуры, как белые облака, присевшие на кроны прибрежных сосен? Они машут тебе руками, прощаясь до нового праздника в будущем. Сильные и добрые великаны белым туманом оседают на росный луг  л уг и ложатся отдыхать. А мы с тобой пойдём к нашим друзьям, сёстрам и братьям, чтобы пригласить на свадьбу.


Рецензии
-А, так это не кукушка, а рассветный петух? – и старый чёрт ласточкой нырнул в ближайший омут
слышал про чертячьи места рассказы, как они могут водить человека
с теплом

Юрий Баранов   13.02.2018 11:36     Заявить о нарушении
Юр, спасибо, что прочел. Шла по латышскому фольклору, почему-то там много чертей, и у литовцев в г.Каунасе целый музей чертей. Успехов! С лю.Лю.

Людмила Межиньш   13.02.2018 18:47   Заявить о нарушении
Друг тот один, Люд, из хохлов просветил меня,что черти водят ночью человека, а один черт может только попутать его. Что хуже, как ты думаешь?

Юрий Баранов   13.02.2018 18:59   Заявить о нарушении
думаю, что всё смешно. И мелкой бесовщины нужно учить не бояться детей, потому что это прах. С лю.Лю.

Людмила Межиньш   15.02.2018 06:02   Заявить о нарушении
Да уж есть поговорка,что не так страшен чёрт, как его малюют

Юрий Баранов   15.02.2018 06:05   Заявить о нарушении