Ганс Гольбейн Младший. Портрет Георга Гисце

       Ганс Гольбейн Младший. «Портрет Георга Гисце»(Georg Gisze). 1532 г. 96 х 86 см. Картинная галерея, Берлин

     Признанный шедевр английского периода творчества Ганса Гольбейна. Это – один из первых портретов, созданных Гольбейном в 1532 году, после его окончательного переезда в Англию. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства.

      Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке.
   
     Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. , сын олдермена, родился в Данциге в 1497 году. Гольбейн написал его в Лондоне в 1532 году. Три года спустя Гисце женился в Данциге, и мы можем предположить, что портрет был заказан в ожидании свадьбы.

     Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Первоначально, Гисце сидел анфас, а левый и правый стеллажи располагались симметрично относительно друг друга.
Вероятно, симметрия не устроила художника, и он, разрушив ее, заметно оживил произведение.

     На приклеенном к стене листке бумаги указаны имя героя полотна, его возраст и дата написания картины. "Образ, что ты здесь видишь, имеет черты и вид Георга, такие у него живые очи, таковы его щеки. В возрасте 34 лет, в году Господнем 1532". Это было в обычае того времени у художников Северного Ренессанса - оставлять велеречивые надписи и пожелания.

     Здесь же подтверждается сходство изображения с оригиналом, то есть свидетельствуется качество выполненной работы. Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица.

     Молодой коммерсант представлен с подлинным блеском в обстановке своей лондонской конторы. Среди множества предметов на столе и на стене, иллюстрирующих его ремесло, ваза из венецианского стекла с гвоздиками и другими цветами явно имеет особое значение; на средневековом языке символов гвоздика была знаком обручения. Предметы не заслоняют владельца своей многочисленностью, напротив, создают атмосферу особой деловитости и образ спокойного, уверенного в себе человека.

     С полки в правом верхнем углу свисают несколько ключей, перстни и сферический контейнер, в последнем предположительно находится шнурок. На столе оловянный письменный стол с гусиными перьями, тушью, песком, восковыми дисками и сургучом. Рядом ножницы, перстень и печать.

    У края стола, точно в центре переднего плана, стоят маленькие настольные часы, которые вместе с хрупкой стеклянной вазой и скоропортящимися цветами напоминают о времени, как и песочные часы на более ранних картинах.

    В правой стороны представлены адресованные купцу письма, в которых различная транскрипция имени подчеркивает международный характер его торговой деятельности. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам.

      В этом портрете полностью раскрылось живописное дарование художника. Ганс Гольбейн Младший - блестящий колорист, владеющий изысканной палитрой, смело сочетая яркие, сочные тона с насыщенными, сдержанно строгими глубокими темными цветами.

       Картина находилась в коллекции герцога Орлеанского в 1727 году в описи( до 1788 года). Коллекция была выставлена ;;в Королевской академии в Лондоне в 1793 году ,позже выставлена ;;на аукцион. Швейцарский издатель и гравер по меди Кристиан фон Мечел приобрел картину и тщетно пытался убедить Базельскую библиотеку купить ее.
       Около двадцати лет картина оставалась в Швейцарии, не находя покупателя, пока Эдвард Солли не приобрел её по очень низкой цене. В 1821 году она попала в Берлинский музей вместе с остальной частью коллекции Солли.


Рецензии