Ч. 6 Флот не только воюет, но и дружит

Предыдущая страница     http://www.proza.ru/2017/07/06/1271
 
Главком считал, что главной ударной силой Военно-морского флота являются атомные и дизель-электрические подводные  лодки и авиация. Но если с подводными лодками дела обстояли неплохо, то гораздо труднее ему пришлось добиваться строительства авианосцев. Их строительство велось не так, как ему хотелось бы.

Но Горшков был реалистом. Основную мощь надводного флота составляли сорок шесть крейсеров, шестьдесят девять эсминцев и сто девяносто больших противолодочных кораблей.

Боевой корабль – это всегда сосредоточение всех достижений науки и техники. Современным кораблём могут управлять только хорошо образованные и обученные люди.

 В Советском Союзе на флоте служили две категории людей: добровольцы и граждане, призванные на службу на три года.

Добровольцы – это те, кто поступали в высшие военно-морские училища, из которых выпускали мотивированных, высокообразованных, хорошо подготовленных специалистов, интеллигентов.

 Они руководили матросами, в основном, людьми с плохим образованием, призванными иногда из таких мест, что не владели русским языком, или делали вид, что не владели, потому что их призывали принудительно.

Матросы получали нищенское жалование, и никакой мотивировки, перспективы для себя, в отличие от офицерского состава, не видели, соответственно и служили. Постоянно ощущалась нехватка специалистов среднего звена, мичманов.

 Людей на тяжёлую службу можно было привлечь только хорошими бытовыми условиями, жильём, высокой зарплатой. Но что говорить о флоте, если значительная часть населения исповедовала принцип: вы делаете вид, что нам платите, а мы делаем вид, что работаем.

Огромный штат политработников, которые сами ничего не умели, но хорошо знали «линию партии» гирей висел на Военно-морском флоте.

При Горшкове не только подводные лодки, но и надводные корабли впервые вышли в океанские плавания, и сразу же столкнулись с проблемой снабжения и ремонта кораблей.

 У вероятного противника было множество баз, в которых корабли могли пополнять свои припасы, топливо, личный состав мог отдохнуть на берегу, на кораблях можно было произвести ремонт вышедшей из строя техники, у советского флота ничего этого не было, а решать такую проблему только с помощью транспортов оказалось и невыгодно, и затруднительно.

Сергей Георгиевич Горшков проделал огромную работу по созданию таких баз в дружественных и союзных странах. Он сам не раз вёл сложные дипломатические переговоры, неизменно добиваясь успеха.

 Первая база в Средиземном море находилась в Албании. Но после того как Никита Сергеевич Хрущёв на собрании партийного и офицерского состава в Севастополе похлопал себя по заду и сказал, что Энвер Ходжа думает этим местом, с базой пришлось проститься.

Базы в разные периоды 1960 – 1980-х годов находились на Кубе, в Тунисе, Египте, Ливии, Сирии, Адене, Южном Йемене, Сомали, Гвинее, Анголе, Вьетнаме, Эфиопии. Советские моряки стали «моряками голубой воды», как называли в Англии и США своих моряков.

 То, что ведущие морские державы считали своим тылом, оказалось «передовой». Сейчас единственной базой российского флота за рубежом осталась только база в Тартусе (Сирия), это одна из причин упорной поддержки Асада. Судьба её под большим вопросом.

Численность личного состава флота при С.Г. Горшкове достигла 450 000 человек, из них 12 600 человек составляла морская пехота. При нём впервые в практике морских правовых взаимоотношений заключили советско-американское соглашение о предотвращении инцидентов на море.

Дело в том, что самолёты вероятных противников совершали облёты советских кораблей, а корабли делали демонстративные заходы в моря, прилегающие к нашим берегам. Советские корабли, подводные лодки и самолёты платили тем же, что когда-нибудь могло окончиться трагически.

По инициативе Горшкова флот стал активно использоваться во внешне-политических мероприятиях Советского государства – визитах дружбы и вежливости.

 Главком писал: «Дружеские визиты советских военных моряков предоставляют возможность народам  посещаемых ими стран воочию убедиться  в торжестве социалистических принципов  в нашей стране, в подлинном равноправии народов Советского Союза, их высоком культурном уровне».

 Во всяком случае, всё это способствовало «росту симпатий и дружественных чувств к Советскому Союзу  и его высокогуманным идеалам», считал Сергей Георгиевич Горшков.

 В этой цитате, опуская идеологическую часть, важно понимание роли флота во внешней политике.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/07/07/1828


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.