Главный специалист - эколог

В те дни я только что защитил диплом инженера лесного и лесопаркового хозяйства в Брянской академии. Это столь громко стал с некоторых пор называться обычный институт. Пока учился, в лесничестве созрели вытолкнувшие меня из привычной жизни процессы. Пришлось на своей шкуре многое ощутить из того, о чём только читаешь в биографиях других людей. А тут такое же прошлось по тебе, катком прокатилось! Пусть масштаб не тот, но для моей личности это было полноразмерно. Подлость, предательство, стадность мелких людей. Но об этом писать не хочу. Каждый пусть сам отвечает за свои грехи.

Так неожиданно для себя стал районным экологом. Вроде бы на повышение перешёл. Но фактически моим назначением вышибли с места уважаемого и опасного своими сыновьями, работающими в милиции человека, только я это понял потом. А в те дни мне было этого не понять, да и не до того было.

Со стороны кажется, что лесная работа и работа эколога должна соприкасаться. Это оказалась совершенно другая область знаний. Пришлось вникать, осваивать. Съездил в Тулу, купил левую базу «Консультант плюс» и засел за изучение.

Ворочая многочисленные законы и нормативы, осваивал новую терминологию, выстраивал незнакомую для себя картину рабочих процессов.

С законами разобраться оказалось довольно просто. Выяснилось главное: юристы одного из крупных предприятий опротестовали законность экологических нормативов и на период моей работы все, сразу все экологические требования перестали действовать! Но самая большая хохма оказалась не в этом.

До меня в кабинете сидели два человека. Законов экологических они не изучали, но своё дело знали туго. Каждое предприятие и даже каждое частное лицо, желающее работать обязано было отчислять деньги по нормативам за причиняемый экологический ущерб. Денежки поступали в экологический фонд, а тратили их эти два человека. Когда меня посадили в кабинет, то фонд к тому времени существовал только на бумаге, денег на счетах не было.

На этом хохмы лично для меня не закончились. Тут я перестал быть производственником и стал аппаратчиком. А это совершенно разные миры.

В чём заключается работа в административном аппарате?

Каждый понедельник все специалисты собирались на аппаратное совещание. Мы сидели в зале, а над нами возвышался президиум, за столами которого восседали глава и его заместители. Всё чинно-благородно.

Тут звучали доклады о произошедшем в районе за истекший период, то есть за прошедшую неделю, а по некоторым вопросам за более продолжительный период. Выступали с докладами назначенные на этот день специалисты или их начальники.

Иногда устраивались расширенные совещания. И тогда в зале присутствовали не только работники районного аппарата, но и работники других подразделений района. Для некоторых специалистов эти совещания заканчивались плачевно, но это бывало редко. Наш глава, которого боялись многие, мог поднять любого сидящего в зале человека и тот обязан был ответить на любой заданный вопрос в пределах своей компетенции. Иногда и за пределами компетенции.

В чём заключалась работа аппаратчика, хотите узнать из первых рук? Тогда читайте дальше.

Вся поступающая почта попадала сначала на стол главы администрации. К ней уже приложили руку специалисты отдела делопроизводства, зарегистрировав и иногда приложив список предполагаемых исполнителей. Глава накладывал резолюцию и документ спускался по цепочке вниз, попадая к исполнителю.

Получаешь такой документ, а часто по несколько в день и начинаешь сочинять на них ответ или выполнять то, что там потребовали. В шапке документа обращение их большого руководителя к нашему большому руководителю, подпись его стоит. Да только мне на это обращать внимание было совершенно не к чему. Я искал где-нибудь внизу или на обороте поступившего документа набранную самым мелким шрифтом строчку со словом «Исполнитель» и его номером телефона. Вот с ним решал все вопросы, пока подготавливал исходящий документ. То есть все важные бумаги готовятся такими мелкими сошками, а отсылают их друг другу наши большие руководители, зачастую мало что понимая в содержании подписанных документов. Их вся эта техническая беллетристика не волнует. Их другое заботит, но об этом немного позднее.

Часто документы подготавливают совсем не главные специалисты, а специалисты должностями по менее: ведущие, категорий 1 или 2. Могут быть и иные названия должностей, но всё это мелкие технические исполнители.

Когда документ, что называется «исполнен», начиналась беготня, то есть согласование со своим непосредственным начальником, обычно начальником отдела, если он есть. Потом с другими службами, если были вопросы их касающиеся, с юридической службой. Когда со всеми согласовал, тогда документ ложился на стол главы. А он мог и не подписать, что-то исправив по своему разумению. Тогда беготня по кругу, чтобы уложиться в положенные сроки.

Твоя работа, работа специалиста конкретного направления регламентируется определёнными законами, кодексами, где обозначены общими мазками твои полномочия. За пределами районного аппарата приходилось взаимодействовать с несколькими федеральными конторами, каждая из которых присылала бумаги, на которые доводилось отвечать. Общение с ними также было довольно занимательно. Тут можно было обрасти большими связями, которые потом могли помочь решить многие вопросы.

Работать приходилось не только с бумагами. Хорошо запомнил одно из первых заданий главы.

– Валера, я договорился с товарищами, чтобы нам в район малька рыбы завезли. Это мои друзья, они нам его бесплатно дают. Тебе только нужно решить, куда будем рыбу выпускать. Даю тебе в помощь человека, вот телефон исполнителя, давай, занимайся.

Казалось бы, простая совсем задача. Но оказалось, что нужно оплатить доставку к нам в район от рыбозавода.

– Как будешь решать вопрос оплаты? – задал мне вопрос Александр Анатольевич, который как бы должен был мне помогать.
– Пойду в нашу бухгалтерию, спрошу денег на это …

– Ты с ума сошёл! Нужно искать среди руководителей тех, кто сможет оплатить доставку, вот им часть малька и сольём.
– Понятно, – ответил я, – А остальное?

– А этим буду заниматься я.

Такая вот получилась диспозиция. Две машины завезли тому, кто оплатил всю доставку, а это в сравнении со стоимостью малькабыли копейки, а две машины были слиты не мной, и только потом я уже узнал куда.

Главу заботило прежде всего наполнение районного бюджета. По экологическому направлению денег не поступало. И это работало не в мою пользу.

Вообще-то, я изначально пришёл в район с другой задачей, предложив создать лесозаготовительную и деревообрабатывающую районную организацию, на что получил предварительное согласие главы. Но не верьте тому, что вам говорят или тем более обещают в таких конторах, тепло улыбаясь вам в лицо. Напрямую никто ничего не скажет, обо всём необходимо догадываться самому. И ещё нужно было быть постоянно готовым к тому, что кто-нибудь будет докладывать наверх якобы ваши слова, якобы ваши намерения.

Не питая особых иллюзий, тщательно отслеживал каждое дуновение начальственного внимания в мою сторону. В эти же месяцы завели на меня и закрыли уголовное дело «За отсутствием состава». Так как я уже освободил место предыдущей работы и все созданные до этого производственные структуры работали без меня, то людей, заинтересованных в том, чтобы меня замарать уголовным делом, оставалось совсем мало. Я ощущал, что глава точно один из них.

Зная мою предприимчивость, наблюдая то, как я на пустом месте без бюджетных денег возродил цех, построил кордон и давал работу нескольким бригадам, глава хотел меня использовать. Но то, что предложил ему я, его почему-то не устраивало. А то, что хотел он, не нравилось мне. Вскоре от этого противодействия полетели искры.

Ближе к зиме, на очередном аппаратном совещании он неожиданно поднял меня.

– Так ты думаешь работать районным экологом?
– Нет, Вы же знаете, что я пришёл к Вам работать с другим предложением.

– Ну, тогда давай, освобождай место, мне на твоём месте нужен другой человек, – заявил во всеуслышание глава.

Видели бы вы зал совещаний в этот момент! Люди отшатнулись от меня, стараясь находиться как можно дальше так, что напоминали высокую траву, которую разметало в стороны ураганным порывом ветра!

Сразу после совещания подошёл один из специалистов аппарата с желанием забрать моё заявление об увольнении по собственному желанию, но заявление я писать не стал. Потом ещё пару раз подсылали ко мне разных специалистов с тем же вопросом. Резона уходить с работы, на которую меня заткнули против моей воли, не давая заниматься тем, на что было дано одобрение, у меня не было. На словах глава от своего согласия в ответ на моё предложение не отказывался, но фактически ничего в этом направлении делать не давал.

На какое-то время меня оставили в покое. Я исполнял входящие бумаги, подготавливал и предоставлял на подпись исходящие документы. Пару раз сходил к заместителю главы, с которым должен был воплощать свою идею, но он меня просил пока обождать.

Так прошло больше двух месяцев. Потом глава пригласил к себе в кабинет, где уже сидел один из его старых знакомых.

– Валера, тебе не противно ходить на работу? Ты же видишь, что я тебе ничего не поручаю, никаких заданий не даю. Тебе как всё это?
– Да нет, – отвечаю главе, – я просто жду, когда всё же смогу заняться созданием того, с чем к Вам пришёл в самом начале.

– Ты давай тогда, занимайся быстрее, а место освободи, я уже на него подобрал нужного человека. Иди к моему заму, скажи, что я просил всё ускорить.

Внешне казалось, что теперь то точно осуществлю первоначальные задумки. Но всё получалось совершенно не так.

Глава, решив буквально моим телом проблему освобождение места эколога от того, на чьё место никто из тех, кто знал ситуацию, ни за что бы не пошёл, теперь во мне больше не нуждался.

Пока я бегал, собирая пакет документов, консультируясь с нужными людьми, оформляя предварительные наработки, он стал готовить меня к увольнению по статье. Я это понял сразу, когда он объявил мне выговор практически на ровном месте. К тому же странным образом стали зависать у него на столе подготовленные мной исходящие документы, а это было чревато нарушением сроков исполнения, за чем последовал бы очередной выговор и обязательное увольнение по не «красивой» статье. На этом глава и споткнулся.

В те дни мне довелось долго готовить районную экологическую программу, которую пришлось придумывать с ноля. Готовый документ завис на столе у главы, а когда на одном из совещаний он узнал, что в связи с не предоставленным в срок документом район не получит финансирование в следующем году по экологической статье, то, вернувшись поздно вечером домой, он метал громы и молнии. Рано утром я об этом узнал.

Как ни жаль было всё бросать, тем более, что буквально накануне провёл первое учредительное совещание, причём почти все создатели новой организации были так или иначе друзья главы, были учтены его личные интересы, а в тайном активе у меня лежали документы, дававшие реальную возможность получить спонсорскую помощь в размере 200 тысяч евро оборудованием, рано утром я, упреждая осуществление главой своих угроз подал заявление об увольнении, заверив его копию у секретаря. Потом ушёл в свой кабинет и стал ждать.

Перед обеденным перерывом, так и не дождавшись никакой реакции отправился в основное здание, чтобы узнать свою судьбу. Навстречу мне выходили с внепланового совещания руководители районных организаций, все как один взглядывая на меня с интересом и едва сдерживаемыми улыбками. От них я узнал, что уже уволен, а они были собраны на совещание, которое главой свелось к обсуждению моей никчемной персоны. На том и закончился мой первый заход на работу в районную администрацию.


Продолжение:
http://www.proza.ru/2017/07/09/279

Читать "Не только лесник" сначала:
http://www.proza.ru/2017/07/06/144


Рецензии
Суровая доля выпала Вам, Валерий. Теперь прояснилось, почему одна треть и более наших штурманов, закончивших Лесо-Техническую академию города Ленинграда, после прохождения трёхгодичной практики в частях Морской авиации СССР, (там была Военная кафедра) - оставались служить дальше и не возвращались в свою, первоначально выбранную профессию...

С уважением, жму кисть, полковник Чечель.

Полковник Чечель   17.11.2023 19:40     Заявить о нарушении
Уже не ожидал Вашего отклика, Василий! Но всё же надеюсь его получить на заметку "Извращённая жалость к ёлкам новогодним", в сборнике "Разное",
Что касается суровой доли, то в концентрированном виде работу в лесном хозяйстве описал, "Вспоминая Троицкое лесничество", годы 1989-2002. Работа нашего лесничества была не совсем характерна для отрасли в целом, да ещё и моё откровенное описание всего происходившего раздражает, потому отклики других работников лесного хозяйства тут, как правило, оказались раздражёнными.
А ребят, не вернувшихся в профессию в те годы, я вполне понимаю. Элементарно работать за 100-120 руб., подозреваться окружающими в жульничестве, охраняя за эту зарплату государственного имущества на многие миллионы, или летать, выбор очевиден.

С надеждой на взаимопонимание,

Алпатов Валерий Лешничий   18.11.2023 08:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.