Голубой огонёк

Каждый раз, разжигая плиту и глядя голубые языки пламени улыбаюсь. Я знаю, откуда прибежал этот огонек. Преодолев тысячи километров, он принес привет с моей родины.
В Ямало-Ненецком автономном округе, где я родилась, выросла и прожила большую часть своей сознательной жизни, сосредоточены основные запасы российского голубого топлива. Кладовые углеводородного сырья залегают аккурат под теми землями, где уже много веков подряд живет мой народ – ненцы.
Ненцы кочевники, их место жительства вся тундра. Свой легковозводимый дом-чум и весь скарб они перевозят на нартах с одного кочевья до другого. Летом держат путь на север к Карскому морю, подальше от гнуса. Зимой в обратную сторону - ближе к населённым пунктам, лесу.
Ненцам много для жизни не надо. Олень, тундра, река – это главное. Жить в гармонии с природой было их вековой традицией. Пока не началось освоение северных территорий. С началом промышленного развития ненцам пришлось корректировать маршруты касланий. Часть пастбищ ушла под промышленные объекты. По тундре пролегли нити железных и промысловых дорог, газопроводы, выросли буровые вышки, запылали факелы. Их становилось всё больше, а мест для кочевий все меньше. Тундра для ненца стала сжиматься, как шагреневая кожа, зато государство получило доступ к запасам углеводородов.
К чему я всё это? Вчера получила сообщение с родины, женщина прислала ссылку на информацию, о том, что на Ямале ЧП - гибнет рыба в Обской губе. «Налим и муксун плавают вверх брюхом, олени, переплывая реку, выходят с разъеденной шкурой. Говорят, трубу разорвало. Разберись, Саш, узнай, правда ли?».
Что же там случилось на моей родине? Расскажи огонёчек…


Рецензии