Неожиданная поездка в Ригу

 Осенью 1989  я был старшим механиком траулера "Лиман", стоящего на ремонте в Ильичёвском морском рыбном порту. Утром обычного рабочего дня, то ли в апреле, то ли  в начале октября, в гости заглянул флагманский электромеханик нашего объединения, Алик Контаренко.

- Миша, привет! Можно у тебя пару бумажек напечатать? В механико-судовой службе приткнуться негде.
- Ради бога. Чувствуй себя, как дома. Садись вот на диван, сейчас машинку дам. Стол низковат, но тебе ведь не надолго? А то можешь минут десять подождать,  закончу с журналом, уступлю тебе место за письменным столом. А машинка вон там, на диване, в уголке,под газетами.
- На диване пристроюсь… А ты что хмурый такой?  Не в духе, или мне кажется?

- Да деньги срочно  нужны. Рублей триста не сможешь одолжить? Ты же знаешь, я после желтухи уже год дома, последний хрен без соли доедаем. А тут племянник Люды на свадьбу приглашает. В Моздок, или под Моздок, в общем далеко и ехать неудобно.  Катю оставить не с кем, придётся с собой брать.  И денег нет, и ехать не хочется, честно говоря, и отказаться неудобно. Я и жениха-то на улице встречу – не узнаю, один раз только и видел мельком, он пацаном ещё был.

- А что он сам там делает? Люда же наша, украинка.
-  Офицер советской армии, куда послали, там и служит. Через Минводы нам лететь придётся. Если деньги найду. Ну, ты понимаешь, моряк не может быть без денег, не поверит же никто.
- Слушай, Миша, - Алик  улыбнулся, и сделал паузу, - у меня другая идея есть. Давай так: денег я тебе одолжу, но ехать предлагаю совсем в другое место.
- И куда?
- В Ригу. Ты в Риге когда-нибудь был?
- Нет, никогда. В Таллине был пару дней,  а до Риги не добрались, хотя и хотели.

- Ну вот. А сейчас наш профком экскурсию организует туда на три дня. Марина Острова путёвки продаёт, ты её знаешь. Здесь же, в рыбпорту. По сорок рублей всего, вместе с дорогой. Профсоюз доплачивает. Давай, беги, пока трамваи ходят.
- Да подожди ты. А что я Люде скажу? Это ведь её племянник.
- Да то и скажешь. Думаешь, ей самой туда лететь сильно хочется? И тем более, что там, в горах, неспокойно сейчас. Оно вам надо? Отправьте денежный перевод, а съездим лучше вместе, в Ригу. Серёжа Чернат с женой летит, Петя Засыпко с супругой. Ты же их знаешь.
- Кроме Петиной жены. Ладно, посоветуемся с Людой. Но деньги ты завтра принеси, они так или иначе, пригодятся.

Как ни странно, Алик оказался прав. Люда легко согласилась поехать в Ригу, у неё там даже двоюродная сестра жила, как выяснилось, замужем за латышом. А сто рублей вместо подарка мы выслали в Моздок.

Марина Острова продала нам три путёвки, предупредив, что детей до четырнадцати лет брать не разрешается:
- Жить будем в общежитии, сказали, что детей туда не пускают.
- Нашей двенадцать уже, кто там проверять будет? - Уговорил я Марину (а Кате тогда ещё восьми не было).
- Это кому тут двенадцать лет? – Увидев Катю в аэропорту, притворно рассердилась Маринка. – Это кому тут двенадцать лет? – Дочка  пряталась за моей спиной. Менять что-то было уже поздно.

В Риге, действительно, остановились в каком-то общежитии. Селили нас по трое, мужчин – отдельно от женщин. Таня Контаренко была в ужасе:
- С Петей и Мишей? Алик, ты с ума сошёл! Вы же без водки не можете. Ты посмотри на Петю, и посмотри на себя! Ты же завтра с постели не встанешь. – Кое-как Люда её успокоила.
- Таня знает, что мне сто пятьдесят – уже через край. Вы меня не выдавайте! – объяснял нам позже Контаренко. Да мы и не пили вовсе. Я вообще уже год алкоголя в рот не брал.

Вечером, по прилёту, прошлись с экскурсоводом по центру Риги пешком, показал он нам Ратушную площадь, Домский собор, церковь святого Петра,  ещё какой-то собор, святого Иакова, кажется. Да что мы там после перелёта могли запомнить? Он, помню, всё на грядущее отсоединение от Союза напирал. Мы посмеивались, не верили.

На второй день мы побывали в музее янтаря. Там довольно интересно было, вспомнили и про Янтарную комнату, хотя она в Кёнигсберге была, а не в Риге, потом выбирали своим женам янтарные украшения, которые там же, на выходе из музея и продавались. Красивые, между прочим, оригинальные и недорогие.

Вечером ездили в гости к двоюродной сестре Люды. Познакомились. Рассказывала она о жизни русской в Прибалтике. Но у них уже сыну лет десять было, так что давно она уже в Риге жила, и говорить по-латышски умела. Запомнилось, что мальчик  расспрашивал меня, нельзя ли в Одессе купить полотна для лобзика. Я пообещал разузнать, но обещания своего не сдержал,  до сих пор стыдно. Впрочем, никогда мы больше друг о друге не слышали.

Спиртного я в гостях не пил, но на следующий день всё же не выдержал. Очень уж соблазнительно всё было обставлено. Повезли нас в Юрмалу, крупнейший курорт Прибалтики на берегу Рижского залива Балтийского моря. Проехались по ней на автобусе. Очень красивое, ухоженное место. Не знаю, где именно мы были, курорт тянется вдоль моря на тридцать километров.

И кто куда пошёл после остановки, тоже не знаю. Наша семья отправилась в пивной ресторан. Самые простые закуски к пиву, поджаренный ржаной хлеб, деревянная доска с разными сортами пива, поданные официантом, уже вызвали обильное слюно отделение. Когда же принесли большой керамический кувшин светлого пива, я, конечно, не выдержал. Да любой на моём месте не сдержался бы. Пиво – не водка, в конце концов.

Таким вот и запомнился мне самый приятный момент нашей поездки: Юрмала, красивый пивной ресторан с высокими потолками и вежливыми официантами, стол с кувшином свежайшего пива, и моя семья вокруг этого стола. Здорово было.


Рецензии
Да, Михаил, приятно вспомнить такое путешествие.

Прибалтика казалась другим миром, была заманчиво хороша...

Спасибо автору за разбуженные воспоминания!
Желаю Вам новых рассказов и повестей!

Елена Бетнер   19.02.2020 23:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена! Я и сам перечитал рассказ только что и опечатку в нем заметил:"деревянная доска с разными сортами СЫРА", - так должно быть, пиво на доску не положишь.

Михаил Бортников   20.02.2020 00:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.