Аюрведа. Лечить нельзя учить

Большое путешествие может принести не только радость впечатлений и счастье открытий. Стресс, усталость, потрясения - это тоже необходимая часть опыта, которую очень легко можно получить в путешествии. Наше тело помнит все наши эмоции, запоминает весь наш опыт, отражая его здоровьем или недугами. Западная медицина предлагает нам оглушать боль медикаментами, а если какой-то орган прекращает нормальное функционирование в ответ на подобное обращение с организмом, «на помощь» приходит хирургия.

Восточная медицина в основе своей имеет кардинально иной подход к исцелению. Через наше тело Душа сигнализирует о своих потребностях, о том, что нужно исправить в нашем образе жизни и образе мыслей. Болезнь - это шанс (для кого-то последний) услышать наши истинные духовные потребности. Исцеление (в отличии от лечения) - это долгий путь, путь к себе, очищение, трансформация нашего сознания, возможность исправить ошибки, проработать негативный опыт и эмоции, на которые нам указывает наше мудрое тело посредством боли и недугов.

Исцеление Кералой
Индийский курортный штат Керала - это не менее прекрасные, чем в Гоа, пляжи. Романтичные пейзажи «земли кокосовой пальмы» манят туристов со всего мира. «Восточная Венеция», как называют город Аллеппи, заманивает прогулками по живописным каналам на стилизованных деревянных лодочках и отдыхом на фешебельных отелях-кораблях - «хаус-ботах». Форт Кочин привлекает неповторимым сочетанием архитектурного наследия голландских колонизаторов, белоснежных современных круизных лайнеров на фоне древних китайских рыболовецких сетей, самобытным керальским представлением катхакали. Но, если (согласно известному утверждению) судьба человека - это его характер, то судьба курорта - это его атмосфера, его энергетика. Со времен глубокой древности, индийская Керала имеет репутацию родины Аюрведы, места исцеления от физических и ментальных недугов. Если курорты Гоа, в большинстве своем, посещают те, кто (сознательно или неосознанно) готов иногда немного навредить своему здоровью вечеринками, бессонными ночами, алкогольно-психоделическими экспериментами, то в Кералу направляются в поисках исцеления.

Лечить или учить
Значение слова «медицина» - «лечебное искусство», или «искусство исцеления». Доктор, который изучал медицину, будет вас «лечить». Слово «аюрведа» означает «знание длинной жизни». Тот, кто изучал это знание - Аюрведу, одну из Вед, называемую Атхарваведа, будет вас учить искусству правильной, здоровой длинной жизни.

Доктор Аюрведы, вайдья, - это прежде всего высокодуховная личность, принадлежащая в высшей варне брахманов, дхарма которого - передать знания о здоровой правильной жизни, в том числе, своим личным примером, тому, кто за этими знаниями обратился. Доктор Аюрведы не имеет права просто дать пилюлю, избавляющую от боли, как «медик». Его задача - помочь вам понять, что боль и страдания - это часть жизни, которую нужно трансформировать в здоровье и счастье путем осознания. Осознания духовных причин возникновения боли.

В настоящее время западная медицина все больше внимания уделяет такому направлению, как психосоматика. Согласно принципам этого направления, причины большинства заболеваний - психосоматические, то есть кроются в психологии заболевшего человека. Так, камни в почках - это невыплаканные слезы, выбор в пользу того, что «надо», а не «по душе»; псориаз - подавляемая агрессия, гнев по отношению к значимой фигуре отца, социума, рамок и правил; аллергии - непереносимость ситуации, непринятие ее, отрицание собственной силы. Список можно продолжать до бесконечности. Согласно теории психосоматической природы заболеваний, для того, чтобы избавиться от болезни, нужно «проработать» вызвавшую недуг эмоцию или качество характера. Аюрведа же (которая о связи черт характера человека и его недугов знала гораздо раньше и знает гораздо больше) видит причину болезней гораздо глубже.

Причина болезней - «прагйа апарадха», что означает забвение Бога. Аюрведический доктор не должен становится между человеком и его Путем к Богу. Он не может и не должен (кроме случаев экстренной помощи) облегчать физические страдания человека, не имеющего намерения идти к Богу. Доктор не может пройти за другого человека его Путь духовного развития, но может помочь познать правила и законы этого Пути. Согласно врачебной этике, изложенной в «Аштанга хридайя Самхита», «врач может отвергнуть пациента, ... не желающего жить; не имеющего желания и возможности лечиться, не имеющего времени на лечение (слишком занятого человека), не выполняющего всех наставлений врача; того, чья жизнь подошла к концу; обладающего демоническими качествами (злого, упрямого, несмиренного, гордого и т.д.), разгневанного, охваченного страхом; неблагодарного и считающего себя врачом (занимающегося самолечением)». Таким образом, доктор Аюрведы должен учить, а не лечить пациента.

Прийдя, по привычной схеме, к доктору западной школы за таблеткой от боли, мы лишаем себя возможности истинного, духовного исцеления. А доктор, которого научили лечить болезни, а не помогать духовному росту человека, лишил нас возможности пройти свой путь исцеления. В Индии считают, что такой доктор забирает себе плохую карму своего пациента, и этим объясняют, казалось бы, нелогичный факт, что доктора часто страдают от тех болезней, лечению которых посвятили свою жизнь.

Моя Панчакарма
Даже поверхностное осознание принципов Аюрведы, встреча с некоторыми людьми, ставшими для меня Учителями, сама жизнь в Индии, подвигли меня пройти Панчакарму - одну из древнейших аюрведических процедур. Процессу глубинного очищения организма, глубоко затрагивающему, в том числе, и ментальный уровень, я посвятила почти месяц. Не самый простой, но яркий и познавательный месяц жизни. Месяц, проведенный в более, чем аскетичных, бытовых условиях, без связи с внешним миром, без интернета, телефона, телевизора, книг и, что оказалось самым сложным, - без любых мыслей, кроме тех, которые помогают организму проходить процессы очищения. Процессы же были очень мучительными.

«Панчакарма» переводится как «пять действий». Пять несложных, казалось бы, действий, изобретенных в Индии более 4000 лет назад.
Процедуру лучше проходить в сезон дождей. В это время тело человека становится более податливым, «открытым». Человек - часть единой природной системы. Очищается природа - значит, человеку хорошо бы сделать тоже самое. Подготовка к Панчакарме начинается с приема внутрь топленного масла («промасливания»), специальной диеты. А дальше...

Пять действий

Ваман. Терапевтическая рвота, вызываема специальными горькими травяными настоями. Мой доктор-учитель рекомендовал мне проходить процедуру в темной комнате, и в моем случае это оказало самый глубокий психотерапевтический эффект.

Виречана. Очищение с помощью природных слабительных средств.

Васти. Очищение с помощью двух видов клизм - масляной и с применением отвара трав.

Настья. Вдыхание аюрведических препаратов через нос.

Ракта-мокша. Кровопускание. В моем случае не назначалось.

Панчакарма сопровождается массажем абхъянга и особо любимой мною процедурой широдара, при которой тонкая струя масла, льющаяся в область третьего глаза, «останавливает водорот мыслей и способствует просветлению». В идеале, диеты и рекомендаций по питанию, разработанных доктором, исходя из доша-типа и особенностей организма, нужно придерживаться всю жизнь.

Панчакарма для ума
Многие их тех, кто выдержал Панчакарму в ее классическом исполнении, избавились от недугов или отмечали существенное улучшение самочувствия. Для меня же самым неожиданным результатом было не только улучшение самочувствия, но и необычайная легкость... мыслей. Словно вместе с килограммами токсинов и других мешающих правильному функционирования организма веществ, из сознания удались километры кинопленки из мыслей, образов, сюжетов прошлого, мешающих создавать новую, очищенную от иллюзий и ошибок прошлого, реальность. Подобными ощущениями делились со мной друзья и знакомые, которые прошли курс Випассаны.

Випассана - «путь Будды», как определял эту технику медитации Ошо. Считается, что это одна из это одна из древнейших медитативных техник, изобретенная в Индии, утраченная, но вновь возрожденная Гаутамом Буддой. «Просто наблюдай за дыханием». Очищение ума через самонаблюдение, искореняющее страдание.

Очищение проходит через практику, которая для многих становится тяжелейшей аскезой. Увидеть вещи такими, какими он есть на самом деле... Как это достигается?

Десять дней, проведенных в тишине, практиках и медитациях, без какой-либо связи с внешним миром. Практикующие Випассану должны четко следовать распорядку дня (похожему на распорядок дня в монастырях): подъем в 4 утра, медитации, прием пищи, практики, общение с учителем. Во время десятидневной практики запрещено разговаривать, вступать друг с другом в какие-либо контакты (в том числе приветствовать друг друга, смотреть в глаза, жестикулировать), запрещено употребление каких-либо одурманивающих средств, невегетарианской пищи, запрещено спать на мягкой или высокой кровати. Необходимо прекратить все виды религиозных практик, таких, как чтение молитв, пение мантр, пользование четками и так далее. И еще множество предписаний, направленных на достижение Благородной Тишины, необходимой для самонаблюдения, очищения ума, искореняющего страдание и позволяющего спокойно и уравновешено решать все возникающие жизненные проблемы.

Для меня Випассана - своебразная Панчакарма для ума, который нуждается в очищении так же, как и тело. Конечно, можно пойти путем более простым и легким. Например, пройти «туристическую» Панчакарму где-нибудь в пятизвездочном отеле в Керале. Жить в комфортабельном номере с телевизором и интернетом, уделить гораздо больше внимания массажам, чем правильному прохождению (проживанию) пяти основных процедур. Некоторые туристы даже думают, что прошли Панчакарму за 10 дней в Гоа, совмещая утренние рвотно-слабительные процедуры в клинике с вечерне-клубными на пляже. Таким же образом можно «пройти» и Випассану - помолчать десять дней где-нибудь в красивом и уютном йога-центре на побережье.

Каждый сам решает для себя, насколько он хочет (и хочет ли вообще) углубиться в процессы исцеления тела и духа. Облегчить симптомы заболевания, «поставить галочку», помодничать в социальных сетях участием в «продвинутых» практиках или тяжело поработать для какого-то своего, глубоко личного и осознанного, результата. Взять на себя ответственность за свою жизнь, свое развитие, свой рост или переложить эту ответственность на «учителей». Пройти этот Путь самому или присоединиться к какому-нибудь «обществу счастливого настоящего».

Читайте дальше о «городе будущего» Ауровиле, что в индийском штате Тамил-Наду.
С пожеланиями Здоровья, Светлана Сук


Рецензии
Очень интересно, Светлана!
Мне это близко, Аюрведу считаю величайшим знанием по здоровью и изучала её основы. Прояснила свои Доши и придерживаюсь их балансу.

Для меня же самым неожиданным результатом было не только улучшение самочувствия, но и необычайная легкость... мыслей. Словно вместе с килограммами токсинов и других мешающих правильному функционированию организма ...)))
Как это верно!

И без жёсткой аскезы - трудно прийти к себе самому. Изначальному.

Спасибо за такие работы!

Жанна Марова   26.01.2019 15:27     Заявить о нарушении
Испытывала подобные ощущения. Когда очищается грубое тело, телесный уровень, это освобождает тонкое тело от ментальных загрязнений.Процесс часто очень сложный и болезненный. Спасибо за интерес, Жанна!

Светлана Сук   28.01.2019 13:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.