Сундучок, глава 5, раздел II-ой

СУНДУЧОК ВОСПОМИНАНИЙ,
       или
НЕ УГОДНО ЛЬ ПРОСЛЫТЬ АНТИСЕМИТОМ?
(многоглавый роман
с автобиографическими и географическими деталями,
а также с выстрелами, взрывами и гибелью разных людей,
иногда с картинками, но чаще без матюгов)

                Есть у каждого бродяги
                сундучок воспоминаний…
                Из стихотворения «Бродяга»
                (1934), автор — Д.Б.Кедрин.

Глава 5. ЛЕЙТЕНАНТСКАЯ «КАПУСТА»

                …Говорят, что плывём мы за длинным рублём
                (кстати, длинных рублей просто так не добыть)…
                Из песни без заглавия (1973),
                автор — В.С.Высоцкий.

Раздел 5-II. АНТУРАЖ (ПОЧТИ БЕЗ ДИАЛОГОВ)

                …Не надо быть учёным, чтобы понимать:
                монолог — прерогатива сумасшедшего.
                Речь родилась из необходимости общения.
                Диалог — нормальная форма литературного
                произведения. […] Во всех мемуарах диалог
                вообще выглядит обыкновенной липой, если,
                конечно, у тебя за пазухой не было магнитофона…
                Из книги «Никто пути пройдённого
                у нас не отберёт» (1986-1987),
                автор — В.В.Конецкий.

Одна из добровольных рецензенток (не здесь, не на сайте http://www.proza.ru/, а из-за его пределов) прислала мне электронной почтой письмецо, в котором сделала замечание (и упрёк): «Злоупотребляете диалогами». По её мнению, они:
        во-1-ых, затемняют фабулу романа,
        во-2-ых, тормозят развитие сюжета,
        в-3-их, провоцируют, создают и всё время подпитывают недоверие к рассказчику, ибо нельзя, нельзя допустить, что по прошествии энного количества лет он безошибочно воспроизводит каждую реплику…
Что же мне делать?
Опёрся бы на позицию классика, ан она (см. эпиграф к текущему разделу 5-II) блещет не столько однозначностью, сколько мудростью (на то он и классик?).
Детально оспаривать аргументы рецензентки у меня
                …нету м`очи, нету сил…
Да и времени жалко.
Попробую потрафить этой дамочке.
                * — * — * — * — *
Итак, изначальные мои пристрастия к морям-океанам находили некое иррациональное удовлетворение в том, что «Кашалот» наш был единственной во всей Сети станцией, обладавшей позывным, который пришёл из практического общения человечества с огромными водными просторами и глубинами.
Вкруг посёлка Сафоново вода имелась в большо-о-о-ом достатке. Отнюдь не морская солёная, а материковая пресная. И местами тяжёлая. Эту для нужд Минсредмаша добывал экспериментальный завод «ТВ». О нём лучше помолчать.
Про лаготделения, поставлявшие ему бесплатную рабсилу, а остальному народному хозяйству — «кубики» круглого л`еса, уж много, много рассказано до меня и писателями, и журналистами. Тут конкурировать с ними не вижу смысла.
В перечне «градообразующих предприятий» значились также:
— Сафоновский ЛПХ (леспромхоз, то есть лесное промышленное хозяйство);
— ДОК (деревообрабатывающий комбинат) с прекрасным РМЦ (ремонтно-механическим цехом, в котором не хватало лишь собственного литейного производства, зато станков, лихо управляющихся с металлами и сплавами, насчитывалось десятка два — токарные, фрезерные, строгальные, волочильные, сварочные, штамповочные, два кривошипных пресса и 100-килограммовый ковочный молот с гидроприводом);
— СКФ (скипидарно-канифольная фабричка-невеличка, пахучая);
— ППС (полк правительственной св`язи — не весь, а подразделение; служили в нём те самые молчаливые «кадры с паучками»).
Заняв пост ВРИД ЗКИ «Кашалота», я искал общий язык и сотрудничество (увы, частенько не ВЗАИМОвыгодное: ну что из нас можно было «выжать»?) со всеми этими «конторами» (как пр`авило, богатенькими). Проще говоря, вынужденно попрошайничал.
                * — * — * — * — *
Русскоязычному человеку, по произведениям почтенного сэра Вальтера Скотта (и, не исключаю, американца-насмешника Марка Твена) знакомому с мифами и легендами Древней Британии, легко соблазниться и зарифмовать слово «кашалот» со словом «Камелот». Однако должен я отметить: во-первых, и король Артур, и все его рыцари с х`оду заблудились бы и утонули в окружающих Сафоново болотах, не успев свершить ни единого благородного поступка (тем паче подвига). А во-вторых, строго по-английски надо произносить «К`эмилот» — с ударением на первом слоге (но не на последнем, как привыкли «поглотители» переводных романов со времён Пушкина).
                * — * — * — * — *
Существовала (однако благодаря бдительности музыкальных редакторов и прочих искусствоведов в штатском на Всесоюзном радио отнюдь не пользовалась такой широкой известностью, как «Городок, не вел`ик и не мал») ещё одна песня про эти кра`я:
                …Там в океан течёт Печора,
                там всюду ледяные г`оры,
                там стужа л`юта в декабре —
                нехорошо зимой в тундр`е.
                Ой-ла-ла-ла, бежит олень…
                Ой-ла-ла-ла, лежит тюлень…
                Ой-ла-ла, гибнет человек —
                пришлите ж денег на побег!..
Её датировали 1954-ым годом. Авторство приписывали Аде Якушевой, первой жене Юрия Визбора. Ещё несколько песен, созданных ею, часто звучали над вечерними кострами туристов из НИИ МРП:
                Вечер бродит по лесным дорожкам,
                ты ведь тоже любишь вечер`а…
                ****В речке Каменной бьются камни,
                ****по гранитным скользя камням…
                Слушай,
                на время время позабудь,
                лучше
                тебе спою я что-нибудь…
                ****Ты — моё дыхание,
                ****утро моё ты раннее,
                ****ты — и солнце жгучее,
                ****и дожди…
Ада родилась в Ленинграде 24.01.1934, с 1952-го училась в Московском пединституте, который именно в те годы приобрёл славу одного из главных наших центров авторской песни, сочинять начал`а в 1954-ом, окончила этот вуз в 1956-ом, пот`ом работала на радиостанции «Юность», гастролировала по стране, давала бесплатные концерты для инвалидов… Умерла от рака лёгких в Москве 06.10.2012. Талантливая, светловолосая, прекрасная… Даже если забудется она как женщина — её песни и стихи останутся жить, покуда есть в России люди, «помешанные» на странствиях по суше и по воде, на лазаниях по горам и пещерам, принадлежащие к подвижному племени землепроходцев, а не «матрасников».
Принесите цветы к могилке Ариадны Адамовны на Троекуровском кладбище.
                * — * — * — * — *
Опишу вкратце окрестности посёлка.
Он примостился на правом (относительно высоком) берег`у рек`и Пёза, через полторы сотни километров на весте впадающей в Мез`ень.
К норду от Сафонова раскинулся бассейн рек`и Пёша, разделённый почти точно надвое воображаемой дугой Северного Полярного Круга. Километрах в семидесяти за Кр`угом Пёша впадает в Ледовитый океан, а именно в тот его залив, который на картах Русского С`евера именуется «Чешская губа».
Загадка для новичков в этих краях: какое отношение к ней имеют чехи? Он`ега впадает в Он`ежскую губу, Мез`ень — в Мез`енскую, `Индига — в `Индигскую, Байдар`ата — в Байдар`ацкую, и так далее… Почему же Пёше «досталась» Чешская, а не Пёшская?
Разгадка от старожилов и знатоков: потому что губа обсуждаемая — не Ч`ешская, а Чёшская, и названа так благодаря впадающей в её в`естовую часть реке Чёше (длиной всего-навсего 60 км). Чёша, Пёша и `Ома имеют наиболее значительный сток среди десятка других речек, питающих эту губу водой.
Пёша и Пёза замерзают окончательно в ноябре, вскрываются обычно в середине мая.
                * — * — * — * — *
От Сафоновского посёлка выше по течению Пёзы — изба Пашкова (на левом берег`у), ниже — безымянные `избы (бревенчатые строения с деревянным полом и широкой печью, без огорода, частенько без постоянного хозяина, используемые прохожими людьми — странниками, беглецами, охотниками — как временный приют для ночлега и/или укрытия от разбушевавшейся непогоды).
За рекой на зюйд — болота Шумихинское, Стрелочное, Пыльболото и Бесконечное.
Бесконечное именовалось столь тоскливо потому, что из него струилась тихая речка Бесконечная. В`оды её после слияния с Грубышкой попад`али в Верхнюю Урдюгу (левый приток Пёзы). Немного дальше к весту Пёза принимала в себя ещё и Нижнюю Урдюгу.
На зюйдовой границе болота Межурдюгского приманчиво волновалось (летом) озеро Кар`асье. Остроумцы произносили «Карась`е», акцентируя последний слог, и делали неизбежный вывод: французы в 1812-м год`у дошли по России аж до этих гиблых мест и лишь пот`ом были оттеснены обратно в Европу отчаянным нашим одноглазым полководцем…
На вест за Урдюгами простирались всё такие же унылые (даже солнечным днём) и опасные болота: Котловское, Орловское, Сухан, Ворон, ещё одно Стрелочное, Акт, Росомашье, Мохнатое (может, эти два — в память об одной и той же мохнатой росомахе?)…
Почти строго к норду от посёлка горбатилась «высота 102,8» — на её-то склоне и громоздились обе зоны «Кашалота» — жилая и техническая. Меж высотой и посёлком — опять обширное болото. Без затей окрещено Сафоновским. Зато к весту от нашей «горки» блестели средь тайги озёра с общим названием столь же экзотическим, сколь и ободряющим: Холерные.
Все эти географические достопримечательности познал я позже благодаря Виктору Владимировичу Л`юдченко. Он оказался заядлым рыбаком и охотником, имел в личном владении две двухстволки (одна из них — бокфлинт, то есть с вертикальным расположением стволов), а у меня всё же случались изредка выходные, и некоторые из них удавалось провести в совместных с В.В. «вылазках на природу». Если хотите — так и называйте их: ПВД, то есть «походы выходного дня».
В первый подобный ПВД меня вытащил в начале декабря 1975-го г`ода сосед по ближнему ДОС-у Виталий Квасн`ин — гражданский сотрудник ППС. Мой выходной тогда не совпал с замполитовским, ибо замполит дежурил по ч`асти. «Выцыганили» у него одно ружьё для меня, взял я казённые лыжи с креплениями, рассчитанными на валенки… но вот беда: не нашлось казённых валенок, которые сгодились бы впору моему плоскостопию. Рискнул я обуть «родные» сапоги — и отправились мы с Виталием на рябчиков. Никого-ничего не успели добыть, так как час`а через полтора попросился я домой: н`оги застыли хуже, чем в вертолёте 12-го ноября, поскольку снег был глубок, а наст хрупок, и лыжи проваливались на каждом шаг`у. Виталий материл на все лады и снег, и наст, и эти безвинные лыжи, и мои суперширокие «ласты», и их владельца — и своей громкой, остервенелой руганью распугал всех рябчиков в окр`уге. Если они там были…
                * — * — * — * — *
Мешок с моей «поляркой» и прочими носильными вещами послан был из УТЦ в посёлок Сафоново, только не Архангельской, а Мурманской области (на полпути от её административного ц`ентра к Североморску).
За неимением адресата там рассудили педагогически верно: «Работу над ошибками должен делать тот, кто их совершил» — и, естественно, не пробовали озаботиться и поискать меня на просторах Ленинградского военного `округа (ЛенВО), а вернули отправителю в Среднеазиатский (САВО).
Не напрасно, ох, не напрасно командир «учебки» полковник Кадлубовский гордился лично придуманной поговоркой: «Люблю тебя, армия, за простоту и бестолковость». Почтовая группа в его вещевой службе ошибку свою признала, не возмущаясь. Обработала быстро, и поехал мой гардероб в другое Сафоново — на Смоленщину…
Посему практически до Новогодия-1976 довелось обходиться мне во всех служебных и внеслужебных ситуациях полевой формой «пэ-ш`а» (с чёрными яловыми сапогами, как положено) и единственной парой нижнего белья — летнего. Зимние кальсоны путешествовали по стране туда-сюда полтора м`есяца, пересекли Волгу в обоих направлениях раз пять (если не восемь). Ни одна штанина не пропала.
Спрашиваете: откуда я знаю про эти путешествия?
Отвечаю: в почтовой группе УТЦ ленились отдирать нашивку с прежним адресом, а прямо поверх неё крупными стежк`ами «пришпандоривали» новую. Так случилось и в первый раз, и во второй. В конце концов, мешок прибыл сюда с трёхслойной нашивкой — у меня взыграло любопытство и нашлось время отпороть два верхних слоя…
                * — * — * — * — *
Поход с Виталием за рябчиками не остался абсолютно уж бесполезным воспоминанием. В неторопливой беседе я, как удачливый американский шпион, выведал кое-что про ППС.
        Во-первых, их аппаратура работала через двухзеркальные перископические антенны. С них «кашалотовцам» поживиться было нечем.
        Во-вторых, все промежуточные станции обходились без обслуживающего персонала. Некоторые из них я видел с воздуха.
        В-третьих, межстанционный интервал составлял приблизительно 40 километров.
Эти технические сведения о старинной аппаратуре электросвязи вряд ли интересны кому-либо, кроме специалистов с историческими наклонностями. А вот следующая подробность привлекла, обрадовала и возбудила: один из стволов радиорелейной системы ГТТ-8000/300 способен был передавать (и передавал от архангельской «Орбиты»!) видеосигнал цветного телевидения (ЦТВ) плюс 4 канала со звуковым сопровождением картинки и радиовещанием.
После возвращения к ближнему ДОС-у с неудачной охоты помчался я сдавать старшине лыжи — и попутно рассказал замполиту про ЦТВ. Он на следующий же день «оседлал» Сег`орина и заставил его договориться с ППС-овским руководством об ответвлении этого ЦТВ в ленинскую комнату «Кашалота», а также о бесплатной и бессрочной аренде телевизора модели «Рубин-401-1» с 59-сантиметровым (по диагонали, мэм, по диагонали) экраном.
Само собой разумеется, что Баловик`а известили об этом мощном прорыве на идеологическом фронте. Л`юдченко и Сег`орин удостоились благодарностей. (Могли бы и меня подставить под снятие выговора, но то ли позабыли, то ли рановато показалось, то ли подполковник-самодур не согласился?) А личный состав ч`асти, свободный от дежурств, получил обязанность ежевечерне впитывать в себя содержимое информационной программы «Время». (Информационно-«пропагандонной», как выразился в курилке один из «детей».)
01.01.1976 они балдели от премьерного показа фильма «Ирония судьбы, или С лёгким п`аром!». Не вспомню сейчас, по какой причине я тогда пропустил первую серию (да просто ничего не знал о ней, кажется), а к началу второй был приглашён из ближнего ДОС-а в ленкомнату телефонным звонком дежурного по ч`асти. Обнаружил, что солдатики, держась за животы, лежат на стульях и/или сползают под столы…
                * — * — * — * — *
Виталий после той неудачной охоты напился. Сидел за столом в своей кухне на первом этаже и орал так, что было слышно мне на втором:
                …Вот сижу в одиночке
                и плюю в потолочек —
                перед Родиной грешен, перед совестью чист…
                Предо мною икона…
                И запретная зона…
                А на вышке всё тот же престарелый чекист…
В повторных исполнениях этого куплета чекист изображался очумелым… пот`ом сумасшедшим… одноруким… одноногим… можно было слушать весь вечер и даваться диву: как такого искалеченного душевно и/или физически человека взяли служить вообще (не говоря уж о службе в охране МЛС — мест лишения свободы).
Тоскливый мотив песни очень, очень был схож с тем, на который почти ровно 10 лет назад мои попутчики в пассажирском поезде №173 Тюмень—Ленинград (см. «Облом I-ый» в главе 2-ой романа) ревели жалостливую историю про курьерский поезд Воркута—Ленинград и про день цветущего мая. Возможно, это одна и та же песня, только разные куплеты?
Выбравшись из повторений, Виталий выводил дальше:
                …Дождик н`а руки капал
                и на ствол автомата…
                Мусор`а окружили, «Р`уки вверх!» нам кричат…
                Но они просчитались —
                окруженье пробито:
                кто на смерть смотрит прямо, пули брать не хотят…
Позже я и Лариса подружились с его семьёй. Супруга Женя «окончила курсы всяческих наук» в детдоме, с Виталиком познакомилась по переписке.
Он отбывал где-то неподалёку срок за причинение (по неосторожности) смерти старику, которого в собственных рассказах после 4-5 стаканчиков называл либо Охл`опычем, либо Гондоль`ером. В ходе «отсидки» привлекался как разнорабочий к постройке «Кашалота» и станций для ППС. Имел золотые р`уки и острую соображаловку. В плюс к нажитым ранее семи специальностям освоил мастерство кабельщика-спайщика — и, выйдя с ним на волю, был признан полезным в продолжении работ для ППС (причём уж`е не «чёрных», а квалифицированных).
Когда объём строительной возни с кабелями иссяк, Виталия перевели на ТО (техническое обслуживание) промежуточных станций ППС-овской линии. Постоянный персонал оным (как выше сказано) не требовался, львиная доля ТО заключалась в регулярной очистке нижних зеркал перископических антенн — летом от хвои, листвы и прочего приносимого ветр`ами м`усора, зимой от сн`ега и гололёда. Это значит, что Виталий трижды в неделю с мётлами-щётками-скребками-лопатами (и, конечно же, с ружьём) ездил по линии вдоль Пёзы на Мез`ень и трижды — в обратную сторону…
Я пытался допытываться: к какому именно пункту в тайге уходит далее на ост ППС-овская линия? Чт`о дымит и лязгает на её конце (если он есть)? Ещё один завод типа «ТВ»? Или какой-нибудь испытательный полигон, не менее засекреченный? Или, к примеру, урановый рудник? Там ведь тянулась средняя часть Тим`анского кряжа — низенького (высшая точка — 471 метр нум), но хорошо «нафаршированного» полезными ископаемыми.
Виталька ни разу, ни под какой дозой не проболтался.
На работе его ценили, любили, не спрашивали о судимости и никогда не напоминали про неё. (А демократы нынешние попривыкали стращать друг друга жупелом: ка-гэ-бэ, ка-гэ-бэ…)
Женя родила к том`у времени троих: Диму, Cашу и Витусю. Витуська была ещё совсем крохой. Для старших малышей отец сам построил у д`ома игровую площадку: турник с регулируемой высотой, «полосу препятствий» (несколько поставленных друг за др`угом прямоугольных вор`от с последовательно понижающимися верхними перекладинами: первая заставляла ребёнка только ссутулиться и наклонить голову, последняя — ползти-извиваться на брюхе), деревянные качели (рычажные), заборчики для лазания и висения…
                * — * — * — * — *
И ещё одно хорошее дело «пошл`о в зачёт» Виталию после нашей совместной «охоты»: проспавшись, он преподал мне ценный алгоритм, руководствуясь которым, я мог бы попасть из Сафонова в Архар`у (Архангельск) без вертолёта.
Стартовая половина алгоритма — расписание движения пассажирских автобусов до Мез`ени (зимой чаще, так как путь твёрже и надёжнее). Финишная половина — расписание движения таких же «драндулетов» (патриотическое выражение Виталия) из Мез`ени в областной центр.
— А вообще-то лучше всего: оформляй-ка ты супруге своей ВПД на перелёт из Минска не до Архар`ы, а через Архар`у прямо до Мез`ени, там мы и встретим твою женщину на моей «ласточке»! Чего трястись и мёрзнуть в этих драндулетах?
«Ласточкой» он называл свой служебный вездеход ГАЗ-69А, изготовленный Ульяновским автозаводом лет 8 назад. Я с детской наивностью («на голубом глаз`у») промолвил, что такие в народе чаще именуют не «ласточками», а «козликами»… Сосед притворился обиженным:
— Сам ты, Толя, — рогатый!
И вдруг понял, что назвать женатого мужчину рогачом — страшное оскорбление. Именно из-за этого (официальная версия) Пушкин «пулю в животе понёс». Я сделал вид, будто хватаюсь за пистолет. Виталий положил обе своих рук`и мне на погоны:
— Извини, дорог`ой. Пива хочешь? Ща, сгоняем в магаз!
Услышав про магазин, приблизилась Женя с инструктажем о необходимых покупках. Я отрицательно покачал головой — и покинул «молодых», поясняя, что должен готовиться к заступлению на дежурство по ч`асти (сменять замполита)…
А неофициальная (не общепринятая) версия гласит, что Пушкин получил после смерти Н.М.Карамзина поручение от царя Николая I-го продолжить написание «Истории государства Российского», взял авансом кругленькую сумму, растратил её на пустяки — и, ощутив себя мерзавцем, которому нет оправдания ни перед Богом, ни перед Императором, ни в собственных глазах, стремился нарваться на чужую пулю где угодно, от кого угодно, под каким угодно предлогом.
Брешут…
                * — * — * — * — *
— Даёшь «Макс`атиху»!
Это кричит Ваня Смурн`ов, выбираясь из-за стола на свободный пятачок, чтобы сбацать сельскую чечёточку. Галя (Ванина жена и мамочка их совместных отпрысков — Оли и Антошки) извлекает откуда-то из-за своего левого плеча дудку с резким саксофонным звуком и короткими выдохами в неё задаёт темп гармонисту. «Партию на гармони» исполняет Костя Тарасов.
                …Оп-ста! Оп-ста!
                Жареные раки!
                Приходи ко мне ты в г`ости,
                я живу в бараке!..
Иван и Галина — из Гаврилов-Ямского района Ярославской области РСФСР. Какое отношение имеют они до пгт с названием Макс`атиха — одного из райцентров в Калининской области? Я не знаю. Лариса (уроженка Стар`обинского района Минской области БССР) — тем более… А русская гармонь-«хромка» в сопровождении будто бы саксофона звучит задорно, захватывающе-подмывающе — и первой не выдерживает Оля. Она отлепляется от мамы и присоединяется к папе, который «выламывается» всеми конечностями и встряхивает головой:
                …Оп-лей! Оп-мой!
                Жареные раки!
                Приходи ко мне домой,
                я живу в бараке!..
Сл`едом я отлепляюсь от вчера (отставить, теперь 30-ое декабря уж`е стало позавчерашним днём) приехавшей жен`ы и вопл`ю частушку собственного сочинения:
                Тёща зятя обругает,
                он в ответ не промолчит —
                злая лая матерн`ая
                вдоль по улице летит!..
Люди из застолья в праздничном настрое одобрительно подпевают и ритмично хлопают в ладоши. Но что это? Мои представления о незыблемости авторских прав рушатся вдребезги, потому что слышу от Женечки Кваснин`ой:
                То ли волки, то ли в`оры
                спёрли Дунина бычка —
                злая лая матерн`ая
                льёт у Дуни с языка!..
Кто, когда успел запустить эти мои частушки по стране?.. Впрочем, разве я сильно претендую на фиксированный гонорар? Или на процентные отчисления от дохода (выручки) за исполнение? Да сгори они синим огнём! Даёшь «Макс`атиху»!!
                В лагерях, на пересылках
                постигал науку друг…
                Злая лая матерн`ая —
                соль всех тамошних наук!..
Подключается Костина жена Валечка — обычно тихая и малозаметная:
                У крестьян в колхозе нашем
                паспортов и денег нет…
                Злая лая матерн`ая —
                всё спасение от бед!..
Эге, такими малозаметными обычно бывают проволочные препятствия, устанавливаемые перед плацдармом противника или на государственной границе в ограждении КСП (контрольно-следов`ой полос`ы)… Но я, кажется, сочинял маленько по-другому:
                Без порток и паспортов
                ни туды и ни сюды,
                только лая матерн`ая
                как спасенье от беды!..
И снова:
                …Оп-ста! Оп-ста!
                Жареные раки!
                Приходи ко мне ты в г`ости,
                я живу в бараке!..
Костя, видя, что Ване дышится уж тяжковато, смягчает темп и переходит на мотив, близкий… погодь-погодь, к чему он близок? — а к некрасовской «Коробушке». Люди запевают (не с с`амого нач`ала и чуточку вразнобой, да, но ведь выпито-повалено на восьмерых уж аж 2 бутылки «Советского шампанского»):
                …Вот и пала ночь туманная,
                ждёт красотку м`олодец…
                Чу! Идёт… Пришла, желанная! —
                разложил товар купец…
                Катя бережно торгуется,
                всё боится передать…
                Парень с девицей целуется,
                просит ц`ену набавлять:
                — Ц`ену сам платил немалую,
                так торгуйся, не скупись,
                подставляй-ка губки свои алые,
                ближе к м`олодцу садись…
И вдруг подобно взрыву:
                Эх, ёлки-моталки,
                просил я у Наталки,
                просил я у Наталки
                колечко поносить —
                н`а тебе, н`а тебе,
                не рассказ-вай матери,
                не рассказывай отцу!..
Жильцы ближнего ДОС-а встречают 1976-ой год. Не все: нет деток-малолеток квасн`инских (спят), нет Лёвки (попросился на дежурство по ч`асти, обещал прийти на полчаса в нашу компанию, как проведёт вечернюю проверку и скомандует «Отбой!» всем солдатикам, свободным от вахт, однако пока не пришёл), нет Мишки (попросился на дежурство в ТЗ, ничего никому не обещал).
Виталий сидит-хмурится: ему бы водочки… Но одному раскрывать и хлестать её неудобно, а «великолепная семёрка» соседей и соседок по д`ому не спешит. Куда спешить? Вся ночь ещё впереди. Куранты московские отзвонили едва ль час назад. Мы слушали этот звон из радиоприёмника, потому как телевизора нет никакого ни у кого. Да нахрена нам телевизор, у нас «Макс`атиха» есть. И двухрядная гармошка. И надежды на всё хорошее в наступившем год`у. И пожелания друг другу здоровья, удач, простого человеческого счастья. И намерение петь… Не пить, а петь.
Валя, лукаво стреляя глазами, заводит:
                С неба звёздочка упала
                прямо к милому в штаны —
                пусть сгорит там всё на свете,
                лишь бы не было войн`ы!..
Она родом из Чувашии, как и муж. Но разве это имеет значение? Мы с Ларисой из Беларуси. Ваня с Галочкой — «ярославские робяты». Виталик и Женя — тоже конд`овые русаки. Да здравствует добрососедское многонациональное братство!!
Я бормочу это Ларисе вполголоса ради развития её знакомства с присутствующими… Виталий, который уж`е знак`ом с нею от с`амой Мез`ени, умудряется расслышать последнюю фразу и воскликнуть:
— За добрососедское многонациональное братство надо выпить!!
Наполняем водкой рюмки, чокаемся, выпиваем… Ваня отдышался после лихой своей чечётки, начинает:
                По острым иглам яркого огня…
Он очарован Аллой Пугачёвой после её победы в конкурсе «Золотой Орфей». А кто из совгр`аждан не очарован? Все подтягивают:
                …бег`у, бег`у, не поднимая глаз…
Ваня машет руками:
— Врёте! Врёте! Нужно «дорогам нет конца»! Давайте снова!!
— А кто-нибудь попадал к ней на концерты в шиисят-девятом, когда она гастролировала по средней полосе России, в Коми у «комиков», в Карелии, в Архангельской губернии?
— А разве Пугачёва в шиисят-девятом уж`е выступала?
— Ну да, у неё ж самая первая песня — не «Арлекино», а «Робот». Год 65-ый или 66-ой:
                …Робот, ты же был человеком,
                мы бродили по лужам, в лужах плавало небо…
                Чтобы я улыбалась, ты смешно кукарекал
                и зимою ромашки доставал из-под сн`ега…
                Робот… Робот — это выдумка в`ека!
                Я прошу: ну попробуй, стань опять человеком!..
— Нет, Галя, по-моему, с`амой первой была эта:
                …С утра ты сегодня хмуришься
                до сих пор, до сих пор…
                Молчишь, и глядишь, и куришь всё,
                тянешь свой «Беломор»…
                А мне до тебя только шаг всего,
                только шаг небольшой,
                но как, научи, прошагать его
                и сказать: «Мой родной,
                давай никогда не ссориться —
                никогда, никогда!
                Пусть сердце твоё откроется
                навсегда, навсегда!
                Пусть в счастье сегодня не верится —
                не беда, не беда!
                Давай ещё раз помиримся
                навсегда, навсегда!»…
— Да что вы, дорогие товарищи-«собутыльники» — эту вообще не Алла пела!
— А кто, кто??
— Майя Кристалинская… или Тамара Миансарова…
— Так Майя или Тамара???
— Миансарова пела «Чёрный кот»!!
— Значит, Маргарита Суворова!!!
— Вот какая песня первая у Аллы:
                …На бумаге в линейку косую
                и на окнах твой профиль рисую,
                а тебя не узна`ю-ю-ют —
                ты прости, дорог`ой человечек,
                если я тебя вовсе не встречу,
                и скажи хотя бы, как тебя зову-у-ут…
— Женя, ну что за фигня неслыханная? Откуда ты её взяла?
— Да уж не сама уж придумала только что!
— Девочки, девочки, вспоминайте Нину Бродскую — и не надо из-за ерунды цапаться… «Давайте не будем ссориться никогда, никогда…»
— За это опять надо выпить! — провозглашает Виталий…
                * — * — * — * — *
Ваня и Костя помогали ему оборудовать детскую площадку: устроили качели подвесные, невысокий бум для тренировки умения держать равновесие, вкопали столб с баскетбольной корзиной (но забыли «примастырить» к нему щит)… Сейчас это всё утопает в снег`у… На дворе морозно… Лёвка вряд ли придёт…
Антон прилип к окну вместе с сестричкой:
— Мама, глянь-ка, папа, глянь-ка: северное сияние!
                …Это редко бывает: сиянья — в цене…
Потушили свет, потушили гирлянды на ёлке.
Неописуемо…
                * — * — * — * — *
Пот`ом я ещё развлекал компанию, декламируя шуточно-фантастические стихи собственного производства:
                …Б`елка упала в лес`у с верхотуры
                (дерево, видно, усердно трясли?)…
                А горожанки поверили (дуры!)
                и на базар все в слезах побрели…
Не вспомню теперь уж ничего сверх этого четверострочия. Но слово «побрели» ассоциируется со следующим эпизодом.
                * — * — * — * — *
В четвёртом час`у новогодней н`очи Галя отвела детей спать. Вернулась, отчег`о-то пригорюнившись. Заняла своё место за столом… сняла очки… подпёрла себе левую скулу левым кулачком — и негромкий голос раздвинул оживлённую беседу очередной «некрасовщиной»:
                Средь высоких хлебов затерялося
                небогатое наше сел`о.
                Г`оре горькое п`о свету шлялося —
                да и к нам невзначай забрело.
                И беда приключилася страшная,
                мы такой не знавали вовек:
                тут у нас, голова бесшабашная,
                застрелился чужой человек…
Спорщицы и спорщики затихли… а затем стали охотно-тихонько подпевать: ведь благодаря Лидии Руслановой знали советские люди эту песню. Но известная артистка исполняла обычно лишь 6 четверострочий — тогда как у автора в стихотворении их 17 или 18. Галочка пропела все:
                Суд приехал… допросы… — тошнёхонько!
                Догадались деньжонок собрать —
                осмотрел его лекарь скорёхонько
                и велел где-нибудь закопать.
                И пришлось нам нежданно-негаданно
                хоронить молодого стрелк`а
                без церковного пенья, без ладана,
                без всего, чем могила крепка…
                Без поп`а!.. Только солнышко знойное
                (вместо ярого воску свеч`и)
                на лицо непробудно-спокойное,
                не скупясь, наводило лучи…
                Да высокая рожь колыхалася…
                Да пестрели в долине цветы…
                Божья птичка на гроб опускалася —
                и, чирикнув, летела в кусты…
                Погляди, сколь детей набирается!
                Покрестились и п`одняли вой…
                Мать о сыне рекой разливается,
                плачет муж по жене молодой, —
                как не плакать им? Диво велико ли?..
В этом месте солистка сбилась… покашляла… подняла глаз`а, полные слёз… Мы свои прятали. Теперь уж не подпевали (этих слов не знали) — лишь подмурлыкивали. Ваня бережно обнял жену за плечи, пошевелил губами возле уха… и тогда она продолжила:
                …а по ком ребятишки захныкали —
                тот, наверно, был доброй душ`и!
                Чт`о ж тебя доконало, сердешного?
                Ты зачем свою д`ушу сгубил?
                Ты приезжий, ты р`оду нездешнего,
                но сторонку ты нашу любил…
                Только м`инут морозы упорные,
                птица в лес по весне налетит,
                «Чу! — кричат наши детки проворные: —
                Прошлогодний охотник пал`ит!»…
                Ты ласкал их, гостинцы им н`ашивал,
                на вопросы всегда отвечал…
                У тебя порошки я одалживал —
                и всегда не скупясь ты давал…
                Почивай же, дружок! Память вечная!
                А жива ль твоя бедная мать?
                Или, может, зазноба сердечная
                где-то будет дружка поджидать?
                Мы найдём, известим твою милую —
                может быть, и приедет любя,
                и поплачет она над могилою,
                и расскажем мы ей про тебя…
                Почивай себе с миром, с любовию!
                Почивай! Бог тебе судия,
                что обрызгал ты грешною кровию
                неповинные наши пол`я!
                Кто дознает: какою кручиною
                надрывалося сердце твоё
                перед вольной твоею кончиною,
                перед тем, как спустил ты ружьё?..
                И у рощи за дальними нивами,
                где прошёл неширокий долок,
                под больш`ими плакучими ивами
                упокоился бедный стрел`ок.
                Будут песни к нему хороводные
                из сел`а вечерком долетать,
                будут нивы ему хлебородные
                безгреховные сны навевать…
Галя снова покашляла, пот`ом сказала:
— Вот, у нас на родине такое издавна поют. И никто не скажет: то ли поэт послушал да запис`ал наши слов`а, то ли земляки мои из его книжки переняли…
А я и не подозревал прежде, что рассказ этот ведётся от лиц`а крестьянина. Руслановский стереотип приучил: от лиц`а крестьянки.
Присутствующие зашумели: чаще надо посещать нашу компанию, да слушать нашу Галочку, и давно бы узнал… а то ведь почти не видим тебя, Толя, свободным… вечно озабоченный, всё бежишь-торопишься мимо…
— Словно чайник у тя постоянно кипит, — ввернул ехидно Виталька.
— Какой ещё чайник?
— Пузырь мочевой, вот какой!
Захохотали. Не обидно. Шутка.
— А ты знаешь, что твой предшественник тут застрелился?
— Кто? Где? Когда?
— Уж`е больше двух месяцев назад… за неделю до Октябрьских праздников, за глухим концом просеки, которая на Нарьян-Мар показывает…
— Как звали? Молодой?
— Молоденький совсем. 23 годика с хвостиком. А звали — Людвиг. Или Людвик. По фамилии Черт`анцев. Будто бы евреи затюкали его…
Лариса толкнула меня в бок:
— А ты с ними жил 7 недель подряд…
— Эти? Лёвка с Мишкой?
— Да и третий подколоть не гнушался, который Яшка, из нижнего ДОС-а.
— Любезные дамы и господ`а мои хорошие, вы серьёзно? Или разыграть меня коллективом решили?
— Серьёзно, Анатолий, серьёзно. Лично я на труп наткнулся, когда заготовки для тростей искал, — произнёс помалкивавший доселе Константин.
                * — * — * — * — *
У кочегара Кости работа сезонная: пришло лето — и её нету.
Где взять «капусту», то есть деньги? (Для пропитания, ведь за проживание в обоих ДОС-ах никто, насколько я знаю, из собственных карманов не платит.)
Он — отличный резчик по дереву: шкатулки для бижутерии, пепельницы из кусков чаги с несгораемыми вкладышами из листового дюраля, шахматные комплекты, фигурки сказочных персонажей… Оснастил оба конца рычажных качелей конскими головами, одну «…покрасил синим (шутка гения)…», другую — жёлтым. За них малышам очень удобно держаться, мамам теперь проще, спокойнее торчать рядом в сторожихах… Ещё сплёл в 1975-ом десяток разнокалиберных корзин — и попробовал сбывать свои поделки местному населению.
Спрос на них в Сафонове быстро насытился.
«Добрые люди» насоветовали отправиться с товаром в Архар`у.
Повёз в саквояже четыре сотни самодельных бельевых прищепок (пружины для них навивал и гнул тоже сам, позаимствовав где-то сталистую слабомагнитную проволоку). Оказался нарушителем советских законов — кустарём-индивидуалом без патента. «Менты» конфисковали все 400 штук (ни одной продать не успел), велели возвращаться домой и «не вонять».
Не так разозлился на конфискацию, как на это гнусное повеление «не вонять».
Жена утешала: «Хорошо, что не побили. И хорошо, что не продал ни одной, — иначе бы деньги отобрали».
С наступлением очередного безработного-«бескапустного» л`ета в 1976-ом Константин решил завербоваться на остров`а Новой Земл`и (благо и они принадлежат к Архангельской области). Там, мол, климат такой способствующий — круглогодично позволяет не гасить кочегарки. Опять же «добрые люди» подсказали, куда обратиться — к товарищу Сердак`у в Архангельский ОРТПЦ (областной радиотелевизионный передающий центр). Обращение товарищ Серд`ак удовлетворил без оттяжек, выдал подъёмные — и покинули нас супруги Тарасовы…
На прощанье Костя презентовал Ларисе 40 прищепок. Некоторые до сих пор в домашнем хозяйстве у меня работают — а им уж 5-ый десяток лет «тикает»…
                * — * — * — * — *
Спустя приблизительно месяц Смурн`овым пришло письмо с обратным адресом: 163055, Архангельск, 55, в/ч 77150 «Т». Населённый пункт, где располагалась данная в/ч, ни на конверте, ни в тексте не был назван более точно, но я знал: это — пгт Белушья Губа на Южном острове Новоземельского архипелага (там рядовым солдатом отслужил свои «конституционные» 2 г`ода один из моих приятелей по турпоходам из Минска).
Тарасовы сообщали, что «всё-всё есть: жильё, магазины, детсадик и средняя школа, поликлиника и при ней медстационар, КБО с фотостудией и парикмахерской, солдатский клуб и ГДО, есть даже плавательный 25-метровый бассейн в крытом спорткомплексе». Оба работают на станции «Орбита». Телевизор смотрят каждый день. «Капусты» государство не жалеет. Нуждается ещё в персонале.
(КБО — комбинат бытового обслуживания. ГДО — гарнизонный Дом офицеров.)
Письмо заканчивалось призывом: «Иван Алексеич, поднимайтесь сами, поднимайте Кваснин`ых, забирайте Анатолия с Ларисой — и приезжайте все! Раскаиваться не будете, ничего не бойтесь, действуйте через Анатолия Петровича Сердак`а, его служебный адрес в Архар`е — ул. Карла Либкнехта, 8, номер телефона такой-то. Поджидаем вас с уважением и нетерпением».
                * — * — * — * — *
Детки у Вани с Галей были постарше, нежели у Виталия с Женей. Поэтому Смурн`овы и вправду не стали долго «мылиться» — уехали меньше чем через месяц. Вскоре прислали письмо Кваснин`ым. В обратном адресе значилась та же в/ч 77150, но почему-то с буквой «О» (руководствуясь тупой прямолинейной логикой, я лично поставил бы «С»).
В тексте подтверждалось наличие всех благ цивилизации. Рассып`ались комплименты многосторонней трудовой образованности и смекалке Виталика: «Чего ты, разве всю жизнь мечтал дворником “пахать” на трассе? Здесь со своим букетом специальностей, руками от Боженьки и умной башкой будешь кум королю, сват министру. Двигайтесь сюда, пока навигация не кончилась! Привет Толе и Ларе. Пусть тоже не задерживаются в глуши сафоновской. Ждём — все шестеро».
                * — * — * — * — *
Виталика смущало лагерное прошлое, но он отважился-таки на визит к Сердак`у.
Собрал все свои документы (кроме «Трудовой книжки», из которой сделал выписку, заверил у нотариуса) — и двинул на Мез`ень (автобусом).
Вернулся на третий день, не пряча улыбку, — и сказал: «Поехали!» (как Юрий Гагарин).
Женя поохала чуть-чуть, но поехала. Снарядила «мелюзгу» свою, снарядилась сама буквально за сутки. Ведь ложки-кастрюли собирать в багаж не надо было — только одежду-обувь да альбом с фотками…
                * — * — * — * — *
Вот так редели наши ряды и распадалась чудесная компания.
Обезлюживался и хирел Сафоновский посёлок в целом.
Сегодня вы можете прочесть среди итогов Всероссийской переписи населения 2010-го г`ода: «Численность населения деревни Сафоново — 113 человек».
Заметьте, заметьте вдобавок, пожалуйста: ДЕРЕВНИ, а не посёлка.

К о н е ц    р а з д е л у    II - му    в    г л а в е    5 - ой    р о м а н а

© Аффтар, 2017.

© Явные и неявные заимствования из текстов песен В.С.Высоцкого даны здесь с опорой на расшифровки магнитозаписей, датируемых 1967, 1969, 1972 и 1974 гг.


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый "Аффтар"!
Мне нравится Ваша проза, основанная, как я понимаю, на личных путешествиях. Хотя и не всегда она сухая, попадаются длинноты, но профессиональным литературоведом не являюсь и воздержусь от более строгих суждений.
В этом разделе есть ошибка. Слова песни "Подари на прощание мне билет" сочинил Александр Аронович Гинзбург в середине 1950-х гг., который позже прославился под псевдонимом "Александр Галич". Ада Якушева подложила под эти слова свою музыку. Дело в том, что собственное исполнение Галича было "корявеньким" и мало кому запомнилось. А у Ады Як. получилась красивая, нежная, романтичная песня, которая, так сказать, пошла в народ, стала любимой для многих странствующих людей. И они сложили традицию считать автором песни именно Аду Як. Но на самом деле это не абсолютно верно. Прошу исправить эту ошибку.
С пожеланием Вам дальнейших творческих успехов -- один из тогдашних странников.

Ветврач   01.11.2017 18:06     Заявить о нарушении
Благодарю внимательного Ветврача "из тогдашних странников" -- замечание об ошибке очень точное!
И за доброжелательный отзыв сердечно Вас благодарю!!
Ошибку исправил. Её появление могу объяснить тем, что параллельно работал над главой 6, а там как раз идёт малопрофессиональный разговор двух персонажей об Ал-дре Галиче, вот и произошла в авторских мыслях частичная суперпозиция (наложение) информационных потоков. С обещанием всемерно стараться впредь не допускать таких наложений -- прошу прощения у всех читателей (в том числе будущих).

Анэфзин   15.11.2017 02:32   Заявить о нарушении
P.S. Было бы не только интересно, но и полезно мне узнать: в каких конкретно местах Вам видятся длинноты? Если не затруднит -- сообщите, пожалуйста.

Анэфзин   15.11.2017 14:54   Заявить о нарушении