Голубая Надежда. Корень Зла ч. 10

Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
 Корень Зла
 
Из России с любовью или разбитые сердца
 
Blue Ball in London
 
 "Люди заслуживают того, что с ними приключается"
(Джеффри Линдсей)
 
 Голубой бриллиант  заинтересовался  мемуарами князя Юсупова. Око Бхайравы полон сюрпризов! Так что же его отвлекло от "бриллиантовых граций"?
  Мемуары написаны понятным языком, читаются легко и интересно.
Вот несколько эпизодов.
 1 эпизод.  Дед Феликса Николай Борисович Юсупов  при себе  всегда носил замшевый мешочек  с гранёными камнями, которыми всегда хвастался и  любил поиграть.  Часто, чтобы позабавить мальчика, он катал по столу огромную жемчужину. Жемчужина была такой совершенной, что в ней и не пытались сделать дырку, чтобы вставить нить.
2 эпизод. В  юные годы Феликс со своим старшим братом Николаем увлекался театром. У братьев были незаурядные актёрские способности, они могли легко перевоплотиться  в самые разные театральные образы, будь то роль нищего,  священника и даже женщины.
   Как-то вечером, когда отца с матерью дома не было, Феликс и Николай решили поиграть.
- А давай переоденемся в женское платье, - предложил один из них.
- А давай! - согласился другой.
 В матушкином шкафу они нашли всё необходимое. Нарядились, нарумянились, нацепили на себя украшения. Было прохладно, поэтому мальчики укутались в длинные бархатные шубы. Но на этом игра в переодевания не закончилась.  Прошли по дальней лестнице и разбудили парикмахера матери.
- Нам нужны парики для маскарада, - попросили у него мальчики.
 Тот не мог им отказать. Напялили парики,  взглянули друг на друга и рассмеялись. Вылитые барышни! Стало совсем весело. Родители ещё не пришли и Феликс с Николаем, не переодеваясь, вышли на улицу прогуляться.
   На Невском проспекте на "барышень" сразу же обратили внимание. Чтобы отделаться от кавалеров, отвечали по французски:
„Nous sommes occup;s/ Мы заняты“ - и важно шли дальше. 
  Но их продолжали преследовать и отстали только тогда,  когда мальчики вошли в шикарный ресторан „Медведь“. Прямо в шубах они уселись за столик в зале и заказали на ужин разные деликатесы.  В шубах было жарко, но ни Феликс, ни Николай шуб не снимали, боясь разоблачения.
На них смотрели с любопытством. Офицеры прислали шампанское и  записку с приглашением поужинать с ними в кабинете. В кабинет, естественно, не пошли. А вот шампанского сделали несколько глотков и тут же пожалели.  Шампанское ударило Феликсу  в голову. Он снял с себя жемчужные бусы и стал закидывать их, как аркан, на головы сидевших за соседним столиком.  Бусы лопнули, жемчужины покатились  по полу. Все вокруг засмеялись.
  Теперь на "барышень" смотрел весь зал. Вот тогда мальчишкам стало не по себе, и  они решили бежать из ресторана. Подобрали  жемчуг, сколько нашли,  и быстрым шагом направились к выходу, но их нагнал метрдотель.
- Барышни! Вы забыли заплатить по счёту!
 Денег, конечно, не было. Их потащили к директору.  Когда Феликс  ему рассказал обо всём, тот посмеялся выдумке и  дал денег на извозчика.
  Мальчишки прибыли домой до прихода родителей, быстро разделись и возбуждённые легли спать.
  Наутро им стало не до смеха. Директор ресторана "Медведь" прислал отцу остаток жемчуга, собранного с пола в ресторане, и счёт за ужин. Сумма оказалась внушительной.  Пришлось краснеть перед родителями и оправдываться.
  3 эпизод. 
  Знаменитый певец Александр Вертинский в книге "Четверть века без родины. Страницы минувшего" очень оригинально описывал  князя Феликса Юсупова:
 "Высокий, худой, стройный, с иконописным лицом византийского письма". (1)
  Написал бы просто - красавец! Так нет - " с иконописным лицом византийского письма"... Князь Феликс  нравился женщинам. Ему было 27 лет, когда он с согласия императора Николая II 22 февраля 1914 года сочетался браком, как тогда говорили,  с княжной императорской крови Ириной Александровной. Ирина была дочерью великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны, сестры Николая II. (2)
   Невесте было 19 лет. Её светло-серые огромные глаза светились радостью и счастьем.
 Свадьба проходила в  Аничковом Дворце.   На красавице Ирине Александровне была тиара из алмазов и горного хрусталя фирмы Картье и кружевная вуаль, принадлежавшая ранее Марии-Антуанетте. (3)
  А уже через несколько лет, в 1917 году Юсуповы оказались в эмиграции в Париже с маленькой дочкой на руках. Надо было на что-то жить. Ювелир Шоме принёс им мешочек с бриллиантами, оставшийся у него с того времени, когда для Ирины Александровны переделывал   старинные ожерелья. Meшочек для супругов  был приятным сюрпризом: об этих бриллиантах они забыли. 
  На что князь Юсупов ответил:
- Мы любим сюрпризы, но предпочитаем устраивать их сами!
Другим сюрпризом стал автомобиль. Он находился в гараже, ждал  князя пять лет.
"Познай самого себя, но оставь место для сюрпризов"
(Жак Деваль)
     Александр Вертинский о встрече  с князем Феликсом Юсуповым рассказывал так:
"Наше знакомство началось с моих концертов и моих песен, которые Юсупов очень приятно пел, аккомпанируя сам себе на рояле или гитаре. Когда в Париже появились мои пластинки, он покупал их комплектами, даря своим друзьям и знакомым".
  В Париже  Юсуповы открыли свой салон мод. Салон назывался "Ирфе" - по начальным буквам "Ир" - Ирина и "Фе" - Феликс".
 Салон работал с переменным успехом.  Богатые американки, падкие на титулы и сенсации, платили сумасшедшие деньги за фасоны и модели "Ирфе", но не потому, что они были так уж хороши, сколько за право познакомиться с князем Юсуповым, о котором они столько читали в книгах, газетах и журналах
- Этот человек,  убивший Распутина! -часто можно было услышать шёпот посетительниц между собой.
  Ирина Александровна  была очень молчаливая, замкнутая и немногословная. Глаза смотрели с печалью. Она никогда не улыбалась. А в таких случаях её необыкновенно красивое лицо бледнело.  Заказы покупательниц принимала со строгим лицом. Клиенток в дом мод  привлекал ещё и потрясающий вкус княгини Юсуповой, который чувствовался не только в создаваемых ею моделях, ведь  модельером была именно она, но и в самом интерьере Модного Дома – на фоне затянутых серой тканью стен стояла... красная мебель!  Мебель цвета русской революции - красного кумача. (4)  Это и привлекало посетителей.
"Цвет может успокоить и возбудить, создать гармонию и вызвать потрясение. От него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу"
(Жак Вьено)
 За границей князь Феликс Юсупов получал  немало деловых предложений, но после организации "Ирфе"  он   помогал жене во всём, прежде всего, взял на себя бухгалтерию. 
   Финансовых успех Модного Дома "Ирфе" позволил Юсуповым принять участие в открытии модных парижских ресторанов "Ла мэзонет", "Лидо", "Монрепо".  Что произошло с ресторанами дальше - история умалчивает...
  Баронесса Анастасия фон Нолькен, служившая манекенщицей в "Ирфе"  так вспоминала  дом моды князя Юсупова:
"Его дом напоминал восточный дворец: все кабинки для примерок были обиты серым бархатом с драпированными балдахинами, как в Турции. Сам Феликс принимал клиентов в тюрбане и восточном халате и походил на хана в сопровождении своего любимого бульдога. Его супруга, напротив, была очень скромной и не любила, чтобы мы, манекенщицы, делали ей реверанс при встрече. Видимо, из-за своей эксцентричности Феликс не гнушался иногда и сам примерить то или другое платье и показать всем, как его надо носить".(5)
  Так что, страсть к переодеванию сохранилась у Феликса с детства.
4 эпизод.
 1920 год.  В Лондоне князь Феликс Юсупов принял деятельное участие в содействии русскому Красному Кресту, организовывал благотворительные балы и представления для нуждающихся эмигрантов из России.  Он собрал комитет из видных лиц лондонского общества под попечительством королевы Александры,  её дочери принцессы Виктории  и герцога Коннахтского. (6) 
   Королева Александра отличалась щедростью. В 1897 году во время   празднования бриллиантового юбилея восшествия на престол королевы Виктории под руководством Александры был устроен обед для 40 000 жителей Великобритании из бедных семей.
 "Щедрость королевы иногда вызывала недоумение её финансовых консультантов. Всякий раз, когда она получала письмо с просьбой помочь материально, королева немедленно высылала деньги, даже не удостоверившись, действительно ли отправитель нуждается в них", - говорил ее внук Эдуард,  герцог Виндзорский.   
 Александра не обращала никакого внимания на протесты со стороны служащих о её расточительности и часто отмахивалась от них или делала вид, что не слышит.
"Да и нет не говорите, чёрно с белым не носите...вы поедете на бал?"
(детская игра)
  Всю жизнь Александра скрывала от общественности небольшой шрам на шее, появившейся из-за перенесённой в детстве операции. Она надевала короткое ожерелье чокер или платья с высокими воротниками, чтобы скрыть недостаток. (7) Благодаря Александре чокер стал популярен в британском обществе и вошёл в моду более  чем на 50 лет.
Влияние Александры в моде было настолько велико, что после того, как в 1867 году она перенесла сильный приступ ревматизма и стала хромать, этот недуг стали копировать многие женщины, назвав его "Хромота Александры". (8)
"Это очень вредно - не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь"
(Золушка)
  Комитет принял решение  устроить бал  летом.  Королева Александра предложила   провести   большой вечер в Альберт-Холле с танцами и балетным спектаклем. Юсупов договорился об участии в балете  Анны Павловой.(9)  После начала Первой мировой войны русская балерина поселилась в Великобритании, но  постоянно гастролировала со своей труппой по всему миру, представляя искусство балета во многих странах.
    Оформление зала Юсупов поручил молодому архитектору, русскому эмигранту  Андрею Белобородову. Князь знал его давно. Белобородов  со вкусом и талантом обустраивал ему  петербургскую квартиру. Для Ирины Александровны, при её личных апартаментах,  архитектор сделал "фонтан слез": на посеребренных стенах и сводах алькова Малой гостиной, расписанных фантастическими цветами и птицами, вода переливалась каплями из одной полукруглой чаши в другую. Чаши  были выточены из разноцветных уральских камней. Для князя был построен бассейн, пол, стены и ступени которого были сделаны из огромных цельных кафельных плит.
    При будуаре Ирины Александровны, по желанию Юсупова, был спроектирован тайник для драгоценностей, причём задача заключалась в том, чтобы княгиня могла их видеть все одновременно и сделать свой выбор на данный вечер. Вот как Андрей разрешил эту задачу: маленькая потайная дверь открывалась в узенькую галерейку, проделанную в толщине стены и приводившую в низкое восьмиугольное помещение, стенки которого состояли из металлических дверей. Достаточно было нажать потайную кнопку, чтобы верхние части дверей опустились и открыли ярко освещенные витрины со всеми сверкающими драгоценностями. Эта "волшебная пещера Алладина" была в то же время и тщательно спрятанным несгораемым шкафом.
  Другой, более обширный тайник, был устроен в библиотеке. В него попадали через маленькую дверь, скрытую за шкафом, который поворачивался вместе со всеми книгами. (10)   
   Никто из Юсуповых не знал всего того, что им принадлежало. Однажды князь и Андрей отправились на чердак, с целью посмотреть, не найдется ли там чего-нибудь для обстановки. Тут были склады самых разнообразных предметов, среди которых были тончайшие шедевры старинной мебели. В углу одного из бесчисленных помещений Андрей увидел груду сундучков и окованных медью ларцов.
- Что здесь находится? -  спросил Белобородов.
- Не имею ни малейшего понятия, - ответил князь. -  Откройте и посмотрите!
Оказалось, что это был дорожный несессер Наполеона, в котором находились многочисленные туалетные предметы массивного золота, все помеченные большой  "N" и над буквой хорошо была видна императорская корона!
Blue Ball /Синий бал
"Как было бы здорово, оставайся всё и всегда таким же простым и ясным... Если бы в мире и впрямь было лишь два цвета: чёрный и белый...
(Сергей Лукьяненко)
  Юсупову пришла идея украсить  всё в синих тонах. Синий цвет был  любимым цветом и бриллианта Око Бхайравы.
   Вскоре в Лондоне только и разговору было, что про "blue Ball". В продажу выпустили  шесть тысяч пригласительных билетов, каждый из которых был  лотерейным.
  В лотерею английские монархи пожаловали коронационный альбом и "Историю Виндзорского замка" в роскошном издании, королева Александра – серебряный ларчик для карт в форме портшеза (11), король Иммануил – трость с золотым набалдашником. Знаменитые ювелиры жертвовали кольца и ожерелья.
 Князь Юсупов  в своих мемуарах рассказал, как попал  в лотерею бриллиант в пять карат:
  "Владелица его долго совещалась с друзьями на предмет оправы. Друзья восторгались и советовали кто что. Потом вспомнили, что "синий бал" на носу. В числе гостей была дама – секретарь "синего вечера". Владелица пяти карат пожалела, что не сможет пойти, но, желая послужить доброму делу, предложила триста фунтов за билет в ложу. Организаторша наша была дама не промах. Вместо денег она попросила брильянт и… получила".
  А какой бриллиант - стоит только догадываться. Об этом Око Бхайравы умалчивает.
  Летний вечер, когда состоялся "синий бал" был удивительно тёплым. Сгущались сумерки, когда организаторы объявили о начале бала.
    В Альберт-холле закружились и понеслись на середину зала первые пары.
Князь Юсупов чувствовал себя неважно, поэтому не танцевал. Он  сидел в ложе и с восторгом смотрел на белобородовский декор. Фантазия художника превратила старый зал в волшебный сад.
  "Синие ткани покрывали орган и обвивали ложи, скрепляясь гирляндами чайных роз. Розы аркою окаймляли сцену, а голубые гортензии падали каскадом по стенам зала. Люстры в венчиках роз с плюмажем белых страусовых перьев рассеивали на танцующих свет, как полная луна в летнюю ночь". (12)
    В полночь бал сменился балетом. Овацией встретили Павлову, синей птицей слетевшую с позолоченной крыши пагоды в середине сцены. Грянула буря аплодисментов, когда она исполнила  "Ночь" Рубинштейна. Далее последовал  кордебалет с "Голубым Дунаем", русскими плясками и восточными танцами. Павлова с Волыниным и труппой исполнили  менуэт. Это был последний  номер. Публика с криками  рукоплескала. Наконец артистов отпустили, и они смешались с толпой.   
   "Бал продолжился с новым, большим жаром. Люстры под страусовыми плюмажами погасли лишь на заре, когда разошлись последние танцоры". (12)
   Юсупов вернулся после бала  усталый, но счастливый. Он знал, что собрали средств неслыханно много: о стольком и мечтать не могли. Теперь  Красный Крест мог действовать долгое время.
  Бал князя Феликса стал  прощальным спектаклям блестящей эпохи модерна. Наступали иные времена…
 Ностальгия по России
Что такое ностальгия?
Это боль, и это крик,
и разлука с дорогими,
и со всем, к чему привык.
Ностальгия - это пламя,
не зальют его года,
это раненная память
об ушедших навсегда.
(Эльдар Рязанов)
    В 1925 году Александр Вертинский переехал во Францию, где продолжил активную концертную деятельность и создал, возможно, лучшие свои песенные произведения, среди них: "Венок", "Баллада о седой госпоже", "В синем и далёком океане", "Мадам, уже падают листья", Танго „Магнолия“, "Жёлтый ангел"  и др.
  Воспоминания   певца  о встречах с Феликсом Юсуповым дают представление о трагедии эмигрантов, потерявших родину, и о их любви к ней.
   Как-то они вдвоём   сидели в юсуповском  ресторанчике "Мэзонетт рюсс", пили вино.
- Мы потеряли родину, - грустно говорил князь, - а она есть, живет без нас, как жила и до нас. Шумят реки, зеленеют леса, цветут поля, и страшно, что для нас она уже недостижима, что мы для неё уже мертвецы - тени прошлого. Какие-то забытые имена, полустёртые буквы на могильных памятниках. А ведь мы ещё живы.
  После этих слов Юсупов задумался.
- Почему я уехал из России? Это была страсть к приключениям, путешествиям. Юношеская беспечность!  - думал Вертинский. - Франция для меня стала второй родиной. Моя Франция - это один Париж, зато один Париж - это вся Франция! Я люблю  Францию искренне, как всякий, кто долго жил в ней. Париж нельзя  не любить.  Нигде за границей русские не чувствовали и чувствуют  себя так легко и свободно. Это  город, где свобода человеческой личности уважается… Да, Париж… это родина моего духа!
- Я часто вижу во сне Россию! -  продолжал Юсупов. - И вы знаете, милый, если бы было можно тихо и незаметно, в простом крестьянском платье пробраться туда и жить где-нибудь в деревне, никому не известным жителем. Какое бы это было счастье. Какая радость!
"Если прошлое не отпускает, то оно еще не прошло"
(Эльчин Сафарли)
  Любовь к родине и тоска по ней сопровождала князя всю жизнь, как и вопрос об убийстве Григория Распутина. В своих мемуарах он писал, что совесть его не мучила и не смущала его сон. Он говорил об этих событиях отстраненно, как о том, в чём не был замешан.
   Правда, книга воспоминаний, в которой он признавался в убийстве Распутина, доставила ему немало хлопот: дочь "старца" - Матрена, тоже уехавшая во Францию, после выхода книги Юсупова возбудила против князя судебное дело, требуя возмещение убытков.
  Основанием стала виновность князя, в которой он сам признался,  которую ему  не приходилось доказывать. Французский суд рассмотрел жалобу и отказал истице, решив, что дело было давно, в другой стране и уже подлежит только суду истории.
Записки попали в Голливуд, и там сняли фильм. Благодаря мемуарам и фильму, Феликс Юсупов стал знаменит не только в России, но и в Европе.
   Судьба подарила последнему представителю рода Юсуповых долгую жизнь. Во время посещения Франции  Председатель Совета Министров СССР Никита Сергеевич Хрущев встречался с князем.
- Не хотите ли вы посетить Россию? - спросил его Хрущёв.
- А это возможно? - вопросом на вопрос ответил Юсупов.
- Этот вопрос для вас будет решён положительно, - подтвердил Хрущёв. 
Только почтенный возраст и болезни не позволили старому князю осуществить свою мечту - побывать в России.
Ностальгия – это значит
неизбывная тоска,
когда сердце горько плачет
от любого пустяка.
Ностальгия, как дорожка -
очень трепетная нить -
в то, что больше невозможно
ни вернуть, ни воскресить.
(Эльдар Рязанов)
  Умер Феликс Юсупов в 1967 году в Париже в возрасте 80 лет, похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, где ранее в 1939 году была похоронена  его мать, княгиня Зинаида Николаевна Юсупова. На их могилах растут березы, почти как в России.
   Кладбище это - главный некрополь русской эмиграции во Франции. Русская парижанка Татьяна Борисовна Маретт-Флорова написала как бы от лица всех, лежащих на Сент-Женевь-ев-де-Буа:
Мы здесь истории повесть живая,
Вечную память нам ветер поет.
С Родины дальней пусть гость, приезжая,
Летопись Белую нашу прочтёт.
   В конце марта 1943 года Александр Вертинский  написал письмо на имя В. М. Молотова, в котором писал:
"Жить вдали от Родины в момент, когда она обливается кровью, и быть бессильным ей помочь - самое ужасное".
  Разрешение было получено... Вертинский гастролировал на фронте, исролнял патриотические песни. По воспоминаниям дочери Марианны говорил о себе:
"У меня нет ничего, кроме мирового имени".
 Из   ста с лишним песен из репертуара Вертинского к исполнению в СССР было допущено не более тридцати... Организовано свыше трёх тысяч концертов с его участием.
   Последний концерт Вертинского состоялся 21 мая 1957 года в Доме ветеранов сцены им. Савиной в Ленинграде. В тот же день Александр Николаевич скончался от острой сердечной недостаточности в гостинице "Астория". Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.(8)
Возвращение в прошлое
"Отпустишь прошлое - получишь будущее"
(из Интернета)
   В начале декабря 2005 года  в Санкт-Петербург, в город своих предков, прибыла   внучка князя Феликса Юсупова. Она  стала  главной гостьей "Синего бала", который состоялся   3 декабря. Зал  был  оформлен синими гортензиями.
- "Синий бал" стал ностальгическим воспоминанием об аналогичном торжестве, которое проводил в 1920 году в лондонском Альберт-холле Феликс Юсупов. Он помогал нуждающимся белым эмигрантам из России,- рассказала  журналистам  Ксения Шереметева-Юсупова. -  На нынешнее мероприятие собрались их потомки, известные российские политики, бизнесмены, деятели культуры.   Все средства   пойдут на восстановление домовой церкви Юсуповского дворца.
Метёт, метёт, метёт
И кружится снежинка,
То засыпая, то паря...
И вспоминается пластинка,
И перстень-бусы янтаря.
Поёт Вертинский, звон бокалов,
Часы и нотная тетрадь.
Метёт, метёт неторопливо,
Не поворачивая вспять...
 (Полина Стрёмная)
 Вспять не вернуть, но жизнь не стоит на месте.  Пусть много говорили и говорят о проклятии древнего рода Юсуповых. Тем не менее,  он продолжается! XXI  век вписывает новые страницы в его фамильную историю.

(1) Князь Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон (1887-1961) - последний из князей Юсуповых
  Александр Николаевич Вертинский (1889-1957) - русский и советский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады первой половины XX века. Отец актрис Марианны и Анастасии Вертинских. Автор книги "Четверть века без родины. Страницы минувшего" (1989)
(2) Великий князь Александр Михайлович (Сандро;; 1866-1933) - российский государственный и военный деятель, четвёртый сын великого князя Михаила Николаевича и Ольги Фёдоровны, внук Николая I. Друг детства императора Николая II, которому приходился двоюродным дядей.
(3)  Княгиня Ирина Александровна (1895-1970)  - дочь Великого Князя Александра Михайловича Романова
(4) Кумач - хлопчатобумажная ткань (полотно), окрашенная в ярко-красный или пунцовый цвет. В словаре Даля упоминается, что кумач иногда также бывал синим.
(5) из книги: "Русский XX век на кладбище под Парижем"
(6) Александра Каролина Мария Шарлотта Луиза Юлия Датская ( 1844-1925) -  датская принцесса, супруга Эдуарда VII, королева Великобритании и Ирландии.
Рождённая в 1926 году правнучка Александры, принцесса Елизавета Александра Мария Йоркская, будущая Елизавета II, получила своё второе имя в честь неё.
Виктория Александра Ольга Мария (1868-1935) дочь королевы Александры - замуж не выходила, как утверждали современники, по причине нежелания матери отдалять дочь от себя
(7) Чокер - короткое ожерелье, которое плотно прилегает к шее, оснащено регуляторами размера. Такое украшение имеет множество разновидностей. Чокеры изготавливаются из дерева, кости, драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, кожи, пластмассы, бархата, атласа.
(8) по материалам Википедии
(9) Анна Павловна Павлова (1881-1931) - русская артистка балета, одна из величайших балерин XX века, впервые представила искусство балета во многих странах.
(10) Андрей Белобородов (1886-1965) - русский архитектор и художник, с 1920 до 1934 гг. живёт в Париже.  В 1934 году Белобородов строит большой замок Caulaincourt, принадлежащий семье графов де Мутье, у которой также хранятся многие картины художника. В 1934 году переезжает в Рим
читайте: Дм. Иванов " Русский архитектор и художник Андрей Белобородов"
(11) портшез - лёгкое переносное кресло, в котором можно сидеть полулежа
(12) отрывок из мемуаров Феликса Юсупова


Рецензии