Амстердам. Воздух свободы. Какой он? 5

Памятник Бенедикту Спинозе в Амстердаме.
Фото автора.



"Амстердам
Он пахнет сухими селедками,
Уютом, хлебами домашними.
Каналы с скользящими лодками
И церкви высокие с башнями.
И женщины с лицами кроткими.
С мечтами былыми, вчерашними"

Илья Эренбург

Таким предстал виденью Эренбурга Амстердам вчерашний. А я пытаюсь изобразить его новым, таким, каким увидела его я...

       *    *    *

Все туристические фирмы, планирующие экскурсии в Амстердаме, непременно организовывают поездку на ювелирную фабрику Gassan Diamonds в самом центре города на острове Ауленбург.

Уже более 425 лет нидерландская столица славится производством своих алмазов, победив и отстояв  свое первенство в борьбе с славным Антверпеном.

На заводе, работающем с 1945 года, хорошо поставлена экскурсионная работа. На 26 языках мира здесь рассказывают об истории и мастерстве огранщиков алмазов. Покажут цвет, прозрачность и виды огранки камней, расскажут о каратах.

 И, хотя все это я уже видела не раз и не два, я опять отправляюсь полюбоваться изысканной красотой бриллиантов. Для меня это место подобно музею. Витрины с роскошными изделиями и умопомрачительными ценами, победный блеск камней в сверкании софитов…

Но некоторые туристы из нашей группы здесь же внизу в магазине делают покупки. Недорогие часы с крошечными бриллиантиками, подвески, кольца. Мне же по душе в это время насладиться чашечкой бесплатного кофе в сувенирной лавке, расположенной здесь же.

В этой поездке нам особенно повезло с гидом, сопровождавшим нас в прогулке по городу. Я бы даже, имея возможность сравнивать, назвала ее качественной. Что, к сожалению, случается не всегда.

Снова удивительно поэтичная, трогающая своей уникальной красотой, картина. Ленты каналов с темной неподвижной водой, застывшие цепочки разноцветных зданий по бокам, колеблющиеся причудливые отражения в холодной воде…

Все строения XVII – XVIII веков, тесно прилепившиеся друг к другу с островерхими крышами. Не отыщешь и двух подобных. Можно разглядеть на наклонившихся вперед узких фасадах вделанные крюки для подъема тяжестей.

Изящные мостики, вид с которых открывает величавую водную перспективу. Задумчивые башенки древних колоколен, дома-баржи, прижавшиеся к берегам и здесь, и там. Удивительное свойство этого города. Невероятное количество велосипедов, сгрудившихся повсюду.

Вдоль каналов часть улицы занимают выложенные розоватым камнем велосипедные дорожки. Велосипед – главное транспортное средство. И не дай Бог оказаться у него на пути. Сам пострадаешь, но полиция взыщет еще с тебя немалый штраф.

Мест для посещения туристами здесь огромное множество. Но, учитывая наше однодневное пребывание, знакомство с городом было скорее внешним. Вот площадь Ватерлооплейн. Привлекает внимание огромная гранитная фигура в мантии.

Это Бенедикт Спиноза, известнейший философ, родившийся и выросший в Амстердаме, благодаря имени которого прославились Нидерланды.

 Этот памятник считается символом свободы и толерантности. Одна из знаменитых фраз ученого "The purpose of the state is freedom!", которая переводится как «Целью государства является свобода!» выгравирован на постаменте и уже многие столетия подряд является образом действия Нидерландов.

Центральная улица Дамрак. Через квартал проходит узкая пешеходная торговая улица Ньивендейк. Она тянется до площади Дам и далее уже носит название Калверстраат (дословно “телячья улица”).

 Мы всей группой следуем по ней и заверачиваем в Бегейнхоф – маленький замкнутый квартал с трехэтажными домами. Здесь с XIV века жили бегинки – одинокие незамужние женщины и вдовы. Последние из них умерли совсем недавно, в 70-х годах XX века.

Площадь Мунтплейн – всегда оживленный перекресток. На ней возвышается Мунтторен – бывшая монетная башня, служившая в XV веке западным бастионом города. Она получила свое название в 1672 г., когда в ней печатали деньги.


Если пересечь канал Сингел и пройти 400 м по улице Регулиерс, то попадешь на одну из самых знаменитых амстердамских площадей – Рембрантплей. На ней в 1852 г. был установлен памятник Рембрандту. Великий художник задумчиво смотрит в сторону европейского квартала, где он жил и откуда ему пришлось уехать..

Я впервые увидела эту площадь. Очень много молодежи. Явно место пользуется популярностью. У подножия памятника скульптурная композиция «Ночной дозор» из 22 фигур, размещенных подобно изображению на полотне /речь идет об одноименной картине Рембрандта/. Примечательно, что композицию изготовили два российских скульптора.

6 июля 2017 года                Гродно Беларусь

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии