Выходи, красота, не робей!

«ВЫХОДИ, КРАСОТА, НЕ РОБЕЙ!…»


       «Стихи только тогда стихи, когда их нельзя передать в прозе…», - так говорил великий мастер художественной прозы, а также тонкий ценитель поэзии, Лев Николаевич Толстой. Благоговея перед изысканным поэтическим словом, автор «Войны и мира»  глубоко почитал мастерство и волшебство русских соловьёв поэзии – Фёдора Ивановича Тютчева и Афанасия Афанасьевича Фета (Шеншина).
       Они родились в один день, 5 декабря, оба в Орловской губернии, только в разных уездах, Тютчев – в 1803 году, Фет – на семнадцать лет позже. Пути их перекрестились в пятидесятых годах, когда, как ни странно, не Тютчев, а Фет уже был признанным лириком России. Ведь первая книга А.Фета «Лирический пантеон» вышла в свет в 1840 г., когда
Фету минуло всего двадцать лет. И творчество юного дарования не осталось незамеченным: Гоголь, Белинский, Григорьев…- вот неполный список известных писателей, обративших на Фета своё особое внимание.
       Совсем иначе сложилась поначалу поэтическая судьба Тютчева. Тютчев – современник А.С.Пушкина.  Его первые стихи появились в альманахе «Северная лира» (изд. Раичем, 1827 г.). А в 1836 г. в № 3 и 4 пушкинского «Современника» была опубликована значительная подборка зрелых стихов поэта. Но внимание литературных кругов не принесло ему известности среди читателей. Наконец, в 185о г. выходит статья Н.А.Некрасова «Русские второстепенные поэты» («Современник», № 1). Здесь слово «второстепенные» используется Некрасовым с сарказмом. Он пишет о Тютчеве, как о поэте НЕОБЫКНОВЕННОГО таланта, не замеченном критикой. Именно Некрасов дрался за имя Тютчева и отнёс его творчество к «немногим блестящим явлениям в области русской поэзии», «к русским первостепенным поэтическим талантам». Но лишь в 1854 году, при покровительстве И.С,Тургенева, выходит первая отдельная книга Тютчева, заслуженно оцененная всем писательским созвездием России, в том числе и Фетом.
         Юный А.Фет воспринял явление Ф.Тютчева со всей первозданной радостью отцовства.  Тютчев стал для Фета поэтическим божеством. Всю жизнь два этих загадочных поэта удивляли друг друга постоянными достижениями высот в совершенстве гармонии слова.

                Тютчев – Фету

                Тебе сердечный мой поклон
                И мой, каков ни есть, портрет,

   
                И пусть, сочувственный поэт,
                Тебе хоть молча скажет он,
                Как дорог был мне твой портрет,
                Как им в душе я умилён.


               
                Фет о Тютчеве:

                Муза, правду соблюдая,
                Глядит, и на весах у ней –
                Вот эта книжка небольшая
                Томов премногих тяжелей.


         Мирские же судьбы обоих поэтов очень сложны, во многом трагичны. Особенно у Тютчева, который на протяжении всей жизни потерял столько родных, дорогих сердцу людей, что иное сердце окаменело бы от горя. И Фета судьба тоже не обошла горестями. Может быть, двух этих великих лирика сблизили именно страдания? У обоих смерть отняла возлюбленных. Трагизм «Денисьевского» цикла Тютчева влияет на Фетовский цикл стихов, посвящённых Марии Лазич.
         Не хочу касаться бытовых сторон жизни ни великого Тютчева, ни великого Фета. Ведь карьера военного, к которой Фет так горячо стремился, чтобы поправить свои материальные дела, не нашла даже уголка в сердце Фета-поэта. То же можно сказать и о дипломатической деятельности Тютчева.
         Двойственность личностей, поэтической и мирской, были свойственны этим изумительным поэтам, сопереживающим друг другу до конца жизни. Похожесть их некоторых житейских ситуаций, возможно, теперь мог бы разобрать хороший астролог. Рождение в один день тоже о чём-то ведь говорит. Да и место рождения… Но для этого хороший астролог должен ещё и любить поэзию. Ведь таких лириков, какими расцвели Тютчев и Фет, не было до них в России никогда. Нет, они не были поэтами-близнецами. Но духовно родными братьями-поэтами были. Есть
И ещё одно замечательное качество, отличающее Фета и Тютчева от других, не менее замечательных поэтов:


Между Ними Никогда Не Возникало соперничества!  Поэтическая перекличка Тютчева и Фета была восторженной песней красоты. Радуясь взаимным успехам, они изумляли друг друга своими открытиями. Тютчев – очеловечивает природу, одухотворяет, философствует возвышенно и загадочно, Фет – сам становится частью природы, её музыкой.
И каждый считал другого, а не себя, наватором и первооткрывателем в гармонии слова, звука, цвета.
         В.Брюсов отмечал «своеобычность» Тютчева, акцентируя внимание на том, что «У Тютчева совершенно свои приёмы творчества и приёмы стиха, которые в его время, в нач. Х1Х в., стояли вполне особняком». Именно Тютчев стал ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ  ШКОЛЫ новой «тютчевской плеяды» поэтов (куда относят поэзию П.Вяземского, Ф.Глинки, А.Хомякова, С.Шевырёва, Л.Якубовича, В.Бенедиктова).
         А не предтечей ли Константина Бальмонта явилась чистейшая звукопись музыки А.Фета?
         Вам доводилось бродить на рассвете среди розовых берёз? А слушать на закате, затаив дыхание, серебристые переливы соловья?  А когда в такое соло вплетаются малиновые коленца собрата-соловушки, вы замирали от восторга? О, значит, вы любите поэзию Тютчева и Фета… У вас редкий и тонкий музыкально-поэтический слух.               


Рецензии
«Стихи только тогда стихи, когда их нельзя передать в прозе…»,

Люда, добрый вечер!
полностью поддерживаю этот тезис. Жму на зеленую
с уважением

Юрий Баранов   10.03.2022 17:35     Заявить о нарушении
Юра, я стёрла выводы побывавшего здесь оппонента, т.к. некогда принимать участие в болтовне, не имеющей отношения ни к литературе, ни к великому Л.Н.Толстому. И тот, который Толстого ни в что не ставит, не нуждается в том, чтобы ему отвечали не так, как он хочет. Поэтому, пусть идёт себе с миром. Л.

Людмила Межиньш   18.03.2022 14:09   Заявить о нарушении