14. Начало охоты на ведьм 1925-1929

   Советские власти, столкнувшись с крепким единством немцев, делают все, чтобы   расколоть их путем создания партийных, комсомольских и пионерских организаций. С этой целью  из Баку и других местностей прислали 13 коммунистов, но задержался только один- Эдуард  Гейнц. Он пробыл в Еленендорфе до 1934 года, был исключен из партии и выслан в 1935 году. Стали убирать с руководящих постов  авторитетных руководителей.
   Зная, что в эти годы самым мощным объединяющим органом был кооператив  «Конкордия», они решают нанести именно туда свой  первый  удар. В 1925 году   ГПУарестовывает 16 членов кооператива »Конкордия».  Их обвиняют в контрреволюционной  и националистической деятельности, в  воспитании молодежи в » германском духе».  Среди них  были Готлоб Гуммель, Генрих Форер, Роберт Онгемах  и исключенные ранее  из членов  ВКП (б) О.Вухрер, Фриц Рейтенбах, Фриц Янзен  и др. Производится частичная конфискация  их имущества.
   Война большевиков с религией приобретает открытый  вид. Наступает  реальное отделение  церкви от государства. Религиозным организациям запрещают без разрешения властей проводить собрания верующих, назначать руководителей, совершать обряды и заниматься благотворительностью, т.е. тем, что  всегда было неотъемлемой частью деятельности церквей.
   Появились комитетчики, которые произносили кощунственные слова, что Бога нет, что церковные служители обманывают верующих, что церкви надо закрыть , так  как советские люди обязаны стать безбожниками. »Религия-опиум  народа»!- главный лозунг коммунистов вплоть до их распада. Союз Воинствующих Безбожников имел свой лозунг:» Религия – тормоз социалистического строительства и пережиток капитализма». Это было  великое разрушение не только церквей, но  и человеческих  душ. 
  На фоне этих событий  идут разговоры о возможном  создании  немецких национальных округов. На Кавказе этот вопрос не очень волнует немцев, так как они  хотели бы сохранить ранее существовавшую, независимую во всех отношениях структуру, в виде «колонии».   Германское консульство располагается в Тбилиси.  Генеральным консулом назначен  К. Прюфер,   вице-консулом - Шредер.   
   В 1926 году в Азербайджане   проживает  7764 немцев,   при этом   в  Еленендорфе – 2157, в Анненфельде-876, в Георгсфельде- 841, в Грюнфельде – 346,  в Алексеевке- 262 , в Траубенфельде- 123, в Эйгенфельде-100,  в Елисаветовке- 60 ,  в Баку - 3000 человек (77).
  В Еленендорфе насчитывалось около 800 усадьб, в которых «дома, раскрашенные  во все цвета радуги, один  краше другого». 22 июня 1926 года газета» Бакрабочий» пишет: «Бывшие  немецкие колонии совсем не похожи на окружающие их тюркские и армянские деревни. Они построены по строгому плану, дома отделаны на европейский лад,  в домах  и во дворах - порядок и чистота. Колонисты- народ предприимчивый, дружный и хорошо организованный. Отличаются замкнутостью и консервативностью. В революционных праздниках не участвуют. С чисто немецкой аккуратностью посещают церковь и денег на пожертвование не жалеют.
  Молодежь держат строго и подальше от комсомола. Дети в колонии  Анино    своеобразно организованы подобно пионерским  отрядам, но регулярно посещают церковь и учат Закон Божий. Учителей называют  по- немецки:  господин.  В колониях Анино и Георгфельде нет ни одного комсомольца и коммуниста.  В последнее время среди бедной части есть сдвиг в сторону компартии,  но этих »выдумщиков» очень мало.  Почти все хозяйство построено на наемном труде. Середняк имеет в среднем от 1 до 6 батраков в  год.
  В соответствии с требованиями НКВД, в 1926 году  (109) , все религиозные организации должны были подать документы в  Административный отдел Баксовета  для  регистрации. Для этого необходимо  было  представить  в трех экземплярах  заявление  о регистрации,  устав,  списки членов организации и списки членов исполнительного органа  (совет или правление с указанием ФИО, места жительства, социального и служебного положения  за время с 1914 года, принадлежность к сословию до революции,  имущественное положение, партийность). Все  проповедники должны  были иметь от своих организаций  соответствующие  удостоверения. 
     В  1926 году в Георгсфельде  вместо молитвенного дома  начали   строить    церковь Св. Спасителя, но достроить ее не удалось. 3 ноября 1926 года  отдел СКРО АзЧК дает разъяснения Админотделу НКВД по этому поводу: «юридически мы не можем препятствовать постройке молитвенных домов на средства добровольных пожертвований, но наша задача сделать все возможное , чтобы члены общины сами  отказались от добровольных  пожертвований и, вообще от подобной затеи»(110).
  13 сентября пастор Штайнвандт собрал общину для обсуждения этого вопроса,  но об  этом стало сразу же  известно НКВД.  В 1927 году пастор Штайнвандт  уехал в Краснодар.  В 1931 году был арестован и ослеп в тюрьме ГПУ Ростова. Затем жил без элементарных средств к существованию.  В 1936 году был повторно арестован вместе с сыном Фридрихом - пастором   Ной-Фройнденталя  и сослан в Сибирь.  Оба  умерли  от голода в лагерях.
   В эти годы пасторами в Георгсфельде  служат  : духовные учителя  Готлоб Фридрихович  Ваккенгут   (Bakkengut) (ум.  в 1928 г), Эдуард Аксим, Иоганн Фридрихович  Кофман и  пастор  Иоганесс Майер (Mayer) .
   Кооператив » Конкордия» в феврале 1927 года  принимает новый устав, который разрешает  направлять  средства на образование, спорт и  культуру колонистов. В Германии проходят обучение 50 немцев-колонистов, в том числе  20  из Еленендорфа.
  Под руководством прогрессивного ученого  Якова Ивановича  Принца  и благодаря его благотворной работе  по  внедрению  прогрессивных методов,   виноградарство в кооперативе  было  на  должной  высоте . Особое место занимали  работы  Принца  по борьбе с » чумой » виноградной лозы - филлоксерой  «, из-за которой  погибали десятки гектаров  плантаций . Бактерии объедали корни и куст погибал . Единственным способом борьбы была  вырубка плантации и закладка  новых чубуков культурных сортов  на дикорастущую  корневую систему. В этих работах участвовал Павел Филиппов(102)
   Я.И.Принц(род. 28.9.1891г., с.Чуча, Молдавия) евангелическо-сепаратисткого исповедания,   прослушал в 1912-1917 годах курс Московского университета. С 1916 по 1919 годы работал энтомологом в Тифлисском  саду. С сентября 1919 года  перешел  преподавателем в  Еленендорфское реальное училище, а с 1 июня 1920 года  - в Единую трудовую школу  11 ступени. Имел  жену Веру Александровну (1895) и троих детей – Евгению 1915 г. р., Тамару  1918 г.  и Бертольда  1920 года. Обо всем этом  он  написал в своей автобиографии- «Meine Lebenslauf”. В 1936 году защитил диссертацию, стал  доктором биологических наук, профессором, с 1957 года- зав. лаборатории беспозвоночных животных Института зоологии АН Молдовы. Умер  23. 5.1966  в  Кишиневе.
  В Анненфельде был создан специальный  американский  питомник  по выращиванию саженцев. Руководил этим питомником Фрик Арнольд Фридрихович и его очаровательная супруга Лулу (Юлия), дочь богача Готлиба Гуммеля. Фрик окончил в 1925 году в Германии сельскохозяйственный институт.
      Школьные учителя   вместе  с учащимися,  несмотря на  препятствия, продолжают праздновать все религиозные праздники. Это раздражает власть .
        После  доклада представителя немецкой секции при ЦК Янсена , Президиум  ЦК АзКП(б)  21 мая  1927 года запретил » преподавание вероучений  вне стен учебных заведений»(111 ). Теперь  во  всех школах немецких колоний было запрещено  преподавание вероучений  даже  в виде «внеклассной работы». Религиозное воспитание  детей  разрешалось только индивидуальным путем на дому с родителями. Виновные привлекались  к ответственности. Сразу же против пастора К. Циммера было  возбуждено уголовное преследование. Но, несмотря на такой запрет,  пасторы нелегально продолжали обучение детей.   
    Когда правительство приняло постановление об исключении детей священников из школ, пастор Энгельгардт  сам  начал преподавать своим детям Дитеру, Зигфриду и Ингеборг высшую математику и астрономию. Он  раньше всех понял, что будущего здесь нет . Спасение своих детей от  угрожающей им  опасности, прежде всего со стороны воинствующего комсомола, он посчитал своим долгом.  Его любимой поговоркой было:»  Denn so jemand seine Hausgenossen  nicht versorgt ,der hat den Glauben verleugnet und ist arger als ein Heide – Если кто-то  не заботиться о своих близких, тот отрицает Веру  и  сам, хуже язычника» .В  1926 году  он  принял решение об отъезде  и  подал заявление, которое долго  оставалось без внимания.  И только через год  в 1927 году   он  получил приказ покинуть в течение 14 дней  Советский Союз .
    Пастор Энгельгардт  выехал в Германию и этим спас  свою семью. С болью в сердце  он покидал этот край. Для колонистов прощание с ним  было  очень тяжелым. В Германии он работал пастором в Брюле , в 1936 году  переехал  в Шверин ,  где 24.01. 1937 года умер . Его жена Елена прожила 96 лет и умерла  в Шверине в 1977 году.
    С  1927 года  место оберпастора  занял  Рихард  Антон  Майер(Mayer). Он родился 03.10.1869 года в Тифлисе,  в семье купца Иоганесса Майера и Луизы Хекелер. Окончил Тифлисскую гимназию. В 1889-90 годах учился медицине, а в 1890-94 годах на теологическом факультете Дерптского  университета. 31.05.1898 года был ординирован в Тифлисе , как пастор- адьюнкт,  в сентября 1899 года - как пастор . В ноябре 1899 года  женился на Эмилии Ветцель. Работал  в 1913 году пастором в Тифлисе, Александердорфе и одновременно был военным  адьюнкт-проповедником  на Кавказе, вплоть до своего ареста в 1931 году.   
   Ему помогал в работе Иоганесс Шлейнинг (Schleuning) ,который  родился 14.01.1879 году в колонии Ной-Норка, возле Саратова. После окончания гимназии учился на философском факультете в Дерпте , а с 1907 перешел на теологический факультете. 01.05.1911 года был ординирован в Тифлисе , где работал вначале пастором-адьюнктом , а  затем в 1913-1914 годах  директором немецкой лютеранской  школы.  В 1912 году  женился  в Риге на Ирмгард, сестре пастора Вильгельма  Фельдбаха , работавшего в  1924-28 годах в лютеранской церкви Баку.
   В 1914-17 годах Шлейнинг был сослан в Сибирь. В 1917-18 годах он  пастор-адъюнкт в Саратове, главный редактор газеты « Saratower Deutschen  Volkzeitung- Саратовская немецкая народная газета». В 1919 выехал в Германию, где  руководил   VDA (Verein fur das Deutschtum im Ausland –Союз немцев за рубежом),  был  пастором под  Берлином,  в  1935-45 годах   суперинтендентом.  С 1955 года проживал во Франкфурте,  где написал книгу  » 400- летие евангелическо-лютеранской церкви в России « . Он умер 07.01.1962 года  в Брауншвайге. В 1964 году вышла из печати  его книга: «Цель моей жизни. Воспоминания о российских немецких пасторах»- «Mein Leben   hat ein Ziel Erinnerungen eines ruSlanddeutschen Pfarrers «.
  Новая власть и новые порядки у колонистов. Не стало прежней немецкой общины, общинных сходов, на которых решались все дела и выносились приказы. Теперь  в колонии проводили собрания приезжие уполномоченные. В  1927 году Совнарком разделил деревенское население на пролетариев, середняков, кулаков и бедняков. Кулаки, по статистике, составили всего  3,9 % населения , но именно они были объявлены врагами народа. 
   В 1928 году в Еленендорфе проживает 3845 человек , из них 2115 коренных немцев, 200 прибалтийских немцев, 300 ассирийцев, 180 армян, 80 турок. Еще 1730- временно-проживающие в качестве сезонных работников.
  16 февраля в Еленендорфе прошло собрание уполномоченных кооператива »Конкордия». Эта организация   имела большие достижения и могла служить  примером для всей винодельческой промышленности не только  Азербайджана. Во многих городах Советского Союза  успешно работали их филиалы  и магазины. В 1928 году в Еленендорф приехала делегация из Германии »Freidenkerbund«, которая от увиденного   пришла в восторг : »  Это- уголок Германии !». 
  По воспоминаниям  Роберта Кригера(род.в 1911 г.) , Еленендорф в эти   годы  находился в высшей  точке своего развития,  а по культуре и красоте  представлял собой вершину Кавказа(21). Все это было  благодаря уму и усердию Роберта  Куна, Эдуарда Венклера,  Фрица и Карла Цехиелей,  столяров - братьев Цайзер, Гарри Принца, Георга Шеека, Якоба и Вильгельма Гуммелей, Анны и Вильгельма Вухрер, Марии и Георга Вакенгут,  Вильгельма и Генриха  Гурр, Роберта Фрика,Альберта Штрассера, Германа Готлох и других.  Даже в тяжелые годы голода, который охватил  весь Советский Союз, у колонистов был и белый, и черный хлеб с маслом. Бедных практически не было. Когда другие жаловались на бедность, природные условия, растительность и пр., немцы просто работали, работали и работали. И это самый простой секрет их  успешности. У молодежи появилась  возможность устраивать танцы  в парке, где играли аккордеон, гитара, а по праздникам - оркестр. Общение с молодыми людьми другой национальности  создали  условия для возникновения межнациональных браков.  Тяга  противоположных полов друг к другу была обоюдной.  Трудно устоять перед красотой восточных мужчин. Последним тоже  нравились белокурые, загадочные,  необычные   девушки-немки. Но  эти отношения не приветствовались родителями с обеих сторон. 
   На вакантное  место  пастора в Еленендорф был приглашен из Ленинграда  Отто Вильгельм Гаральд  Венцель(Wenzel).  Он родился 05.07.1897 года в г. Александерполе  (Гюмри), рядом с Ириванью, в семье потомственного  почетного гражданина,  аптекаря Эвальда и его жены  Марии Даниловны, ур. Маурер.  С 1904 года семья жила в Еленендорфе,  затем  в  1912 году  переехала  в  Дерпт, где Отто  в 1915 году окончил 8-классную классическую гимназию им. Александра  Богословенского и получил премию 1 степени. В 1915-16 годах он студент  теологического факультета Дерптского  университета , но в связи с его  закрытием, стал  солдатом. В 1917 родители возвратились в Еленендорф, где  Отто  женился  на Гертруде Теофиловне Фоттелер (1901г.)  и  с 15 декабря 1917 года преподавал всеобщую историю, психологию и политэкономию в реальном училище.
    В 1918 году Отто был избран в правление  молодежной организации Закавказья. Его жена также состояла в этой организации. 1 августа 1918 года вернулся в Дерпт, где был  принят в число  студентов   теперь уже Императорского Университета (Kaiserliche  Deutsche Landesuniversitat in Dorpat )  на  богословский  факультет  и  учился  там   до 1 января 1919 года . 8 февраля 1919 года подал Gesuch –заявление на работу  в Еленендорфское реальное училище. С 1 сентября 1920 по 1 апреля 1922 преподает в Единой трудовой школе 11 ступени. Был зам. зав. отдела Народного образования при 10-м Ревкоме Гянджинского уезда и принимал участие в постановке народного просвещения.  Лектор на кратковременных курсах для немецких учителей при Наркомпросе Азербайджанской Республики. В 1922-25 годах вместе с женой учатся в Германии. Он продолжил обучение  на  богословском факультете Лейпцигского университета.  После окончания в 1925-28 годах был доцентом в Ленинградском семинаре, где преподавал  древнееврейский язык и Ветхий  завет. Экстерном сдал экзамены, в 1926 году  был ординирован  и получил право   работать пастором.  В 1928 -36 годах - пастор лютеранской общины в  Еленендорфе. Там у них родились два сына. Рудольф – 1928 г.  и Гейнц-1933 г. Его  отец  Эвальд  Венцель   умер в 1930 году  и похоронен в Еленендорфе.
    21 января 1928 года в НКВД была зарегистрирована  в Еленендорфской дайре Евангелическо-Лютеранская религиозная община, где служителем числился  садовник, б.учитель Христиан Мартынович Септ.  Членом Церковного совета был Яков Яковлевич Керер. В июле 1928 года   в  Еленендорф  к пастору  Венцелю был направлен сын Септа - Роберт Христианович на практику  для обслуживания общин.  Он  родился в 1908  году в немецкой колонии  Гнадау, на Кубани . В 1925-28 году  учился в Ленинградском семинаре, но не был ординирован .
   Прошла  регистрацию  Евангелическо-Лютеранской общины  в Анненфельде с духовным  служителем - пастором Э.Рейшем .  Его жена   Елена Альбертовна (1901г.) родила дочь Эллу. В 1927 году  она подарила ему  сына Зигфрида.   
   В Георгиевске Казахского уезда в Евангелическо-Лютеранской общине   пастором был Кофман Иоанн Фридрихович.  Там проживало 410  немцев. Это третья   по численности немцев   колония в Азербайджане.
   В 1928-30 годах  в Траубенфельде проповедником  служил К.Циммер.  В 1928 году там было 100 хозяйств и  проживало 400 немцев-лютеран. В основном, это бедняки из разных немецких колоний. Петр Филиппов, работая бухгалтером в кооперативе »Конкордия»,  в 1927 году  купил  там землю, заложил виноградники и начал строительство «домишка».
   В Алексеевке, Казахского р-на, Евангелическо-Лютеранскую общину в 1928 году   не зарегистрировали. Этот вопрос был передан для санкции Гянджинскому  партбюро. С  1928 года  в Алексеевке,  где проживало  380  лютеран  и в Елисаветинке  ( 156 лютеран) , духовным учителем  был  Тиц  Иоганн  Павлович . Он  родился в 1873 году в Пятигорске и работал учителем  в школе. В  Грюнфельде  Слово божье проповедует  Адольф Лампартер, с  1932 года - Роберт Септ.   В Эйгенфельде  проживало 175  немцев.  В  1906-1914 годах  там проповедовал   пастор Грегориус , с 1928 года - Иосиф Рейш  и  Яков Лампартер.
   В 1928 году   пастор    Эмиль  Рейш был  командирован в Москву  на второй  Генеральный синод Лютеранских церквей  СССР.  Являясь представителем Закавказского лютеранского синода , он опять , по  личной инициативе , обговорил с Епископом Теофилом Мейером  вопрос  о присоединении Закавказского округа лютеранских общин  к Московскому оберкирхерату. Но Съезд  Закавказских лютеранских общин, который  состоялся 10 ноября 1929 года  в Тифлисе,  осудил  эти несогласованные действия, как несоответствующие его полномочиям . Для пастора Рейша  это было  поражением , которое отразилось на его  авторитете.  Но он не отступил и  до конца своей жизни  старался объединить общины Азербайджана , а  потом  и всего Закавказья.
   Здесь опять проявился сепаратистский характер колонистов. Филиппов, который вместе с родителями  приехал  в 1916 году в Еленендорф и был,  как - бы пришлым в этой колонии, отмечает,  что : « кавказские швабы не изменили своего характера и всегда горделиво и даже с пренебрежением относились к другим немцам, в  том числе  из Поволжья. Некоренных немцев они называли  « Fichteri» , т.е.   неимущими,   нахлебниками (102).
   В  1928 году советская власть, определив своих внутренних врагов, призвала всех быть бдительными. В газетах звучали лозунги:» Крепче ударим по кулакам и церковникам! В атаку против классового врага!». К этому времени  практически половина немцев насильственно была  загнана в колхоз, вторая  - осталась в кооперативе »Конкордия». Постепенно все из разряда хозяев-собственников  превратились в батраков - колхозников.
   Кризис хлебозаготовок 1928-29 года  ухудшил и без того тяжелое положение  в стране. Немцы-колонисты, привыкшие переносить выпавшие на их долю тяготы,    постепенно восстанавливали  свои хозяйства от последствий гражданской войны и экономических разрухи.  Им удалось, в отличие от других,  достичь довоенного уровня  благосостояния
   В сентябре 1929 года наступили новые испытания - началась коллективизация.  О том ,  как она проходила, расскажет пастор  Рейш  в 1931 год  на допросе в тюрьме : » Сплошная коллективизация взволновала умы поселенцев. Будущность многим казалась неопределенной и даже мрачной. Вопрос: что будет? - волновал всех. Многие  не верили и обращались весной к пастору с вопросом: Возможна ли она у них? Он старался внести успокоение в умы взволнованных и  вызвать волю к работе. Но проведение коллективизации прошло в таком виде, что все с ужасом отшатнулись. Вещи были растасканы, дома представляли собой печальный вид. С таким способом ликвидации кулачества никто не мог согласиться. Отобрать у человека, всю свою жизнь усердно трудившегося, его собственность -  это противоречит христианскому мировоззрению» .
   В результате этого процесса  большая часть немцев была  «раскулачена», другие арестованы,  как « враги народа- Volksfeindes», а их дети исключены из колхоза. В колхоз вступать не торопились. Чужого им было не надо, но и свое не хотели отдавать. Некоторые увлеклись коммунистическими идеями, приняли большевистскую идеологию  и с немецкой честностью служили  им. Это могло быть и невольное сотрудничество с органами власти. Такова реальность. Ведь все, что происходило в немецких колониях, делалось руками своих же немцев. На собраниях некоторые   кричали: «Правильно, надо его раскулачить, у него три коровы«. Но их   было немного. Это  Отто Георгиевич Бек из Георсфельда,  Герман Христианович Безольд, Эмиль Яковлевич Бек , А. Вирфельк, Вальтер Эрнестович Локк и др. Это был их выбор и их убеждения. У нас нет  оснований обвинять их в этом . Ради справедливости,  надо отметить, что никто из них не уцелел. Во все времена народ - жертва  режима. Немцы  - не исключение. Они всегда были заложниками политических отношений между Россией и Германией.
   На основании Постановления СССР от 18 сентября 1928 года, кооператив  «Конкордия» подлежал  реорганизации. Власти  делали все, чтобы  ликвидировать «Конкордию», которая, по определению Гуммеля (53),  была «эпохой   и  опорой существования немецких колоний в советское время». 22 апреля 1929 года под председательством И.Я. Вухрера прошло собрание уполномоченных, которые, под давлением    начали дробить эту мощную организацию   в поселковые товарищества 
   Вышло новое  постановление о статусе религиозных  объединений. Оно жестко ограничивало существование религиозных общин рамками церкви, но в то же время  санкционировало «экспроприацию храмов в соответствии с потребностями общества». С одной стороны,  общинам было запрещено взимать церковный налог с прихожан, с другой,  их обложили непомерными налогами. Таким образом,  их        лишили финансовой поддержки. За выполнение этих предписаний несли личную ответственность пасторы и руководители церкви.
   Правительственная директива  1929 года  за подписью Кагановича, в которой религиозные организации были определены, «как действующая вражеская сила», дала команду к широкому применению репрессивных мер к верующим.  Запретили  звон  колоколов, и  началась кампания по их снятию. Это вызвало растерянность, непонимание и тревогу. Благодаря    усилиям  германского консульства   удалось предотвратить снятие колоколов с лютеранских церквей в Тифлисе. Но сама церковь была разрушена.
   Для немцев, принадлежащих к « чуждым конфессиям  и жившим в инонациональной среде», церковь была не просто местом, где проходили богослужения. Это было более широкое культурное явление, центр средоточия  интеллектуальных сил, центр духовного общения. С церковью было связано  просвещение, обучение и воспитание детей, призрение убогих ,больных и сирот.    Церковь определяла  образ жизни, ее уклад , ритм, времена года, праздники и будни. В жизни каждого лютеранина  были непременные вехи- обряды: крещение, конфирмация, венчание  и погребение. Это были важные вехи, сплачивающие всех в единое целое.
   В  1929 году  практически все пасторы были арестованы. Церковный староста Анненфельда  Вальнер организовал коллективное ходатайство об их освобождении  и разослал   по всем государственным учреждениям. Но  это уже  не имело никакого влияния. Запущенная  машина по растерзанию верующих  уже набрала силу и двигалась к конечной цели.  Все, что не удавалось достичь легально, довершили акты вандализма со стороны боевиков коммунистической молодежи »Союза безбожников и атеистов».  Спасти могла только Вера! И при таких условиях она становилась  более фанатичной.

     Тамара Гумбатова.  Жизнь -немцев колонистов за Кавказом.Баку.2005 год


Рецензии