Христос и Его заповеди
При этом Евангелия, написанные Матфеем и Лукой, оба содержат замечательный фрагмент, где описываются обстоятельства и излагается содержание публичной развернутой проповеди Иисуса Христа, в которой он, с исключительной для библейского текста полнотой, высказывает основные идеи своего учения, формулируя их, по преимуществу, в виде заповедей.
Это выступление Христа перед народом известно как его Нагорная проповедь.
В самой христианской религии нет единодушия в понимании прозвучавших в этой проповеди «заповедей блаженства»; тем более странно они должны были прозвучать из уст Христа слушающим его соотечественникам – евреям, рассчитывающим, в связи с приходом Мессии, на земное могущество и процветание собственного народа.
Вместо этого, благословляются кроткие и чистые сердцем... нищие духом и жаждущие правды... плачущие и изгнанные за правду... милостивые и миротворцы, гонимые за преданность Христу, – это ИМ обещано Царство, но не земное, а Небесное.
Но ведь Закон требует и обещает совсем иное, и, не определившись по отношению к нему, Иисус Христос не мог быть не только понят, но и услышан своими соотечественниками, вся жизнь которых и жизнь их предков протекала сообразно заповедям, данным еврейскому народу Моисеем.
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Евангелие от Матфея. Гл. 5. Ст. 17), – так совершенно определенно Иисус Христос заявляет свое отношение к ветхозаветному учению. Однако не следует понимать Христа чрезвычайно буквально, его мысль всегда глубже, чем это представляется при первом прочтении. Исполнить – не означает детально следовать букве закона, постоянно и неизменно воспроизводить его в той исторической форме, в какой он был дан Моисеем народу; исполнить – значить выявить во всей полноте, раскрыть то, что не могло быть раскрыто ветхому человеку и что оказалось возможным в новой исторической ситуации; исполнить – значит подняться на уровень нового завета с Богом, обещанного ветхозаветными пророками. С этим пришел Христос в мир, и условия этого нового завета он излагает в заповедях Нагорной проповеди, выражающих главную суть его учения.
Есть немало христиан, которые гордо заявляют, что они живут только по Евангелию Христа, причем по буквальному. Правда, при этом они куда чаще и охотнее сыплют цитатами из писем апостолов, - писем, которые, вообщем-то, вовсе не являются Евангелием... И не имеют понятия, почему Евангелий четыре, а не одно, которые иногда еще и противоречат друг другу.
Но самое печальное, что эти буквальные "христиане", не понимая Евангелий, отрезали себя и от Ветхозаветных текстов и бездны сокрытой в них премудрости Божией, особенно в пророчествах... Потому что Ветхий завет является чем-то очень уж неудобоваримым и непонятным для их плотского ума, и они предпочли от него просто отгородиться.
"Урезав" в основном для себя личность Всемогущего Бога до личности Христа, эти христиане вполне успокоились в своей псевдоправедности и слышать не хотят иное... Увы.
Но Христос поступает иначе: определив свое принципиальное отношение к учению Моисея, Он на протяжении всей проповеди стремится демонстрировать преемственную связь с ним своих идей: «Вы слышали, что сказано древним… , а Я говорю вам…» – вот найденная им форма изречения своих заповедей.
Это не просто компромисс, вынужденный в силу этнической принадлежности слушателей Христа, и не пустая проформа, как это может показаться с первого взгляда, – здесь Иисус Христос демонстрирует глубокое понимание закономерностей человеческой сущности: дух человеческий не может открыться сразу во всей своей полноте, «исполниться», говоря языком Нагорной проповеди; человечеству необходимо, дОлжно пройти прежде школу Закона, чтобы стало возможно принять откровение Христа!
Иисус Христос, разумеется, не отменяет заповеди Моисея, а дополняет их, однако эти дополнения таковы, что выводят за пределы, положенные ветхозаветным Законом – но в этом и состоит цель Христа.
Поэтому речь идет теперь уже не просто о правильности поступков, а об укорененности самих этих правил в человеческой душе, о ПРАВИЛЬНОСТИ ДУШИ. В Царстве Божьем не может быть карающего за грех меча: болезней, нищеты, смерти – всего того, что удерживало ветхого человека в рамках Закона. Это – Царство совершенства, и войти в него могут только духовно совершенные люди. Отсюда становятся понятными все «уточнения», вносимые Христом в ветхозаветные заповеди: не только «не убий» – но даже не гневайся на брата своего; не только «не прелюбодействуй» – но не допускай вожделение в сердце; не только «не кради» – но вовсе не собирай земных сокровищ, потому что единственная достойная ценность для человека – его душа.
Как достичь этого невероятного человеческого идеала? Где взять силы, чтобы не допустить в душу зло, укрепить ее в добре? Такие силы дает человеку только любовь!
И высшее проявление такой любви - есть любовь к Богу!
Только теперь Христос раскрыл истинный смысл богоподобия человека: любовь соединяет человека и Бога. Только на этой основе человек, не теряя своей свободы, может принять заповеди Бога – не из страха, не из корысти, но из любви. И так же, как Бог бесконечен в своей любви к людям, и христианин проникается любовью к своему ближнему, - ибо любя Бога, он находит и любит его подобие в каждом человеке.
Такая любовь не имеет ограничений, а потому: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
Любовь есть основание Нового Завета, в котором человек больше не нуждается во внешнем принуждении, чтобы следовать заповедям Бога, - ибо они уже не могут противоречить его желаниям!
Свидетельство о публикации №217070701558
Екатерина Ветрова-Монченко 01.06.2018 12:42 Заявить о нарушении
Екатерина Ветрова-Монченко 24.03.2020 05:58 Заявить о нарушении