Охота на репетитора. Азиатские хроники

…Молодой человек в джинсах и красном свитере поставил ногу   на стол. Он смеется. Кто-то из слушателей тоже прыскает от смеха, зажав рот ладонью. На лицах школьников  - оживление, нетерпение, любопытство.
Только что им рассказали такое, чего они никогда не слышали в школе. 
Урок проводит Ким Сунг-Йе, знаменитый южнокорейский репетитор по физике.
А на улице школьники, которым не по карману заплатить за место в аудитории репетиторского центра Сеула, слушают лекцию Кима онлайн на своих планшетных компьютерах.
Трансляцию проводит частная репетиторская служба Mega-study.net.
Основателем этой знаменитой компании стал учитель Сон Йо.
В 90-е годы ХХ века он зарабатывал ежегодно 573 тысячи долларов США, помогая поступить в вузы отпрыскам богатых семей Сеула.
Но в 1999 году преуспевающему репетитору было, по его собственным словам, озарение.
«Что я делаю? – спросил себя Сон Йо.  – Я помогаю детям богатых людей поступить в университет и тем самым – открываю им путь на вершину социальной лестницы. А в это время бедные дети  спускаются по ней все ниже!».

В это время учитель сидел дома и смотрел популярный телеканал «Домашние покупки».
«- Школьники не должны ходить к репетиторам, - решил  будущий создатель Mega-study.net, - это репетиторы должны приходить к ним домой. А дети пусть покупают репетиторов и курсы!» 

В 2011 году  этот крупнейший в Южной Корее репетиторский центр продавал через интернет 2,8 миллионам школьников 2500 учебных курсов.
В курсе - от 10 до 20 занятий: каждое длится, самое большее по три часа.
За один курс надо заплатить 30-40 долларов США.
Но не обязательно выкладывать деньги сразу. Можно купить любой подкурс, в зависимости от своей подготовки. Если не знаешь, хорошо ли ты подготовлен – посмотри «пробник» в интернете. Это – бесплатно.

Журналисты признают, что Mega-study.net – это «недорогое, честное образование, доступное каждому».

После создания Mega-study.net газета «International Herald Tribune» отметила: «Многомиллиардная южнокорейская индустрия подготовки к вступительным экзаменам изменилась навсегда. Этот проект объединил две южнокорейские страсти: поступление в вузы и интернет».


Занимайтесь с репетитором и молитесь!


«Южная Корея – одна из наиболее высокообразованных стран в мире, - не устает подчеркивать газета «Кореа Таймс», - здесь 2 миллиона студентов. Почти половина лиц от 18 до 21 года учатся в четырехгодичных университетах и 700 тысяч – в колледжах. В 60-е годы в Корее было введено всеобщее начальное, в 80-е – всеобщее среднее и в 2000-х годах – почти всеобщее обучение в старшей школе».
Учеба – страсть корейцев. Так, во всяком случае, утверждают они сами.

Чтобы поступить из школы в вуз, выпускники должны сдать единый экзамен. Совсем как ЕГЭ в России.
Главный национальный тест является аналогом американского SAT  и состоят из трех разделов: математика, корейский и английский языки.
Экзамен – очень сложный.
Перед его трудностями объединяется вся нация.
Когда старшеклассники только готовятся к нему, работодатели отпускают родителей школьников домой на час раньше, чтобы они могли морально поддержать своих детей.

В день  национального тестирования родителям выпускников любезно предлагается отгул.
В это время храмы всех конфессий Южной Кореи наполняются мамами, которые молятся за успешную сдачу тестов.

Без блестящих результатов государственного экзамена нельзя поступить в престижный вуз. А без диплома  престижного университета никто не сможет сделать успешную деловую, академическую или политическую карьеру. 

Поэтому для большинства южнокорейских подростков поступление в вуз – главный поступок в жизни.

И вот - та же закономерность, что и в России.
Знаний, полученных в школе, не хватает для успешной сдачи вступительных экзаменов.
Без занятия с репетитором сдать единый государственный экзамен в Южной Корее невозможно!

По статистике, 8 из 10 школьников посещают «хагвоны» - так в Южной Корее называются репетиторские центры.

В начале 2010-х годов, если верить сведениям, содержащимся в регистре южнокорейского Министерства образования, науки и техники (до 2008 года -  Департамента образования), в Сеуле насчитывалось 28 тысяч лицензированных «хагвонов» для учеников школы всех ступеней.
При этом почти каждый школьник был подписчиком  учебных интернет-курсов в частной компании Mega-study.net или на государственном образовательном канале EBS.

Не будем удивляться: мы в Южной Корее, а здесь каждый ребенок начинает посещать репетиторов с детского сада.

«- На первый взгляд, кажется удивительным, что в Азии репетиторство так развито в начальной школе, - говорит профессор Марк Брэй, директор Международного института планирования образования ЮНЕСКО в Париже (I I E P).
Автор всемирно известных книг «В тени системы образования» (1999) и «Против теневого образования» (2009) начал свою научную деятельность с исследования платного репетиторства в Юго-Восточной Азии.
Эта тема ему особенно близка: четверть века Марк Брэй прожил в Гонконге.
Несмотря на свой парижский адрес, он по сей день преподает в Университете Гонконга – англоязычном учебном заведении с высоким международным рейтингом, расположенном в той точке, где встречаются цивилизации Европы и Китая

Марк Брэй впервые описал и исследовал то, чего не видели другие – огромную империю репетиторства, которая охватывает всю планету: от Канады до Австралии, от России до Океании.
За деньги репетиторы охотно выполняют то, чего не может (или не хочет?) сделать бесплатная общеобразовательная школа.
Профессор из Гонконга назвал этот феномен «теневым образованием».
 «– На первый взгляд, главная функция «теневого образования» - помочь старшекласснику сдать вступительный экзамен в вуз, - объясняет профессор Брэй, - Но вот что удивительно: какой может быть экзамен в начальной школе? Зачем этим детям репетиторы? Однако  жители Южной Кореи  – чемпионы в мировой экономике. Для них всегда было важно, чтобы не только папы, но и мамы могли работать. Корейская школа заканчивает занятия в 3 часа дня. Родители возвращаются с работы позже. Следовательно, дети должны как-то проводить в школе время до тех пор, пока родители за ними придут. И вот - они не играют и не развлекаются, а занимаются с учителями дополнительными предметами - за родительские деньги».

По подсчетам Марка Брэя, репетиторством охвачены 73% начальной и 56% средней школы в Корее, 45% начальной и 35% средней школы в Гонконге, 52% сельских начальных школ и 64% городских начальных школ в Египте.
А чемпионом среди азиатских стран давно уже стала бывшая советская республика Азербайджан.
Здесь более 90% старшеклассников занимаются за деньги со своими учителями!

По самым скромным подсчетам, затраты южнокорейских родителей на репетиторов составляют около 24 млрд. евро ежегодно. Расходы на «теневое образование» растут, в среднем, на 2,8% в год.
Окупаются ли эти вложения?
Ответить на это может человек, которого некоторые считают  воплощением «южнокорейской мечты».
Зовут его Ли Мён Бак.
Выходцу из семьи бедняков,  торговавшему с уличных лотков, удалось поступить в Сеульский университет. После этого бывший уличный разносчик получил работу в корпорацию «Хёндэ», сделал в ней блестящую карьеру, стал мэром Сеула, а с 2008 по 2013 годы  был президентом Южной Кореи. 


Президент против репетиторов


В 2012 году, когда его президентские полномочия уже истекали, Ли Мён Бак пообещал избирателям неустанно бороться за… снижение цен на репетиторство. 

Разве  корейский средний класс не проводит всю жизнь в кабале у репетиторов?

СМИ опубликовали статистику, из которой стало ясно: в 2008 году на нужды государственного образования в Южной Корее было выделено  6% от ВВП, а родители вложили в репетиторов, по разным подсчетам, от 3 до 4.3 % от южнокорейского ВВП.

Позвольте, какой тогда смысл в том, чтобы тратиться на государственное образование?

В 2009 году некоторые официальные лица Южной Кореи уже заявляли о необходимости закрыть репетиторские центры.
В случае  сопротивления предлагалось даже использовать…военных. 
Потом решили поощрить родителей, которые сообщают о нарушениях правил игры на репетиторском рынке.

Очевидно, у многих мам и пап наболело…

Весной и летом 2010 года были предприняты рейды по частным репетиторским центрам. Проверили, все ли платят налоги. Оказалось, не все. 

Газеты начали выходить с заголовками «Кризис частных репетиторских центров в Сеуле».
2600 «хагвонов» были закрыты.

Впрочем, серьезных потерь индустрия репетиторства не понесла: прекратили работу не более 9% репетиторских центров!   

В конце 2010 года появились известия и о первом репетиторе, арестованном за неуплату налогов.
«Подпольщик» собирал учеников у себя на квартире (площадью, как уточнили СМИ, 337 квадратных метров).
Для сравнения: первая квартира, которую позволил себе купить будущий президент Южной Кореи Ли Мён Бак, имела площадь в 42 квадратных метра. А он был к тому времени членом совета директоров компании «Хёндэ»! 

Сколько учеников вмещала квартира преуспевающего репетитора?  Газеты не уточнили. Зато сообщили, что суммарный заработок педагога составлял минимум 130 тысяч долларов США в месяц.

Акция против репетиторов не вызвала в обществе ожидаемого энтузиазма.
Руководители корейского образования назвали планы уничтожить рынок «теневого образования» нереалистичными.

Они предупредили, что на месте разрушенного тут же появится новый рынок. А главное – цены на нем будут куда выше!

Педагоги настаивали на том, что надо не разгонять репетиторов, а расширять программы дополнительного образования для школьников и менять систему оценки учительского труда в государственных школах.

«В первую очередь правительство должно повысить качество государственного образования, чтобы школьники не нуждались во внеурочных занятиях», - хором заявили чиновники и родители.


Самоубийственная школа


Действительно ли ученики южнокорейской школы нуждаются в дополнительных занятиях?

Государственная школа в Южной Корее – одна из самых насыщенных.

Даже в средних классах  - по шесть уроков в день, плюс седьмой вариативный урок, плюс блок «учебного времени»: он проходит утром перед началом занятий (в это время  школьники обычно смотрят ту или иную учебную передачу). 
Для поступления в вуз надо сдать ряд предметов по выбору.
Главный национальный тест, как я уже говорила, состоят из трех разделов: математика, корейский и английский языки.
Хуже всего то, что пройти его можно только раз в году.

Если в этот день у тебя болит голова или ты не выспался и был не на высоте – все, жди следующего года.

Одно ожидание экзамена вгоняет подростков в тоску.

Как сообщает газета «Кореа Таймс», 12%  подростков, покончивших с собой в 2004-06 годах, свели счеты с жизнью исключительно из-за неудач с экзаменами.

Главный источник стресса  – обязательный экзамен по английскому языку.
Английская фонетика и грамматика даются корейцам (как и японцам) с трудом.
А высокие требования теста по английскому языку не имеют ничего общего с реальными знаниями, получаемыми в государственной школе.
То же самое, предупреждают эксперты, грозит и России, если в 2020 году власти попытаются сделать английский язык обязательным предметом ЕГЭ.
Вот результат: свыше 40 тысяч южнокорейских школьников начинают свое образование в эмиграции.

По данным Сеульского института развития образования, корейские матери увозят своих малышей в любую англоязычную страну и берутся там за  самую низкооплачиваемую работу.

Отцы остаются работать в Южной Корее и лишь раз в год навещают семью. Дети ходят в муниципальную школу и учатся говорить по-английски.
После того, как ребенок овладевает языком, семья возвращается домой.
На репетиторах сэкономлено!

Газета «Нью Йорк Таймс» рассказала о жительнице Южной Кореи Ами Парк, которая вместе с матерью живет и учится в Новой Зеландии.
Эта маленькая девочка – одна из тысяч южнокорейских «образовательных мигрантов».
На снимке крошечная Ами в корейской школьной форме сосредоточенно пытается понять, что ей говорит учительница английского языка.
Девочку ждет в Новой Зеландии не радостное приключение, а настоящая эмиграция, со всеми ее трудностями, в том числе – бедностью.
В 2007 году только в начальных и средних школах Новой Зеландии учились 6 579 юных корейцев – более трети всех иностранцев в стране.
Узнав об этом факте, президент Южной Кореи Ли Мён Бак заявил, что это беспрецедентно и что он нанимает 10 тысяч новых учителей английского языка.
Однако этим заявлением дело, судя по всему,  и закончилось…    


«Подумай о своей маме!»


Впрочем, правительство Южной Кореи не только запрещает.
В 2004 году оно вывело на рынок  государственный образовательный канал EBS, а в интернете был открыт государственный сайт, посвященный подготовке к вступительным экзаменам.

Теперь услугами государственных репетиторов периодически пользуются почти все школьники страны.

Но, как отмечает газета «International Herald Tribune», для  подготовки к сдаче тестов старшеклассники  редко выбирают государственный образовательный канал… 

Делают это только семьи с низкими доходами и жители сел.

Несмотря на борьбу правительства с частными репетиторами, доходы частной репетиторской компакнии Mega-study удваиваются каждые два года.
Только в 2010 году они  возросли на 22% и достигли 195 миллионов долларов США.
Что до годичной зарплаты одного из ее преподавателей, (с учетом  продаж его видеокурсов), сумма, по предположениям СМИ, набегает немалая: 8 миллионов долларов США, плюс участие в акционировании.

«Это - рынок с очень высокой конкуренцией», - признает Канг Су-Хьюн, 36-летний репетитор Mega-study.
Сам он работает почти круглосуточно, ведя 50 курсов различной сложности по корейскому языку и литературе.

Какой же секрет открыли создатели южнокорейской Mega-study?

Первое – ситуация реального выбора. Подростки, покупая курсы, пробуя и ошибаясь, начинают понимать, по каким моделям строится жизнь за стенами дома и  школы.

Второе – ученикам объясняют, что в мире за пределами школы существует множество прекрасных вещей.
Да-да!
Не следует зацикливаться на сдаче государственных экзаменов (как делает корейская школа).

Mega-study родилась как интернет-магазин и продолжает быть им.
Здесь можно купить все, включая самое прекрасное и вполне бесполезное: например, двухнедельный курс о современной поэзии!

Третье – это педагоги. 

«Если у нас возникает вопрос, мы не задаем его нашим школьным учителям, - говорит 17-летний Ле Йе Не, слушатель очных курсов  Mega-study. – Мы просто идем к нашим репетиторам и спрашиваем».

И четвертое – использование новых технологий с учетом вкусов  подростковой аудитории.

Старшеклассники могут принимать трансляцию занятий на свои планшеты, гуляя с друзьями или отдыхая на скамейке в парке.

Именно на это – на прогулку с друзьями – и рассчитаны  видеоуроки.   

Создатели Mega-study считают, что подростки достаточно насиделись за восемь часов в школе! 

Впрочем, за посещаемостью курсов здесь следят строго.

Если кто-нибудь из учеников решит прогулять оплаченные родителями занятия, он получит от администрации Mega-study строгую SMS:
«Подумай о своей маме!»


Использованы материалы газет: International Herald Tribune, New York Times, Korea Times.   


Рецензии