Как принимали теплоход Одесса в порту Ливерпуль

    
     В 1974 г. Советский Союз приобрел в Англии новый пассажирский лайнер для
 Черноморского Морского Пароходства. Судно было рассчитано на круизные рейсы по
 Южной Америке и Карибскому морю с иностранными туристами. Экипаж составлял 200 —
 250 человек в зависимости от загрузки судна. Судно имело 240 пассажирских кают,
 два люкса, большой музыкальный салон, кинозал, сауну, спортзал. При полной
 загрузке было рассчитано на 500 — 530 пассажиров.


  Судно было построено в Дании по заказу военного ведомства Англии и последние полтора года служило базой отдыха моряков-подводников. Новое судно назвали т/х «Одесса». Капитаном судна назначили бывшего капитана т/х «Аджария» Вадима Никитина. Это был капитан нового формата, который опередил свое время: грамотный, молодой, знающий языки, высокий, стройный, в красивой морской форме, он сразу располагал к себе людей, а экипаж души не чаял в своем капитане.


 Впервые на приемку судна поехала большая часть экипажа. Но не успел экипаж прибыть в п. Ливерпуль, как была получена телефонограмма с указанием немедленно принять судно и следовать в Ленинград, где нужно было заменить на линии Ленинград — Стокгольм т/х «Балтика», который становился под гостиницу для нашей правительственной делегации в Стокгольме. Вместо положенных тридцати дней, судно приняли за три дня, с этого момента и начались все неприятности.


 На третий день назначен отход судна, в кают-компании накрыт торжественный стол, на столе румяный зажаренный поросенок по морской традиции, запах на весь порт. Команда построена на баке для подъема Государственного флага. Капитан подходит к построившимся морякам и тихо произносит: «Колхозники, вы почему к родному флагу стали задом"? Экипаж быстро перестроился. Звучит команда: «Флаг поднять!» Судно принято. Следует команда: «Самый малый вперед», но судно идет назад и только после повторной команды судно медленно выходит с судоремонтного завода порта Ливерпуль.

 С причала нас провожают наш посол в Англии, мэр города
 Ливерпуль и портовики судоремонтного завода. Звучит троекратный гудок с нашего судна. Мы простилось с Англией. Не прошло и нескольких часов, боцман доложил на мостик, что в трюм поступает вода. Палубная команда своими силами заделала трещину-течь, впоследствии еще в двух портах заваривали эту трещину и только по приходу в Одесский судоремонтный завод ее заварили окончательно в доке. Не успели заделать течь, поступил сигнал SOS от иностранного сухогруза, находящегося от нас в 70-ти милях. Пока судно меняло курс, на море поднялся шторм, через 30 минут поступил сигнал отбоя, рядом с терпевшим бедствие оказался спасатель и т/х «Одесса» снова ложится на свой курс.


 Некоторые неприятности настораживали экипаж еще и до прихода экипажа на приемку. Так, группа, которой поручили охранять деньги экипажа, а это было четыре тысячи фунтов (на то время это немалые деньги) дважды теряла их. Один раз забыли их в ресторане в Москве, второй раз деньги чуть не выпали с 12-го этажа гостиницы, где жил экипаж. Не по вине экипажа был потерян якорь и только благодаря капитану, который сам нанял мексиканских братьев-водолазов, он был поднят с большой глубины. Без всяких причин ломались детали и выходило из строя оборудование, которое должно было служить годами.


Над судном, как будто висел злой рок. И несмотря на все эти недоразумения, судно и экипаж прекрасно себя зарекомендовали в работе с иностранными туристами. Пароходство получало хорошую прибыль и хорошие отзывы, как от посла Добрынина в США, так и от дирекции круизов. Судно давало большие доходы государству. Посольство буквально мешками забирало деньги с судна в портах США.


Во всех портах захода, благодаря классическим швартовкам и гостеприимству, т/х «Одесса» всегда встречали с гудками и салютом бронебойных фонтанов, капитан Никитин никогда не пользовался портовыми буксирами и даже в некоторых портах он освобождался от обязательного присутствия на борту лоцмана, настолько портовые власти доверяли капитану и его экипажу. Благодаря хорошей морской практике, отличными показателями т/х «Одесса» всегда был в почете в Министерстве морского флота, а капитан неоднократно поощрялся министром флота.


Но менялось руководство ЧМП, менялась Украина и некоторые чиновники. Партийные руководители не могли простить молодому капитану его самостоятельности, что он не обращался к ним за всякими разрешениями, а сам решал все вопросы. Его обвинили в том, что он без разрешения пароходства пошил всему экипажу прекрасную морскую форму, потом обвинили, что он присвоил государственную собственность, а это оказался брошенный в море морской катер, который экипаж поднял в океане.


 Экипаж его отремонтировал и во время стоянок, использовал для своих нужд.
Вообщем кончилось это тем, что капитана В. Никитина списали с судна. Он долго добивался справедливости и на период ожидания ответов о своей судьбе временно устроился на сухогруз на Северном флоте старшим помощником.


 Ему обещали положительное решение прислать, но вместо этого, будучи на капитанском мостике, он получил радиограмму, что ему отказано о возвращении в Черноморское пароходство. Сердце капитана не выдержало такой обиды и несправедливости, он умер, как настоящий капитан, на мостике своего судна.

 Черноморское пароходство начало разваливаться. Суда продавались, а многие перешли под флаги разных стран. Т/х «Одесса» после долгих мытарств был за долги арестован в п. Неаполь и простоял там около пяти лет на рейде. Новый капитан Лобанов и его небольшой экипаж своим здоровьем и трудолюбием буквально спасли теплоход от полной разрухи и уничтожения, но все это обернулось для них трагедией.


 Четыре человека от тяжелейших условий быта умерли, два человека на судне, два на берегу. Та же судьба постигла и генерального директора Антарктики Кравченко, который пытался оживить т/х «Одесса" и вернуть ее в состав пароходства, но ему не дала это сделать пуля киллера.

 Из Неаполя в Одессу судно перегонял уже новый капитан Геннадий Заверюха, он как старый капитан пытался все сделать, чтобы дать второе дыхание судну, но после смерти Кравченко т/х «Одесса» пытались поделить несколько хозяев, а вложить деньги никто не хотел. После всех этих страданий судно еще четыре года простояло в судоремонтном заводе Одессы, что привело уже к невозвратимым последствиям, и в 2007 судно было продано на металлолом.

Так трагически сложилась судьба этого красивого лайнера и прекрасного человека — капитана В. Никитина.

         Одесса, 10.10.2014


Рецензии