Ч. 7 Моря соединяют страны, которые разъединяют

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/07/06/1599

Главком не считал, что морская мощь государства определяется только количеством и качеством боевых кораблей. Он вкладывал гораздо более широкий смысл в это понятие.

 Под морской мощью государства Горшков понимал «совокупность материальных средств, обеспечивающих научное и экономическое освоение Мирового океана и защиту государственных интересов при рациональном их сочетании».

Свою знаменитую книгу адмирал начал с рассказа об океане и его значении для разрешения продовольственной проблемы на земном шаре, оценки его химических и минеральных ресурсов, транспортных возможностей. Он обладал удивительной способностью кратко, чётко и ясно излагать свои мысли. Его книгу интересно читать любому человеку, а не только морским офицерам.

Сергей Георгиевич глубоко интересовался и способствовал океанографическим исследованиям. Ближний космос, околоземное пространство изучены на сегодня гораздо лучше, чем Мировой океан.

 Кстати, адмирал не зря использовал это название, ввёл его в научный оборот с тем, чтобы подчеркнуть – океан принадлежит всему человечеству.

При нём был создан большой океанографический флот из более 160 судов, Советский Союз стал активно участвовать в международных океанографических экспедициях.

Горшков считал, что если в области строительства надводных исследовательских судов СССР шёл вровень с ведущими морскими странами, то в части создания глубоководных устройств наша страна отставала, и значительно.

 Это его беспокоило, прежде всего, с точки зрения спасения экипажей затонувших подводных лодок. По его распоряжению такие устройства разработали, испытали и  приняли в эксплуатацию.

 Прошли годы, не стало адмирала, флот, созданный им, принялись растаскивать, разворовывать, продавать в другие страны за бесценок. Когда затонула подводная лодка «Курск» на глубине 108 метров, оказалось, что подводников на Северном флоте спасать некому. Все моряки погибли, а спасательные средства пришлось просить за рубежом.
 
Горшкова тревожило загрязнение океана. Казалось бы, что за дело до этого главкому, других забот мало, что ли?  Ведь не волновало это, например, советских министров лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, химической промышленности, чьи предприятия губили Байкал и Ладожское озеро, реки и озёра, а Сергей Георгиевич активно выступал за охрану вод от загрязнения.

 Он писал о том, что морские организмы, животные и водоросли, накапливают радиоактивные вещества. Для морских организмов наиболее опасны цезий, иттрий, а для человека – стронций-90, который попадает в организм человека с рыбой.

Главком много сделал для подписания договора 1963 года о прекращении испытаний ядерного оружия в водной среде, а атмосфере и космическом пространстве. Французы и китайцы отказались тогда подписать договор и проводили испытания до 1978 года.

С развитием атомной энергетики  столкнулись с проблемой захоронения ядерных отходов, в том числе и атомных подводных лодок. Этот вопрос сейчас волнует все страны, имеющие корабли с атомными двигательными установками. Десятки тысяч тонн радиоактивных отходов сбросили в океан.

Горшков писал статьи в «Морской Сборник», в которых бил тревогу по поводу загрязнения Мирового океана нефтепродуктами, сточными водами. Он утверждал: «…Мировой океан, несмотря на свои огромные размеры, находится в опасности. Необходимы усилия всего человечества, чтобы эту опасность предупредить».

Главком тесно взаимодействовал с министрами морского флота и судостроительной промышленности. Он прекрасно понимал экономическое и политическое значение транспортного флота, при этом, рассматривая гражданский флот в качестве резерва военного флота на случай войны.

У него был самый большой опыт в Советском Союзе использования гражданских судов в качестве военных во время Второй мировой войны. Военно-морское командование США также рассматривало транспортный флот, как составную часть вооружённых сил во время войны.

Все торговые и транспортные суда строились с учётом перевозки войск и гражданского населения, а также военных грузов, как это было во время войны на Чёрном море и на Севере. Советский гражданский флот насчитывал свыше 2400 судов, он был одним из самых больших в мире.

Горшков считал промысловый флот важным компонентом морской мощи государства. В то время, когда Сергей Георгиевич писал свою книгу, советский промысловый флот занимал первое место среди крупнейших промысловых флотов мира.
Где сейчас эти флоты?
 
Адмирал оценивал его важность не только с экономической точки зрения, но и считал, что «расширение районов плавания промыслового флота пополнит наши познания о Мировом океане в результате широких океанографических, метеорологических и других исследований океанской среды, проводимых наряду с промысловой работой».

И, наконец, последнее, о чём необходимо сказать. Адмирал очень тщательно относился к подбору людей при назначении на должности. К счастью, в стране всегда находились умные люди с талантами и сильной волей, кому можно было поручить ответственное дело командования кораблями, частями и соединениями. В те времена и министры обороны были подготовленными людьми с большим опытом.

Мой скромный очерк не претендует на подробное описание столь масштабной личности, каким был Адмирал флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков.

Я просто напомнил об этом человеке тем читателям, которые, в силу ряда причин, о нём не знали.

На Западе и в США советского адмирала не забывают, называя его военно-морским гением.


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.