Новомирские чтения. Часть 2. Грабижки

Прокламация, которую получили бедолаги, исходила от «группы народной воли» и убеждала крестьян, что им нечего ждать помощи от правительства, оставившего крестьян без земли и доведшего Россию до страшного голода и надо искать связи с людьми, которые думают о положении народа и стремятся  ему помочь. Крестьяне были глухи к этим призывам - «деревня целиком тогда была во власти фантастической самодержавной легенды… Это был мифический образ почти сверхчеловеческого, непрестанно думающего о благе народа и готового наделить его собственной землей». Землей - кормилицей…
«Свыше действующая сила, озаряющая твою самодержавную деятельность ко благу и счастью твоих верных подданных»  - такие слова звучали из уст митрополита Московского Сергия  в наставительной речи при миропомазании в  мае 1986 года. Она предшествовала церемонии коронации.
Спустя десять лет в 1902 году, по наблюдениям автора, ситуация с прокламациями меняется – их читают и прячут от полиции. В них вновь говорится о земле: царь окружен господами и народу нужна свобода собраний для обсуждения своих нужд. Дальше больше: понеслись слухи, будто велено (уж не царем ли?) отбирать у господ землю и имущество и отдавать мужикам. В ряде украинских губерний начались «грабижки» - разорения  помещичьих имений и экономий, с грабежом имущества и пожарами. Участвовали как зажиточные крестьяне, так и беднота: «Богачи увозили нагруженные волы, бедняки уносили мешки и тотчас же бежали за новой добычей…»
Власть отреагировала быстро и жестко – для усмирения грабителей прибыло начальство в сопровождении казаков. Поставленным на колени крестьянам объяснили, что никакого указа не было, а за творимые безобразия положена порка нагайками. Тут же и пороли.
Начавшаяся вскоре русско-японская война ситуацию не разрядила. Во-первых, она была не популярна в народе вообще, во-вторых у крестьянством она также увязывалась  с земельным вопросом: «А эту землю, если царь и завоюет, то она нам не годится… Гора да камень. Наши хлеба там не растут, а что там растет, нам не привычно». Когда ненужная и непопулярная война заканчивается неудачей, надо ждать больших потрясений в обществе – они и случились. Революционные выступления в городах проходили на фоне продолжающихся «грабижек»; но теперь не только грабили и жгли усадьбы, но и убивали их обитателей.
Все ли было так безнадежно?  Нет. Проект земельной реформы обсуждался в  1-ой Государственной думе. Разработан он был кадетами. Основная идея выглядела так: надо наделить крестьянство землей, используя для этой цели государственные, удельные, кабинетные, монастырские, и крупные частновладельческие, «отчуждаемые в нужных для этого размерах». Далее совсем интересно – отчуждение компенсировалось владельцам вознаграждением за счет государства и по справедливой, рыночной цене. И дело было не в том, чтобы задобрить и соблюсти интерес помещиков и дворян – большое количество земель уже было заложено в банках, в том числе и иностранных. Экспроприировать эти земли, не разбалансировав банковскую систему, было невозможно. Было еще один момент – часть крестьянства за прошедшие годы сумело скопить средства и стать землевладельцами; к происходящим событиям оно относилось настороженно. 
Основным разработчиком и защитником проекта был профессор Михаил Яковлевич Герценштейн. Заметная личность: уроженец Херсонской губернии, образование получил европейское - слушал лекции в Берлине и Гейдельберге. Но, по возвращении в Россию научную карьеру продолжать не смог – мешала пресловутая пятая графа. С помощью знакомых в 1885 году получил место в Московском земельном банка и работая в нём быстро завоевал репутацию ведущего специалиста в области поземельного кредита.  В декабре 1904 года, наконец, получил возможность преподавать политэкономию – вначале в Московском Университете (приват-доцент), потом в Московском сельскохозяйственном институте (профессор). Но ненадолго – в 1905 году оставил науку и занялся политикой: вначале был избран гласным в Московскую городскую думу, затем в составе от партии кадетов стал одним из 161 депутата 1-й Государственной думы.
Активничал в составе финансовой и  бюджетной комиссий, входил в комиссию по выделению средств на продовольственную помощь населению. Трижды выступал по аграрному вопросу, отстаивая программу кадетов, что неизменно сопровождалось бурной реакцией членов остальных фракций. Отнюдь не благожелательной. Потом пошли в дело угрозы, на которые Герценштейн не обращал особого внимания и напрасно: в августе 1906 года, после подписания им Выборгского воззвания бывших депутатов уже распущенной Государственной Думы он был убит дружинниками «Союза Русского Народа» в Териоки, на глазах семьи.
Через два года Короленко услышал слова возницы в ходе своей поездки в Троице-Сергиеву лавру:  «Знали, подлецы, кого убивали, - говорил этот крестьянин. – Даром, что родом был еврей, а о православном народе вот как старался».
Продолжение следует. Вверху - портрет М.Я.Герценштейна.

      


Рецензии