Работа на китобойной флотилии. Глава 5

               
Бытовые условия жизни на судне были прекрасные. Была типография, и периодически выходила судовая газета. Часто смотрели кино в помещении столовой. Выходила также радиогазета. Имелась библиотека, медицинский блок, в котором работали терапевт, хирург и медсестра.

Одним словом, были все условия для производительной работы. При этом хорошая зарплата, бесплатные питание и спецодежда. 
 
Девять месяцев - достаточно большой период времени работы и жизни в море на судне. Тяжело и тоскливо было в первый месяц после берега и последний в ожидании завершения путины.

В одну из путин в поисках китов мы опустились к южным широтам в сторону Филиппинских островов. Безоблачное небо, яркое жаркое солнце, на палубе прекрасно. Но в цехах, где сплошное железо, и переработка китов велась в паровых котлах различной конструкции, стояла невыносимая жара – не ниже плюс 36 градусов в сочетании с высокой влажностью. Двенадцать часов в такой жаре -  это жутко представить. Боцман раздал по цехам куски брезента, из которых мы делали небольшие бассейны, и наполнив морской водой, периодически немного охлаждались. Форма одежды, не до этикета – в трусах. К счастью из-под топлива освободился один танк, его тщательно помыли и наполнили морской водой. После смены мы ходили купаться. Это было настоящее наслаждение. И не нужен был берег турецкий, чужая земля не нужна.

Были случаи травматизма. Были трагические случаи смерти людей.
Но шутки и смех присутствовали всегда. Не обходилось и без курьезных случаев.
Помню вскоре, как я стал мастером, перед нами, мастерами была поставлена задача – на каждое рабочее место написать инструкцию по технике безопасности. До этого работали по типовым инструкциям, а тут потребовали конкретизировать, и, как показало время, не напрасно.

Я, в целом представляя требования по технике безопасности, не мог сообразить, как прописать по каждому участку. Да и другие мастера были такие же грамотеи. Вскоре помог случай. Как-то знакомясь с конструкцией поршневого насоса по перекачке горячего жира, который в это время работал, я открутил маленький краник. Оттуда струя горячего жира ударила в щеку. Ожога не было, но болезненное ощущение и покраснение щеки было. И мне вдруг стало ясно, как изложить требования инструкции по технике безопасности. На второй день я задание выполнил и ознакомил ребят под роспись. И, слава богу, вовремя.

Через несколько дней машинист по обслуживанию гидролизаторов, такой же умник, как и я, приоткрыл во время работы смотровое стекло гидролизатора, чтобы нагляднее увидеть происходящий процесс. Его обдало горячим паром с высокой концентрацией щелочи, естественно слегка обожгло щеки, ноздри. Хорошо, что вовремя зажмурил глаза. Его срочно отвели в лазарет, где обработали обожженные места. Обошлось без последствий. Но началось расследование. Машинист заявил, что не знал требований по технике безопасности на этом участке. Меня на ковер. Я предъявил инструкцию по технике безопасности с росписью машиниста, и претензии ко мне были сняты. В противном случае был бы наказан.

Что касается наказаний, мы мастера без них не обходились. Производство есть производство. Ошибки сразу видны. В 1970 г. была учреждена государственная юбилейная медаль к столетию рождения В.И. Ленина. Никто из восьми мастеров цеха обработки не был удостоен этой награды. Получили награды работники машинной, палубной команд.

Один раз мне здорово досталось. Поручил я одному из матросов (бывший музыкант) поднять лифтом соль из трюма в цех, заранее предупредив, что соль тяжелая, загружать не более половины кабины лифта. Но матрос, решив показать свое усердие, загрузил полную кабину. В результате перегрузки оборвался трос лифта. В это время на подходе был транспортный рефрижератор за мороженой продукцией. Выгрузка из трюмов мороженой продукции осуществлялась двумя элеваторами и лифтом, который вышел из строя, и на его ремонт потребовалось около двух суток.  Простой транспортного судна у борта базы – это уже ЧП. Меня, конечно, наказали и лишили премии за квартал.

Помню по приходу в порт, во время выгрузки продукции, один из матросов прогулял несколько дней и принес справку на латыни и с печатью. Руководство усомнилось и решило перепроверить подлинность справки и диагноз болезни.  Оказалось, по диагнозу болезни матрос был на аборте. Смеху было, корпус базы сотрясался. Матрос сразу уволился с базы.

Другой интересный случай произошел во время ремонта базы в Японии. Некоторые из членов команды заготавливали зубы кашалота и менялись с японцами на сувениры. Один матрос, уже пожилой, в качестве сувенира получил красивую большую коробку, на зависть другим. Ребята попросили показать содержимое коробки, там были презервативы, великое множество. Матрос потом долго краснел от неловкости под смех друзей.

                Июнь  2017

                Продолжение следует   http://www.proza.ru/2017/07/10/524

               


Рецензии
Интересный и познавательный рассказ.
Да уж, Владимир, работа у вас была не из лёгих. Но вы молодец. Вынесли все жизненные и производственные тяготы. тяготы. спасибо! с уважением Л. ☺ ♥♥♥

Лидия Курзаева   14.04.2024 19:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Лидия, за понимание!

С признательностью и добром.

Владимир Чугай   15.04.2024 17:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.