Встреча

Галина Горбашова
Рассказ

  Время учебы в институте пролетело очень быстро, хотя в нашем вузе  самый длительный срок обучения, почти шесть лет. Дипломы защищали в феврале , а с 1преля можно было уже приступать к работе.

  Первая встреча выпускников произошла через пять лет. Их я даже не заметила, честно сказать, хотя событий за это время прошло достаточно:  я поработала  на кирпичном заводе контрольным мастером, очень быстро поняла, что здесь больше делать нечего, так как  технология  производства  красного кирпича намного легче того, что мы изучали в институте, я ее освоила вместе с оборудованием и стала ощущать, что мои мозги могут заплыть жиром.  Работу туннельной и кольцевой печей для обжига кирпича я знала, как свои пять пальцев.  Больше здесь учиться нечему. 

  Пришлось ехать в нашу столицу в министерство, чтобы меня отпустили, ведь я же была молодым специалистом. Те  годы были переломными в экономике нашей  огромной страны, только поэтому  мне удалось убедить министра, к которому я попала на приём, что  работа на кирпичном заводе – слишком «большая роскошь» для  выпускника нашего вуза, что работать уже неинтересно, я могу принести пользу для страны гораздо большую, если буду работать на более интеллектуальном предприятии, так я называю  наш литейный завод. Там меня уже ожидало место инженера-конструктора в отделе механизации и автоматизации. Это было более - менее профильное место для меня, если иметь в виду мой диплом.

  А еще за эту пятилетку  у меня родился сын и я, отсидев год дома, вышла на работу в наш молодой коллектив, где мы все работали с огромным  энтузиазмом и удовольствием.

  На  встречу через пять лет я поехала с мужем, без которого нигде не появлялась, мы все время везде ходили и ездили вместе.  Встречались  у памятника молодому Ленину на территории института. Друга своего ближайшего Сашу М. , как и подружку Свету М, я встретила немного раньше, мы поговорили немного и тут стали подходить  мои одногруппники.

  На мне был светлый, очень модный тогда, парик. Не думаю, что он до неузнаваемости изменил мою внешность, но, вероятно, никто просто не посмотрел на лицо под париком.  Короче, меня не узнал ни один человек, все думали, как они потом говорили, что я чья-то жена. В конце-концов, я не выдержала и спросила, а почему это со мной никто толком не здоровается. Чем и обратила на себя  внимание более пристальное и бурное, чем могло бы быть.

  Это меня потрясло и я начала  рыдать от нахлынувших эмоций. Группа у нас отличная и отношение к одногруппникам было не хуже, а зачастую, даже лучше , чем к родственникам.  Удивлённые  одногруппники принялись меня успокаивать, потом, пообвыкнув, я успокоилась и сама. Такая реакция с моей стороны была, прежде всего , удивительна для меня самой. Я от себя не ожидала такого.

  Воспитанная мамой почти "по-японски", привыкшая  скрывать чувства и, тем более, эмоции,  я ощущала некоторую неловкость за свое поведение перед одногруппниками и недовольство собой в душе.  Так получилось, что на следующие встречи я не ездила. Сначала , помня  себя, непривычную, потом уже просто по привычке или не знаю еще, почему. Может, и вправду, я не хотела повторения этой  постыдной для меня реакции.

  Наступил год  нашей очередной встречи. На этот период  я уже активно общалась с двумя  однокурсницами и настраивалась на встречу,  с удивлением  узнав, что она юбилейная.  У меня  возник интерес, единственное, что меня беспокоило, - это  , как я выдержу эмоционально  это приятное мероприятие.

  Как всегда, мы поехали с мужем вдвоем.  Наша машина была в ремонте и поэтому поехали на автобусе.

 В Харькове я бываю реже, чем в Киеве, где живут мои сестра и брат. И когда мы вышли из метро на  Советской (бывшая Тевелева),  ностальгия по тем временам, когда Харьков был моим родным городом, в котором я провела шесть лучших лет жизни, накрыла меня с головой.

 Мы покружили  сначала в центре, а потом  пошли пешком по Пушкинской, где чуть ли не с каждым домом связаны  какие-нибудь воспоминания. В душевном расслаблении я не могла себе отказать и фотографировала  буквально каждый дом, в умилении отмечая старые детали, нетронутые временем. Конечно, улица изменилась сильно. В общем, она стала еще лучше. Исчез трамвай вместе с рельсами, многие дома поменяли свой облик на современный, но большинство строений были просто  хорошо отремонтированы и радовали глаз своим видом. Появились изящные скверики, красивые витрины, но улица была та же, я ее узнавала и готова была расцеловать эти дома, настолько  меня охватило волнение  при виде  знакомых мест.

  Мы медленно брели по улице, муж впереди метров на тридцать, я сзади, беспрерывно щелкая  затвором,  пока не дошли до "Гиганта".                Вот "Гигант" внешне был почти таким же, не считая некоторых изменений в районе первых этажей, где частные фирмы арендовали помещения. Нуждающийся  в ремонте, он стоял , огромный, серый и такой символичный для  всех, кто учился когда-нибудь в нашем институте. Мало , кто не жил в Гиганте хотя бы немного, -это историческое здание для нас, с ним связано столько воспоминаний.

  "Гигант"  стал нашей крайней точкой в путешествии по Пушкинской,  мы повернули обратно , прошли немного и свернули влево на одну из ближайших улочек, ведущих, как и большинство их , к  нашему институту, занимающему  большую площадь и огороженному забором по периметру.

 Стоило нам зайти на территорию института, состоялась первая встреча с одногруппницей, мы обнялись, расцеловались и стали вспоминать  прошедшие дни. Одногруппница была с дочкой, которая с интересом наблюдала за  нами, наверняка  помня по фотографиям, какими мы были раньше.

  Мой муж знал всех моих одногруппников и даже некоторых однокурсников, которые тоже жили в общежитии на Веснина. Я часто рассказывала ему и про девчонок, с которыми жила в одной комнате и сдружилась с ними, как с сестрами. Была у меня привычка рассказывать все обо всех своему  супругу, да он еще  был с нами в ресторане, когда мы выпускались , там перезнакомился с нашими лично, они его хорошо приняли, как будто он был одним из нас.

  Подошли к памятнику Ленину,  месту нашей встречи. Две группы мужчин явно кого-то ожидали. Мы подошли к одной из них:  « Вы не нас ждете? Мы  Химмаш»,- назвались мы.

-  Нет ,- воскликнули они,-  вы не наши, - все смеялись, видимо , привыкнув уже к подобным вопросам. Мы пошли тогда к меньшей группе ребят (условно скажем), которые сидели на лавочке с большим букетам гвоздик.
 
  Это были наши механики,я узнала одного из них, которого видела незадолго по видео, присланном  однокурсницей, мы  уже хохотали и сами предложили им узнать нас.

  Было чрезвычайно приятно увидеть их лица, изменившиеся до неузнаваемости. Начался разговор, сумбурный, веселый, раскованный и смешной, мы ощутили себя среди друзей, которых не видели вечность. Подходили  новые люди,  всеобщий  хохот,   восклицания, знакомства, вопросы «ты кто?»,  «а  ты кто?»,  «угадай,  не скажу!» Мы   обнимались, целовались, знакомились, гадали, удивлялись и радовались, что увиделись, наконец. Постепенно стали  собираться в группы, к своему стыду, я не узнала свою старую подругу Свету М., я много, кого не узнала, не готова была внутренне к этой встрече , к тому, как изменило время нас всех. Если видела кого-то из мальчишек, которых  узнавала, бежала к ним навстречу, не в силах дождаться, когда они подойдут, и бросалась на шею, эмоции у меня зашкаливали, слава Богу, я не пролила ни слезинки, я не могла от них оторваться и обнимала то одного, то другого в полном восторге от того, что я их вижу, моих дорогих одногруппников и однокурсников.

-  Ну, ладно, мы не помним, - говорили одногруппники, когда  видели, что я не узнала кого-то из проживавших в общежитии, - но ты-то жила с ними вместе!?...

-  Но я же тренировалась каждый день!- пыталась я оправдать свою  оплошность,
- у меня же мало времени было для тесного общения!

   Все эти разговоры тонули в общем гуле  восторженных приветствий и восклицаний.

  Мой муж сидел на лавочке с чьими-то женами и поглядывал на нас со стороны. Он уже перездоровался со всеми, пощелкал немного фотоаппаратом, передал его мне и опять сел на лавочку. Я фотографировала, стараясь охватить как можно больше людей, знала, как интересно будет потом разглядывать  нафотографированное.

  Собралось  довольно много  наших, мы сфотографировались  возле корпуса, где  располагался  институтский музей  вместе с нашим замдекана Игорем Ивановичем, потом  пошли пешком  в ресторан недалеко от областной администрации, там продолжилось наше общение и веселье. Я сняла пару  роликов на видео.

  Мы  уехали в тот же день, как и в прошлый раз. Мне не хотелось уезжать, сердце мое осталось с моими друзьями, но делать нечего…, надеюсь , не в последний раз увиделись.



  Эмоции бурлили еще долго. Мы сразу  нашли друг друга  в  социальных сетях,  я первая опубликовала фотки и ролики  и началось наше тесное общение даже с теми, с которыми не очень тесно контактировали во время учебы.

  Как-то мы поняли вдруг, что нельзя терять друг друга, что это наша молодость, наша жизнь. Теперь уже я, насмотревшись на фотографии, удивлялась себе, как это я не могла узнать того или иного человека, ведь  не изменились же по сути… .Ну, конечно, время сделало свое,  но ведь мы внутренне остались теми же, глаза те же… , то же доброе отношение друг к другу.
 
 
 Короче, восторг от встречи у меня полный, а тут еще мой новый старый друг Саша Ч. произносит  фамилию и имя девочки, с которой мы жили  вместе в одной комнате, я была уже на втором, а она с подругой – на первом  курсе.
 
  Людочка  Мирнова, маленькая, как мышка, интеллигентная на вид и по сути , в очках, она  довольно сильно пудрила не очень качественную кожу лица, я отмечала это про себя, но  деликатно не обращала на это внимания. Наша третья соседка Тома К., очень интересная, веселая и красивая девочка выше среднего роста. Тома встречалась с харьковским мальчиком, за которого вскоре вышла замуж.  Приезжали ее родители,  приятная пара, папа у Томы был инженером, мама - не помню, не задержалось в памяти.

  Свадьба  была в каком-то ресторане  на Павловом Поле. Мы с Людой, купив вскладчину подарок,  поехали  туда на троллейбусе .

  Саму свадьбу помню не очень, мы ушли  до ее окончания, потому что  надо было рано вставать. Тома после этого жила уже у мужа, а мы с Людой  остались вдвоем,  и еще тринадцать девчонок в комнате.

 

 И вот теперь я знаю новую фамилию Люды и вся в счастье   нахожу ее в социальной сети, представляя, как она сейчас обрадуется  мне . Вряд ли она думала, что когда-нибудь увидит меня. Но на сайте ее сейчас нет и я оставляю сообщение:

-  Людочка, привет! Я Галя К., мы с тобой  жили в одной комнате в общежитии на Веснина! -  я вся в ожидании, проходят почти сутки, не выдерживаю, наверное, думаю, не может  узнать  … .

-  Ты не узнала меня?  Тома К., ты и я-  жили в одной комнате, очень большой. Кажется, в 15... . Мы с тобой ходили к Томе на свадьбу, дарили ей часы "Наири" (вот такая ерунда даже всплыла в памяти . Людочка,- это я, приглашай меня в друзья! – радостно в нетерпении я стараюсь напомнить Людочке  яркие события нашей жизни, чтобы облегчить узнавание. Даже мой муж об этом  знает!

  К сожалению, ответа нет ни на следующий день, ни еще на следующий, ни через неделю.. . Через две недели я получаю, наконец, долгожданное сообщение:

-  Дорогая Галя! Тому К. помню очень хорошо. Но ты меня с кем - то путаешь, потому что на свадьбе у неё я не была. А наши старания в учёбе в  этой большой комнате помню и как это мы исхитрялись заниматься в таких условиях, сейчас никто не верит. Да было так. Люда.               

  Вас когда – нибудь  обливали холодной водой?

   Если да, то у  меня было сейчас такое же ощущение. Как будто на меня вылили  целое ведро очень холодной воды и осень.

  Делаю глубокий вздох, беру себя в руки и пишу ответ, в душе разочарование, даже нет, в душе непонятно что, скорее, отрезвление – это ближе.

- Люда, ничего страшного, не помнишь, так не помнишь,... - это  все-таки была свадьба, потому что присутствовали Томины родители.

  Мы втроем  в уголке рядом и жили. Ты узнаваема и перепутать я тебя ни с кем не могла. Но , еще повторюсь, ничего страшного. Извини, если смутила твой покой. С наилучшими пожеланиями.

 Сказать по правде, наилучших пожеланий не было. Была пустота в душе, было  как-то неудобно за навязчивость свою… .
 
 Ровно через сутки пришло еще сообщение от Люды:

- Дорогая  Галя! Конечно приятно иногда что-то вспомнить, хуже не вспомнить, даже если тебя с кем-то спутали,  - она гнула свою версию, продолжая настаивать на том, что я её с кем-то спутала. Не хотелось дальше читать , но я дочитала:

-  А теперь я и вся моя семья живет в О….. (под Москвой),все ближе к центру, и хотелось наладить потерянные связи. Я продолжаю работать. А как у тебя творческие успехи? Очень рада, что ты откликнулась. Люда.
 
  Мои творческие успехи? Я откликнулась? 

  Я не стала отвечать.
 
8 08 11


Рецензии