Мой дед

МОЙ ДЕД.

...этот день помню как сейчас...

Вчера был праздник. Приезжала подружка. Засиделись до поздна. Она осталась ночевать у нас. Все равно работаем вместе. От меня до нашего сада десять минут пешком.

Утром встала и ушла на работу. Подруге чуть попозже. Оставила ключ.

Сижу в своей мастерской.
Заходит Катюха. Подруга тезки  моей дочи.
Грустная. В руках лист бумаги. Протягивает мне.Телеграмма от старшей сестры.
"9 марта умер дед"

Мне предстояло это известие сообщить матери. Мы жили в Тольятти. Дедуля с бабкой в Братске. Это тот что в далекой Сибири. Даже самолетом не успевали. Мать отказалась лететь.

Деду было 87 лет.
Болел. Застарелый склероз. Отказывался лечиться. Бабка не была особо заботливой женой. Налила суп в тарелку и поставила на столе. Позвала кушать. Не услышал. Был еще и глуховат. Так эта тарелка стояла два дня...

******
МОЙ ДЕД.

Самые теплые воспоминания детства  мне оставил мой дед. Отец матери.
Деда Вова. Дед. Дедуля.

Дед был образованный человек.
Он закончил четыре класса церковно-приходской школы. Умел креститься и знал "Отче наш". Меня, мелочь пузатую, сей факт очень удивлял, особенно, когда он мне продемонстрировал. Все это ему нисколько не помешало стать "махровым" коммунистом. Даже после развала союза он не выкинул свой партбилет. Я до сих пор его продолжаю хранить. Теперь уже на память о дедуле.

Родом деда из Украины.
В семье было четверо детей.
Два брата погибли во время войны. Один пропал без вести. Другой партизанил. Еще была сестра Катя.

Деду повезло выжить по одной простой причине. Он, еще молодым поехал в 30х годах по комсомольской путевке на строительство БАМа.
Стал начальником отдела кадров ПМС (Путейно-мастерская станция). ПМС был настоящим "городом на колесах". Со своей школой, клубом, магазином и жилыми вагончиками. Получил бронь. Там в вагончиках и жили.

На Дальнем Востоке они познакомились с бабулей. У них родилось шестеро детей. К сожалению, первый и последний умерли. Первый всего пару месяцев прожил. Последний в девять лет от тяжелой болезни. Моя мать предпоследняя в семье. Болела вместе с братом. Ей повезло больше. От нее появились уже мы. Я в семье средняя. И именно мне больше всех хочется записать все свои воспоминания. Но я отвлеклась.

Что дедушка был образованным человеком это без тени иронии. Не смотря на четыре класса образования, он очень много знал. Еще на Украине выучился на учителя начальных классов. Много читал. Любил природу. Эту любовь привил мне. Щедро делился своими знаниями.

Помню жили в Таргизе. Это если ехать поездом из Чуны в Братск вторая остановка. Тринадцатый разъезд. Деревня, но со школой, детским садом, клубом и леспромхозом. ЛПХ. У деда было свое зеленое царство. Это надо было видеть!
Какой шикарный огород был у него! Первые огурчики в деревне всегда у дедули. Парник у него с подогревом.
Сверху не пленкой закрывал, а оконными рама, те что весной снимали на лето с окон.

Идешь по тропинке с деревянным настилом то укропчик, то морковку, то редиску выдернешь. Да не всегда с размером угадаю. Маленькая, глупенькая. Брошу на землю. Не любил это дело дед. Ругал. Пальцем грозил. Просил, что б его звала, если чего свеженького захочется.

Возьмет за руку и идем вместе выбирать. Он ботву-то поднимет. Проверит. Где редиска или морковка уже выглядывает из земли, значит, ту можно выдернуть. А другая пусть еще подрастет.

-Деда, а что ты делаешь? - увидев его возле парника с огурцами и кисточкой в руке в огороде, приставала я.

Дедуля не отмахивался от меня. Не гнал во двор поиграть, а терпеливо все объяснял:
- Вот видишь цветочек. А под ним маленький огурчик. Из него потом вырастит большой вкусный огурец. Теперь смотри сюда, - он показывал другой цветочек - Здесь нет маленького огурчика. Пустоцвет. Прилетали пчелы. Посидели на одном цветке, перелетели на другой. На лапках пыльцу перенесли. А сюда не попала пыльца. Я сейчас кисточкой немножко пыльцы добавлю.

- Пыльца - пыль что ли? - не унималась я.
- Нет. Пыльца здесь, на этих ножках в цветочке. Это тычинки. Видишь? Она должна попасть сюда. Это пестик.  - показывает в серединку цветочка, что б мне было понятно. Я была любознательная и впитывала все в себя как лакмусовая бумажка. Когда в школе начала учить природоведение, ботанику, географию запросто получала пятерки, потому что все это уже знала с малолетства.

Первую свою "пятерку" по сочинению во втором классе я тоже получила благодаря деду. В начале года всегда писали отчет на тему "Как я провел лето". Я и написала о нашей прогулке в лес.

Мы жили в поселке со всех сторон окруженном тайгой. Дедушка с бабушкой к тому времени уже перебрались в город. Дед любил к нам приезжать и ходить гулять. Ему нравилось, что не надо никуда добираться автобусами. В один из своих приездов к нам я напросилась с ним на прогулку.

Дело было в августе.
Лето в Сибири короткое и август это уже начало осени. Природа готовится к холодам.
- Смотри-смотри, зайчик! Беленький!
- А ты знаешь, почему он беленький?
Потому что к зиме зайцы линяют. Меняют свою серую шкурку на белую. Это что б зимой в снегу никакой хищник их не увидел. Лиса там или волк. Сейчас косому очень тяжело. Шкурку поменял, а снега еще нет. Все его видят. Любой обидеть может.

Смотри на сосне белочка сидит. Тоже уже не рыженькая, а серенькая. Шишку грызет - на зиму запасы делает. Но этой проще. Она по деревьям скачет. Если что всегда успеет спрятаться. Еще лисы меняют окрас. А медведи спать ложатся.

Слышишь стук? Дятел! Хорошая птица. Лесной доктор. Он деревья лечит. Клюв у него большой, крепкий. По стволу стучит. Жучков разных выискивает. Потом съедает их.

- А почему он не падает?
- У него длинный хвост. Он лапками за ствол держится и на хвост опирается.

Именно об этой нашей прогулке я написала в школьном сочинении.

Так же от дедули узнала почему летом день длиннее, а зимой наоборот ночь. Почему летом тепло, а зимой холодно, хоть и светит солнце круглый год.

Мы даже с ним переписывались, когда старики уезжали к себе. Я напишу ему письмо. Об успехах в школе. О погоде. О друзьях-подругах. Он письмо получит, ошибки исправит и на обратной стороне ответ напишет. Объяснит почему надо писать так или иначе. Жаль не сохранились эти письма. Сейчас было бы интересно их почитать.
Дедуля единственный человек которому было интересно как мы учимся. Приедешь к ним в гости. Посадит рядом и расспрашивает. Какие предметы изучаем. Какие оценки. Какие предметы любимые. Какой иностранный язык учу. Попросит что-нибудь сказать. Дед учил немецкий, а я английский. Если бы наши языки совпадали, то не удивлюсь он бы со мной на нем общался. А так только головой покивает.

Как сегодня помню день в школе, когда я на переменке побежала время посмотреть. Было три часа и пятнадцать минут. Подружка удивилась, что я понимаю время, ведь в классе еще не учили. Рассказала ей, что дедушка научил! Именно он.

- Юля, скажи мне сколько время!
- Деда, я не знаю. Мы еще не учили.
-Ладно, иди сюда! Вот часы. На них цифры от одного до двенадцать - циферблат. Еще есть три стрелочки: большая, маленькая и совсем тоненькая постоянно бегающая. Маленькая - часы показывает.
Большая - минуты. Тоненькая секунды.
Рассказал мне все-все про секунды, минуты и часы. Про сутки и дни, недели и месяцы. Про календарь. Умел он увлечь. Я сидела внимательно слушала. Было очень интересно.

С первого раза у меня не получилось.
Дома рассматривала будильник. Цифры на нем крупные. Хорошо видно.

- Мааам, спроси у меня сколько сейчас время! Пять часов и сорок пять минут? Правильно? Ура! Получилось! -
Так я и бегала то дома время смотрела, то в школе. Дед потом уже рассказал про четверть, половину, и прочие нюансы. Что не говорим "сорок пять минут", а просто без пятнадцати или без четверти. Без десяти. Без пяти минут. Значит, всего несколько минут не хватает до следующего часа.

А еще я любила дедовы не мудреные кулинарные изыски. Они у него вкуснее бабушкиных получались. Вроде бы ничего особенного, но он того-сего добавит. Попробуешь - вкусно.

Но больше всего любила с дедом чай пить. Чай у него был шиповниковый. Он его собирал, сушил и в матерчатый мешочек складывал. Чай получался вкусный. Душистый. Еще к чаю прилагались золотистые сухарики.
Дедуля тоже сам их готовил из черствого хлеба. Нарежет аккуратненько и в духовку. Подрумянит и тоже в матерчатый мешочек. Чай пьешь, сухарик обмакнешь и в рот. Сидишь  хрустишь. Красота.

Где-то в середине 80х у нас дома появился кассетный магнитофон.
Дед удивился такой диковинке. У них дома проигрыватель для пластинок стоял. Такой большой с радио. Чаще радио на нем только и слушали. А тут магнитофон.

Здесь уже я козыряла перед дедом знаниями. Он выслушал, вздохнул и выдал:
- Вот бы мне такой! В лес с ним ходить! Пение птиц записывать! - но мечта его так и осталась мечтой. Еще мечтал дожить до двухтысячного года. Дожил. И девятого марта умер.

Еще помню что просыпался дедуля рано утром.
Смотрел на прикрученный с обратной стороне окна термометр. На барометр. Записывал левой рукой все показатели в общую тетрадку. Руки дрожжали и буквы получались неровные.

Когда я научилась писать, то копировала почерк деда. Левшой была от рождения.

Бегала для него в киоск за свежими газетами.
Он давал мне десять копеек на стакан разливного томатного сока в продуктовом, если просила.

Было моему деду уже за восемьдесят.
Жаль, в последний путь проводить его не смогла. К тому моменту жили мы далеко, в центральной России. Старшая сестра перебрала его бумаги, документы. Кое-что сохранила. Потом мне передала. Хоть что-то осталось. Теперь еще мои детские воспоминания есть.


Рецензии
Добрые воспоминания...А я деда своего называл ДЕДЯ....Того, который мамин отец...А второго и не видел ...На войне погиб..
Спасибо! С уважением,Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   21.02.2020 04:02     Заявить о нарушении
По отцовской линии дедушка рано умер и я его тоже практически не помню.

Юля Рудакова   21.02.2020 20:16   Заявить о нарушении
Мой жил долго...Но мог бы и еще....Обстоятельства свалили...

Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   22.02.2020 05:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.