IX. Занятия с детьми глухих родителей

Конечно, с детьми необходимо заниматься и дети глухих - не исключение.
Если дети слышащие, то заниматься они могут со всеми детьми в обычной группе.
Если глухие или слабослышащие, то есть два варианта:
-занятия в обычной группе с переводчиком (если один ребёнок)
-занятия отдельно с группой таких детей. Эти занятия могут организовать и вести переводчики, либо сами глухие или совместно глухие с переводчиком.

1. Слышащие дети в семьях глухих родителей

В раннем возрасте для таких детей особенно важно внимание говорящих. Дети  вслушиваются в речь и таким образом учатся говорить.

Семьи с слышащими детьми важно регулярно посещать, причем не обязательно переводчикам, но и тем говорящим, кто имеет теплые дружественные отношения с этой семьёй (идеально подходят переводчики "на подхвате").

Внимание: Посещения не должны быть назойливыми и отвлекающими от домашней работы. Идеально, если глухие приглашают в гости сами, а гость приходит с пользой для них.


В собрании таких малышей можно тоже поручать на попечение говорящим, если ребёнок спокойно реагирует на чужих.

Полезно дарить звучащие игрушки, обращать внимание на разные звуки, поощрять случаи звукоподражания (когда ребёнок старается повторить что-то за взрослым).

Но и не стоит ограждать от жестов. Иногда глухие отказываются от жестов в общении с ребёнком ради развития его звуковой речи. Это неправильно. Ребёнку важно научится ПОНИМАТЬ речь, не важно какую в первую очередь: жестовую или звуковую. И общение с родителями для ребенка имеет очень большое значение, поэтому в семье ребёнок учится жестовой речи, а в практике с говорящими - звуковой.

Переводчик тоже может использовать при общении с детьми отдельно жесты, отдельно голос и совместно жесты и голос.

Слышащие дети посещают обычные детские церковные группы. Хорошо, если родители интересуются темой занятий и домашним заданием, друзьями и преподавателями групп.

Очень осторожно и тактично следует решать и переводить родителям конфликтные вопросы детской группы, если ребёнок вдруг провинился, плохо себя вёл на занятии.

2. Слабослышащие и глухие дети
Слабослышащим детям не меньше, чем слышащим требуется речевая среда. Отличие состоит в том, что звуки окружающего должны быть более дифференцированны (отчётливы и конкретны) и обязательна ответная реакция ребёнка (слежение взглядом, поворот головы, ответная вокализация голосом).

Слабослышащим очень важно раннее развитие слухового восприятия.

Глухих и слабослышащих необходимо приучать "знать голос", т.е. при разговоре с таким ребёнком прикладывать его ладошку к своей гортани, при его голосоподаче - прикладывать ладошку к его гортани, всячески откликаться на голос (поворачивать голову, улыбаться, играть), показывая ему, что можно "позвать" используя голос.
Детям постарше можно давать понятие звука: игрушка упала - кто-то обернулся, топнул ногой, крикнул, стукнул чем-то - это все "звучит".
Так можно научит регулировать; "громкость поведения" на собрании.
Но надо помнить, что глухие дети, да и взрослые не могут быть ИДЕАЛЬНО тихими.

С 4-5 лет дети говорящих могут учиться общаться с глухими и слабослышащими. Только им нужен взрослый, который покажет как общаться и поможет найти общие игры.
Примерно, в 6-7 лет слышащих детей можно обучать простым жестам и готовить совместное участие глухих и слышащих. Это объединяет деток.

В конфликтах между детьми разного уровня слуха надо стараться примирить обе стороны. Причём чаще всего роль миротворца берёт на себя переводчик - он понимает и мир глухих и мир слышащих, а доверить только слышащим решать вопрос или только глухим - будет неправильно.

В группе говорящих самым близким человеком для глухого будет переводчик. Поэтому, глухие дети в летнем лагере должны находиться под особенной опекой переводчика.
Не надо их изолировать от общества, но и оставлять надолго, если у них нет хороших друзей и они чувствуют себя не комфортно среди говорящих не стоит.

Детские собрания глухие дети могут посещать вместе со всеми детьми, при условии, что там есть человек, который хорошо владеет "детским" жестовым языком, или может быть организована отдельная группа (если детей много).
Чтобы дети хорошо понимали, переводчику нужно с ними много общаться, смотреть какими жестами они общаются с другими детьми, с родителями...

Отдельные детские собрания могут вести переводчики, глухие или совместно - глухой+переводчик (лучший вариант).

Почему совместно - это удобнее?
Переводчик может посоветоваться с другими преподавателями, узнать и разработать программу занятий, а глухой лучше и качественнее преподнесёт для детей на жестах материал занятия.

На занятиях необходимо использовать много наглядного материала, вовлекать детей в занятие, чтобы они не были пассивными слушателями. Занятия должны быть с элементами подвижных игр, с возможностью смастерить что-то своими руками - так лучше запомнится тема занятия.


Есть идея!

С любыми детьми на занятиях очень удобно использовать ФЛАНЕЛЕГРАФ.
Изготовить его можно своими руками. Основа -однотонная фланель. Сверху её немного тонируют; синим цветом, снизу - зелёным. Это небо и земля. Фланель натягивают на рамку - фон готов.
Фигурки для библейских историй можно нарисовать самому или поискать и распечатать на цветном принтере. При желании - заламинировать или сразу изготовить из плотного картона.
Вырезать, на обратную сторону наклеить полоски из бархатной бумаги для того, чтобы наша фигурка держалась на фланели.
 И всё!
К каждому уроку можно готовить какую-то историю. Фигурки, соответствующие истории, складывать в большой конверт и подписывать. В комплект к этому конверту можно прикладывать конспект урока (это для того, чтобы через несколько лет вспомнить к какому уроку прилагался этот набор фигурок, или чтобы другому человеку было удобно пользоваться твоим изобретением).

ПЕСОЧНЫЕ ИСТОРИИ.

Занятия для среднего и старшего дошкольного возраста 4-6 лет.
Иногда бывает интересно и младшим школьникам.
Для начала с детьми надо договориться о порядке и чистоте. Но в то же время держать наготове веник и совок. Кто просыпал песок на пол, тот и убирает: вот тебе веник, подметай! Обязательно после уборки похвали:
 "молодец, старался!" - Это для того, чтобы уборка была не в наказание, а в преимущество. Лучше проводить подобное занятие в комнате без коврового покрытия на полу.
После "рисования" тщательно отряхиваем руки.

Как проводить занятие?
 В коробку или ящик (поднос, противень) с низкими бортами насыпают песок (мы насыпали манку, даже если кто-то из детей сунет в рот - не страшно). Сначала надо попробовать рисовать пальцем простые линии;, затем схематичные рисунки.
"Картинки" можно сделать "подвижными" - линии исчезают (стирают) и линии появляются (рисуют).
Дети с интересом наблюдают песочные истории сотворения, рождества и другие... Художественное мастерство здесь не требуется, главное - воображение и красивый рассказ.

 Если есть в наличии маленькие фигурки животных, можно провести игру: взрослый прячет фигурки в песке, дети по-очереди достают фигурку и вспоминают какая библейская история связана с этим животным.
Для этой игры можно использовать любые другие маленькие предметы.


АЛЬБОМ.

Если детей не много, можно завести каждому индивидуальный альбом. В этот альбом на каждое воскресенье вкладывать какое-то задание: раскраску, короткий рассказ, аппликацию, задание, золотой стих. Альбом не должен хранится у ребёнка дома, чтобы, когда он приходил в собрание, ждал, что сегодня, именно здесь, в доме молитвы, для него будет какое-то новое, интересное задание.

Детям постарше (подросткам) можно в альбом или блокнот коротко конспектировать проповеди собрания: кто говорил, какой стих читал, что я из этого понял.
(Если ребёнок затрудняется обозначить словами, пусть выскажет мысли жестами, а ты помоги ему коротко(!) записать).
И далее можно выполнять творческое задание.


 МНЕМОТАБЛИЦЫ

Подобный метод предназначен для запоминания большого объёма информации.
 В детском варианте он выглядит так:


Взрослый рассказывает детям историю.
Затем он разбивает свою историю на несколько частей, повторяет первую часть и просит детей схематично зарисовать эту часть истории.
После взрослый рассказывает вторую часть и ребёнок опять коротко зарисовывает себе. Так же поступают со всеми отрывками рассказа.
Как только ребёнок закончил рисовать финал истории, его просят вернуться к первой части и по-порядку своими словами пересказать всю историю.
Если ребёнок затрудняется, можно первый раз выполнять задание вместе. Художественные навыки требуются минимальные - умение держать карандаш и рисовать простые линии и фигурки: круги, квадраты, треугольники...


Рецензии