Укус гадюки 9

9.
Тим укоризненно покачал головой. С таким товарищем ни в одно стойбище не пустят. Мужик, как перекати-поле, ищет легкой жизни.  Недавно присоединился к строителям городка. По молодости Ялень работал на волоке, но сила уже не та. Простуженные кости ломит в холодные зимы. Пытался заниматься добычей соболей и куниц, но нарвался на недовольство других охотников. Попался, когда проверял чужие ловушки. Летом одиночке прожить проще. Собирал ягоды, грибы, ловил рыбу.
Вылечив голову, бодро семенил впереди. Старожила гораздо лучше знал места вдоль Тобла и Иртыша. Пожил в Черном городке, на Вузюковом озере, бежал из Яул-Туры. Так называлась татарская крепость на пересечении нескольких торговых путей. В свое время славилась невольничьим рынком. На данный момент часть населения Сибири уже под русской рукой. Хватает и татар, охотно воюющих на стороне Москвы.
Сибирский хан недоволен, лишившись данников. Кузнецы в Черном городке правят сабли, подгоняют кольчуги. Основной доход приносит разведение скота. Зимой даже гладкошерстные быки обрастают мехом, словно бизоны. Невысокие в холке, но поперек себя шире. Очень много заготавливалось сена в прок. Садили неприхотливый горох и перловицу. Отдельное место занимал пушной промысел и рыбная ловля. Осенью собирали кедровые орехи. Особенно хороши в меду.
Ялень шел неровной походкой, то и дело спотыкался и пробегал в такой манере несколько шагов. Он оказался выносливым и пер вперед, как лось. Ельник сменился густым сосновым бором. Отдельно выстроились свободолюбивые кедры. Ребятня часто наведывается в рощу в поисках грибов. Бусурман не боялись, легкомысленно надеялись, что убегут. Шумит речка, делая поворот. Тим невольно залюбовался прозрачной водой. Легкая рябь не скрывает серебристые тела рыбок. На лугу пасется стадо табунщика Тамира. Крупного скота голов сто, а мелкого — не счесть.
- Зря воевода Тамира привечает, - позавидовал чужому счастью Ялень.
- Это почему? - воин изобразил искреннее недоумение.
- Татарам наушничает…
Бродяжка с удовольствием поносил зажиточного человека. Тим кивал, поддакивая в нужных местах. Болтун — находка для шпиона. По мнению Яленя богатства калмыка нужно отнять и поделить. Большую часть, разумеется, благородному воеводе, но и его «верному» слуге что-нибудь перепадет. Давно пора завести свое хозяйство и остепениться. На самом деле пропьет в первый же день. Так в Советском Союзе, во время раскулачивания, развалилось фермерское хозяйство. Колхозы оказались эффективными недолго, пока был жесткий контроль.
Тим сожалел, что воинов не хватает для полноценного рейда. Сибирские мурзы признают только силу. Легче занять крупные поселения и охранять от набегов лихих беков. Русичи не будут обирать людей больше татар. Не станет и рабства. Православие запрещает. Все люди равны перед Богом. Прочие малые народы легко растворяются среди гостеприимных славян, перенимают более выскодуховную культуру.
Какой смысл отправляться во враждебный лагерь? Допустим, узнают сколько в поселении воинов, но воевода не собирался нападать на мирных рыбаков и скотоводов. О притеснении и гнете, как любили выражаться советские писатели, речи не идет. Саид-Ахмат и его приближенные нукеры прекрасно знали свободолюбивый нрав охотников. Обидишь — пустят отравленную стрелу, за всеми не уследишь. Беличьи шкурки не пересчитаешь, легко построят несколько схронов и попрячут добычу. Русские бояре и дворяне охраняли свои вотчины от вторжения: поляков, ляхов, немцев… Крестьяне понимали, за что платят десятину. В Сибири надсмотрщики не нужны. Захотел: встал, собрался и ушел на новое место. Даже в 21 веке полно заброшенных сел и деревень. Стройся и живи своим хозяйством. На такой огромной территории легко остаться незамеченным.
- На Вузюковом озере живет мой брат — Аксыл, - похвастался на привале Ялень, обсасывая вяленую рыбу. - Он все про Сейдяка знает!
Круглую буханку хлеба разломили на двоих. Крошки достанутся муравьям. Зеленым луком закусывали жирную отварную баранину. Друзья расщедрились, провожая воина в поход. Не все из них оказались плохими. Многие недолюбливали Илью за мелочные придирки, но уважали за буйный нрав. В бою за чужие спины не прятался, держался в первых рядах.
 
 

   
   


Рецензии