Из Дневников Толстого - 1895г. -1901г

Из "Дневников" Л.Н.Толстого (1895-1901 гг.):


Жизнь истинная в движении вперёд, в улучшении себя и улучшении жизни мира через улучшение других людей. Всё, что не ведет к этому, не жизнь...  03.01.1895 г.

Сумасшествие - это эгоизм, или наоборот: эгоизм, т.е. и жизнь для себя, для одной своей личности есть сумасшествие.

Единственное, сильнейшее правительство орудие - общественное мнение... Остаётся одно: бороться с правительством орудием мысли, слова, поступков жизни, не делая ему уступок, не вступая в его ряды, не увеличивая с собой его силу.  02.1895 г.

Хорошо поддерживать в себе любовь тем, чтобы во всех людях видеть детей - представлять их такими, какими они были в 7 лет.  04.1895 г.

Часто тратишь свои душевные силы бесполезно. Это грех. Силы эти даны на служение. Только на это они и должны быть расходуемы.  05.1895 г.

Любовь настоящая только та, предмет которой не привлекателен. 07.1895 г.

Когда мы знаем, что человек приговорён к смерти, мы добры к нему - любим. Как же мы можем кого-нибудь не любить, когда знаем, что все приговорены.  07.1895 г.

Когда человек осознаёт себя живущим, он задает вопрос: зачем он живёт. Задав себе этот вопрос, он ищет на него ответа, найдя же ответ, он не успокаивается до тех пор, пока не делает того, для чего живет.
Исправление самого себя есть наилучшее средство воспитания.  11.1895 г.

В деле жизни главная мудрость не в том, чтобы делать сначала и как правильно вести жизнь, а в том, чтобы поправлять ошибки, освобождаться заблуждений соблазнов.  11.1895 г.

В борьбе с ложью и суевериями люди часто успокаивается тем количеством суеверий, которые они разрушили. Это неправильно. Нельзя успокоиться до тех пор, пока не уничтожена всё, что противоречит разуму и требует веры.  04.1896 г.

Средние художники производят среднее по достоинству... признанные гении или точно великие произведения, или совсем дрянь.  06.1896 г. 

Свободен только тот, кому никто и ничто не может помешать сделать то, что он хочет. Такое дело есть только одно: любить.

Ложь перед другими далеко не так важно и вредна, как ложь перед собой (игра, удовлетворение тщеславия - извращение истины, отступление от требований жизни).  07.1896 г. 

Сначала поражаешься, почему людям глупым свойственны такие уверенные, убедительные интонации. Но так и должно быть. Иначе бы их никто не слушал.

Одно из самых сильных чувств гипнотизации - внешнего воздействия на душевное состояние человека - это наряд (монахи, мундиры).  07.1896 г.

Технические усовершенствования... делаются жизнями человеческими. А надо ценить каждую жизнь человеческую, не ценить, а ставить ее выше всякой цели... и прекращать всякое усовершенствование, если оно вредит жизни человеческой.  10.1896 г.

Вера в авторитеты делает то, что ошибки авторитетов берутся за образцы.(!)  10.1896 г.

После смерти по важности и прежде смерти по времени нет ничего важнее брака... Только тогда брак мне зло, когда он непреодолим.  11.1896 г.

Вы скажете: вы живете так, как живёте для детей. Зачем? Зачем воспитать ещё поколение таких же обманутых рабов, не знающих зачем они живут, и живущих такою нерадостную жизнью?  01.1897 г. 

Мы так запуганы, что каждый шаг в жизни есть участие в зле: в насилии, в угнетении. Не надо отчаиваться, а медленно распутываться из тех сетей, в который мы пойманы, не рваться (этим хуже запутаешься), а осторожно распутывать.  03.1897 г. 

Второе условие искусства - новизна. Для ребёнка всё ново и потому много художественных впечатлений. Для нас же нова известная глубина чувства, та глубина,  в которой человек достает свою отдельную от всех индивидуальность. 07.1897 г.

Служить надо другим, а ни себе уже только и потому, что в служении другим есть предел и потому тут можно поступать разумно - построить дом малоимущему, купить корову, одежду, а в служении себе нет предела - чем больше служишь, тем хуже. 08.1897 г. 

Когда человек говорит об очень близком ему, он забывает, что другой не он. Если люди не говорят об отвлеченном или духовном, они непременно каждый говорит о себе. И это ужасно скучно.  11.1897 г. 

Нам всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.  11.1897 г.

Одно из величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество, есть: (см рис.)  03.1898 г.

Каждый человек, как и все, несовершенный во всём, всё-таки в чём-нибудь одном  более совершенен, чем в другом, и эти-то совершенства предъявляет, как требования к другому и осуждает.  03.1898 г. 

Честолюбие служебное и корыстолюбие скупцов потому так заманчиво, что они очень просты. При всякой другой цели жизни надо многое соображать, думать, никогда не видишь ясно результатов. А тут так просто: была одна звезда, стало две, был один миллион, стало два и т.д.  03.1898 г. 

Дети эгоистичны без лжи. Жизнь вся учит бесцельности, гибельности эгоизма. И потому старики достигает неэгоистичности без лжи. Два предела.  05.1898 г. 

Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется, задача человека участвовать в этом движении и подчиняться и содействовать ему.   05.1898 г. 

Как следит атлет за увеличением мускулов, так следи за увеличением любви или хоть, по крайней мере, за уменьшением злобы и лжи, и будет полная, радостная жизнь.  05.1898 г. 

Ты хочешь служить человечеству? Хорошо. То, что ты хотел сделать, сделает другой. Доволен ли ты? Нет, недоволен потому, что важно для меня не то, что сделается, а то, что Я сделаю, то, что сделаю свое дело. Лучшее доказательство, что дело не в деле, а в своём движении к добру.  05.1898 г.

Эгоизм ... законен до тех пор пока не проснулся разум ... (затем) он нужен только, чтобы поддержать себя как орудие, нужное для служения людям. Назначение разума служить людям.

Человек отдается иллюзии эгоизма, живет для себя и страдает. Стоит ему начать жить для других, и страдание облегчается, и получается лучшее благо мира: любовь людей.   11.1898 г. 

Cмотришь на людей, целующих икону, подлезающих под неё, обожающих и боящихся её. Если людей могли обмануть так, то нет обмана, на которой бы они не поддались.  11.1898 г. 

Прогресс нравственный человечества происходит только от того, что есть старики. Старики добреют, умнеют и передают то, что они выжили, следующим поколениям. Не будь этого, человечество не двигалась бы. А какое простое средство!  11. 1898 г.

Рассуждение о том, как надо устроить жизнь людей - людей вообще ... суть последствия деспотизма: управления одним человеком или людьми - другими. Это заблуждение .. не только .. мучает, уродует людей, подвергающихся насилию деспотов, но и ослабляет во всех людях сознание необходимости исправлять себя. Так тогда как это одно единственно действенное средство воздействия на других людей.  11.1898 г. 

Всё дело в мыслях. Мысль начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслью.  10.1899 г.

Дороже всего на свете добрые отношения между людьми, а устанавливаются эти отношения не вследствие разговоров - напротив, от разговоров портятся. (говорить меньше с такими людьми)  10.1899 г.

Брак есть не только счастье, но всегда страдание, которым человек платится за удовлетворение полового желания, страдание в виде неволи, рабства, пресыщения, отвращения, всяческого рода духовных и физических пороков супруга. Главная причина этих страданий та, что ожидается то, чего не бывает, а не ожидается то, чего всегда бывает.  12.1899 г. 

Глубокомысленное - не всегда понятно. Это неправда. Напротив. Всё то, что глубоко, то ясно до прозрачности. Как вода, чем глубже - тем прозрачней.  12.1899 г. 

Жестокость увеличилась преимущественно потому, что совершилось содействующие увеличению материального богатства людей, разделение труда.  12.1899 г. 

Едва ли не всегда страдания физические и страдания самолюбия - гордости, тщеславия - не ведут к движению вперед духовному. Всегда особенно страдания гордости. А мы, дурачье, жалуемся.  03.1900 г. 

Видел во сне: один стоит на столбе и люди любуются им, хвалят, другой, чтобы победить, превзойти его, пляшет на гвоздях. Третий просто добрый.  04.1900 г.

При каждом бое часов вспоминать: ...
4) Что присутствие каждого человека есть призыв к высшей осторожной и важной деятельности. ...
6) Что теперешняя минута никогда не повторится. ...
10) Обсуживая поступки других людей, вспоминай свои.  08.1900 г. 

Сердишься на людей, что они не идут за тобой, тогда как ты рядом стоишь с ними. Это всё равно что:
____________________________
!       _____---> ТЫ ---> ________
!________<--- ОН ____________

08.1900 г. 

Между 80 и 65-летним та же разница, что между 5 и 20-летним. От этого-то надо уважать старость, а старикам уважать себя и не становиться на одну ногу с молодыми -  спорить. 08.1900 г.

... Есть критический духовный возраст - около 50 лет, когда человек начинает серьезно думать о жизни и решать вопрос об её смысле. Обыкновенно решение этого времени бесповоротно. Беда, если оно ошибочно.  10.1900 г.

... Люди живущие ... только чужими чувствами - это самоотверженные дурачки, святые;  только своими чувствами - это звери, только своими мыслями - это мудрецы, пророки;  только чужими мыслями - это ученые глупцы. Из перестановок - все характеры.  01.1901 г.

Мы все хотим помогать народу, мы - нищие, которых он кормит, одевает. Что могут дать нищие богатым?  01.1901 г. 

Не понимать главного: смысла жизни и даже полагающие, что этого совсем не нужно. Какие-то духовные кастраты. 02.1901 г.

Часто слышишь, что молодежь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное. Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества.  08.1901 г.



(продолжение следует)


Рецензии