Упала шпала
- Привет, Мамед!
Мы просто едем мимо. Тут стоял его дом, в котором погибла его жена и ребёнок в 2014-м, здесь же, на крутом холме, он и просил себя похоронить. В который раз едем мимо. И каждый раз замолкают разговоры, каждый раз все просто смотрят в окно. Но все думают о нем. А потом вслух или про себя резонерствуют....
- Ну что тут сказать.... Когда война становится чем-то очень долгое время живущим рядом с каждым... Ну или воевать - привычно, как мыть посуду... Вот тогда этим начинают заниматься и женщины...
- Видишь ли, любовь такая странная вещь, что ей, по большому счёту, не очень-то и нужна взаимность. Василиса любила своего погибшего мужа, рыдала о Владе, но любила мужа - не поэтому ли она пошла в "точные ведьмы"? А Владислав любил Василису, потому и стал ещё и снайпером, лучшим из снайперов в Бердянской Народной республике...
- Был ли Мамед героем? Я думаю, всё-таки да. Хоть и погиб... Нет, не бывает глупой смерти, тем более по причине любви... Просто, вспомни, ещё с школы мама латышка, папа азербайджанец, мама его одна воспитывал, папы не знал... Потом мама со своей прачечной "Чистилише", а он столько рисовал, да так талантливо, хотя никогда нигде не учился... У него душа была из Прибалтики, а сердце вспыльчивого горца. И внешность - катается шарик из мышц и мускулов такой, как раскормленный гном, а сверху - голова эльфа. Он и позывной себе взял "эльф", как будто хотел от гномьего отказаться - глупый, мастер спорта пр вольной борьбе и лучший рукопашник спецназа всё равно всем виден был сразу...
- Как он стрелял! Как Бог, навскидку, на звук, на вспышку, из обычного калаша на километр 89 из 100, а если брал в руки ПТРС или Драгуновку... А вот с холодным оружием ну никак не получалось, нож метал - рукояткой ножа доску ломал, а лезвие не втыкалось. И бежал быстрее, чем другой клинком махнет: подбежит, лапищами своими обхватит, кости ломает, а соперник ещё только нож из ножен вытаскивает....
- Привет, Мамед!
- А ты помнишь, в тот, в последний день, когда международный автобус с детьми в Краснодар отправляли, а потом звонок - автобус заминирован, взорвется при остановке, - он внутрь автобуса на ходу через открытое окно запрыгнул. А когда обезвредить мину не смог, то за минуту выпрыгнул с миной из окна, добежал до обрыва и выбросил её в море! Мы тогда к нему подъехали, а он лежит и смеётся как пьяный от счастья - детей спас... Он такой же пьяный от счастья вечером в общежитие, где Василиса жила, со шпалой на плече и пошёл...
- А точно там все по случайности было?
- Да точно... И охрана издалека видела, и запись с камеры анализировали сколько раз, да и Василиса, рыдая, слово в слово подтвердила.... Он на шпале торчком стоял, когда ей в открытое окно о своих подвигах рассказывал, увлекся, начал в лицах показывать, пританцовывать-подпрыгивать - вот прислоненная к стене шпала и упала... И Мамед с высоты второго этажа....
- Олег, а кирпичи снизу, под окнами - халатность?
- Что тебе сказать об этом, Сашка? То, что комендант по округе собирал и жильцов напрягал таскать кирпичи от разрушенных домов, собирался пристройку строить - не халатность, даже, скорее, хозяйственность. А то, что кирпичи только по утрам складывали в пирамиды, а в течение дня бросали навалом... Наверное, все-таки бардак... Бардак, но не вредительство... Затылком о кирпичи....
- Привет, Мамед!
В этот раз я не проеду мимо. Остановлюсь, тщательно припаркуюсь, неспешно закрою машину, запыхаюсь, пока взберусь на холм к его могиле. Присяду на камень, вытру носовым платком пот с лица, помолчу, но все-таки скажу то, что должен, что нужно, что никто другой просто не решится:
- Привет, Мамед! С жуткой вестью я пришёл к тебе сегодня... Но надеюсь, что в конце концов тебе там, где ты есть сейчас, станет лучше... Ты знаешь меня, я никогда не умел словами говорить так, как писать, потому пойми и прости, если что не так скажу... Сегодня... Сегодня мы похоронили Василису.... Ты же сам знаешь, как это бывает, если снайперские дуэли... Ты там встречай её - ты же её любишь.... Вы там теперь вместе будете.... Все вместе будете...
Свидетельство о публикации №217070801602
Евгений Крюков-Донской 11.07.2017 11:24 Заявить о нарушении
Прежде всего прошу прощения за долгую задержку с ответом - все же работа имеет свойство засасывать почище зыбучих песков и болота... И сейчас пишу набегу - куча несделанного просто требует "свой мозг носом туда засунуть", потому....
В принципе, "шпала" так же и писалась: в раскачивающемся тесном автобусе, когда спать невозможно, а не спать нельзя, когда ноги затекают так, что ломит шею... Текст сложился в что-то связное, и от опасения, что "могу не успеть записать" - взял и записал в тлф. А на следующий день, "усыпая и просыпаясь", просто перенабрал из тлф на сайт. Потому орфография, пунктуация, грамматика - да, каюсь, грешен, признаю, и проверять было некогда - виноват, исправлюсь! Когда исправлюсь - когда время будет. Надеюсь, в этой, а не следующей, жизни...
Иное дело стилистика...
"Шпала" - третий, завершающий рассказ первого круга "Бильдюкского цикла". Он и должен быть завершающим в переходе от детективного юмора через мировоззренческую элегию к философской скорби. Можно, конечно, попробовать их прочитать в обратном направлении - я даже попробовал, когда увидел, что читатели идут от "шпалы" к "Мамеду", а потом к "Тургеневу", - но... Но в этом случае эмоционально-эстетический эффект воздействия, как мне кажется, весьма непредсказуем, зависит уже не от построения текста (текстов), а от личности читателя. Потому... Я не могу запретить экспериментировать, но, в принципе, не советую...
Каждый рассказ имеет своего героя-повествователя. Каждый рассказ пишется слогом, стилем, словесным запасом, мировоззренческой системой своего героя-повествователя. И, что должно быть ясно, если "Тургенев" и "Мамед" повествуются от одного лица, то "шпала" - от другого. От кого? А кто называл героя, Владислава Мамедова, Мамедом?
Вот так и получается, что в "шпале" право личного голоса получает Олег Хвалабия, человек скорее от войны и государевой службы, чем от тонкого понимания душевных движений и точного словоизъяснения. У такого героя (впрочем, как и у любого человека) слово - вторично, подчинено выражаемым чувствам, мыслям, переживаниям, эмоциям,отношениям к объекту говорения. И даже оговорки и "стилистические торосы" - они внутренне оправданы характером, личностью, целью говорящего.
И только через "стилистические торосы", если не прибегать к психологическим портретам и оценкам, пишущий может попытаться вырисовать характер своего героя. Впрочем, тут поэзия и проза едины - "следи за тем, как сказано о том, что сказано, и поймешь того, кто говорит". Ну, вспомните, например, песни Высоцкого или стихи Бродского - там ведь тоже со стилистикой не "тургеневские шлифованные плоскости", да?
Ну вот, проболтался, "причем еще здесь Тургенев".... :D
Станислав Кочетков 15.07.2017 10:51 Заявить о нарушении
Смотрите...
Станислав Кочетков 25.07.2017 10:33 Заявить о нарушении