Голубая Надежда. Корень Зла ч. 11

Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
 Корень Зла
 
Из России с любовью или разбитые сердца
 
Кто они, ангелы или демоны?
 
"Демон - тоже ангел, но ангел независимый, мятежный"
 (Пауло Коэльо "Дневник мага")
 
  Каролина Отеро, Лина де Пужи, Лина Кавальери...кто они? Ангелы или демоны?
   Будучи подростком, Отеро сбежала из дома с труппой бродячих артистов. В Барселоне юная девушка познакомилась с Пако –  балаганным лицедеем. Вместе с ним она переехала во Францию, где с переменным успехом выступала в марсельском варьете "Куколка".
Недостаток таланта  покрывала глубокая чувственность, "испанский огонь", - как говорили и восхищались поклонники Отеро.
   Тогда же Отеро взяла  имя Каролина – в честь своей старшей сестры, умершей ещё до крещения. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба испанской плясуньи, если бы не встреча с американским импресарио Эрнстом Джаргенсом. Красивая девушка, исполняющая испанские танцы – вот, что он искал долгие месяцы! (1) 
   Джаргенс решил сделать  из Отеро великую звезду. Именно он дал ей имя "Bella"/"Белла" ("Прекрасная").  И он же нанял  учителей, которые обучали неукротимую испанку светским манерам.
  В  США Отеро произвела   фурор. Все восторгались её умением завораживать публику яркой красотой, которая соответствовала вкусам эпохи. В облике Отеро было нечто и дикое, и возвышенное одновременно. Как тёмное и светлое, злое и доброе. Порой  тёмное преобладало.
   В Америке, Белла поняла, что может заработать гораздо больше денег своим телом, нежели  искусством танца. Ведь тогда американские богачи демонстрировали своё богатство не миллионными счетами в банках,  а  прекрасными спутницами, обязательно увешанными золотом и драгоценностями с бриллиантами.
  Отеро умело манипулировала мужчинами.  Даже самых прижимистых могла сделать удивительно щедрыми. Американский миллионер Уильям Вандербильт устроил  ужин в честь Беллы Отеро. Когда же Белле подали поднос с устрицами, оказалось, что внутри каждой устрицы находится настоящая жемчужина. Весь вечер Белла вскрывала устрицы и доставала жемчуг, собрав целых два килограмма! (2) Это даже не на одно ожерелье.
Нет, жемчуг - это не драже,
На зуб его, мой друг, не пробуй!
Меж створками он созревал в душе,
Чтоб засветиться высшей пробой…
(Сергей Фёдоров)
   Беллу Отеро, как и Лину Кавальери,  можно было увидеть на почтовых открытках и на картинах известных художников того времени. Один из самых известных портретов выполнил Михаил  Врубель.(3)
   Имя Михаила Врубеля окружено легендами, которые начали складываться ещё при жизни. Его образ полностью соответствовал романтическим представлениям: художник, одержимый Демоном, живущий только ради творчества, и как расплата за это, - одиночество, безумие и гибель.

Страшный суд

    Когда Мишеньке было 10 лет  в Саратов, где жила семья Врубель,  привезли копию фрески Микеланджело "Страшный суд".  Картина   произвела на мальчика такое сильное впечатление, что  он воспроизвёл её по памяти во всех характерных подробностях. Прекрасная зрительная память поможет Врубелю в его творчестве.
  В 1893 году  Каролина Отеро гастролировала в Москве. В театре „Омон“ её увидел Михаил Врубель. Через пять лет он пишет   портрет певицы,  танцующей в ярко-розовом коротком платье. Пишет по памяти, используя лишь несколько почтовых открыток только для справок деталей костюма.  Для портретного сходства они  были не нужны. Образ знаменитой  испанки был у него перед глазами. 
  В возрасте 24 лет  Врубель уже  ощущал себя гением.  И было в нём что-то демоническое.  Красавец, постоянно одетый в чёрный бархатный костюм, невысокого роста, белокурый, с маленькими белыми усиками. Гений Добра или Зла?
"Его имя неотрывно от Серебряного века русской культуры. Он весь – в ней, и всё-таки – несколько особняком. Слишком хрупкой и ранимой была эта душа, чтобы не пропускать через себя бури и боли своего времени. Её захлестнул ад безумия…"(4)
  В Киевской школе рисования Врубель пишет картины на богословские сюжеты: "Сошествие Святого Духа на апостолов", "Вход Господень в Иерусалим",  "Оплакивание".  В Венеции для Кирилловской церкви он создаёт три иконы: "Св.Кирилл", "Св.Афанасий" и сумрачную по колориту "Христос Спаситель".
     Но не сложились отношения Врубеля с иконописью и храмовой росписью. Слишком светской оказалась его манера. И все же фрески Врубеля можно увидеть во Владимирском соборе Киева.
   На иконе "Богоматерь c Младенцем" Врубель  изобразил лицо  Эмилии Праховой - жены  своего покровителя, в которую  был влюблён. Он признаётся в своём чувстве не Эмилии, а её мужу. Женщина видит в художнике инфантильного, излишне наивного  человека. Сердце разбито, душу обволакивает чернота. Нужно выпустить её наружу и в руках оказывается нож.
  "Поймёте ли вы, - откровенничал Врубель немного  позже  со своим другом,  художником Константином Коровиным.(5) - Значит, что я любил женщину, она меня не любила - даже любила, но многое мешало её пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались".
     Говорил Михаил сумбурно, ведь раны телесные хоть и зажили, но душевные ещё кровоточили.  Влюблённость полностью меняет человека. Не только на груди  остались шрамы. Незаживающие раны остались на сердце. От непонимания и неразделённой любви.
  В Москве Врубель начинает работу над иллюстрациями к поэме Михаила Лермонтова "Демон". Это так затягивает. Он ищет параллели между собой, Лермонтовым и его Демоном. Тёмное прорастает в душе...

  Михаил + Надежда = Любовь

"Настоящей любовью может быть только любовь с первого взгляда..."
 (Израйел Зангвилл)
  Время лечит и душевные раны. Судьба посылает истинную любовь.
"Любовь дороже всех сокровищ. Она – алмаз, который не могут купить даже цари. Она – целый мир, хотя её обнимают двумя руками!
(Мор Йокаи)
  Встреча произошла в  конце   декабря 1895 года в Панаевском театре.(6)  После  репетиции оперы Хумпердинка "Гензель и Гретель" по сказке Братьев Гримм  к Надежде Ивановне, певице, исполнявшей главную партию, подбежал Врубель и, целуя  руку, воскликнул:
- Прелестный голос!
   28-летняя Надежда Забела (7) была поражена и даже несколько шокирована таким напором уже немолодого господина.  Врубель был на 12 лет старше. Для Надежды главным в жизни стала опера. Она хорошо помнила уроки профессора  Петербургской консерватории, Наталии Александровны Ирецкой.
"Для искусства нужна голова", -  говорила она.
  Поэтому на любовные увлечения у Надежды не было времени. А тут такое открытое восхищение!  Рядом  с Надеждой стояла  певица Татьяна Любатович. Именно влюбленность предпринимателя и мецената Саввы Ивановича Мамонтова  в Любатович стала  главной причиной возникновения в Москве  Мамонтовской оперы, не только поглотившей несметные суммы денег, но  и воспитавшей целое поколение артистов, прежде всего Фёдора  Шаляпина, и "давшей могучий толчок, - как писал А.В Амфитеатров, -  вперёд декоративному художеству Врубеля, Коровина и др." (8)
 Любатович поспешила  представить Надежде  почитателя её таланта:
- Наш художник Михаил Александрович Врубель. Человек очень экспансивный, но вполне порядочный.
  Голос и облик Надежды Забелы настолько поразили 40-летнего  Михаила, что в первый же вечер знакомства он сделал  Надежде предложение. Через несколько дней состоялась премьера. Самое первое представление оперы в России  прошло 2 января 1896 года. После премьеры  Забела привезла Врубеля в дом  Ге, где она тогда жила. Её сестра Екатерина была замужем за Петром Николаевичем, младшим сыном художника Николая Николаевича Ге.(9)
  "Надя  как-то особенно моложава и интересна, - подумала Екатерина. - Это от атмосферы влюбленности, которою её окружал именно этот Врубель.
 Врубель потом говорил:
- Если бы Надюша мне отказала, я лишил бы себя жизни.
  И он бы так и сделал...
   28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля. Счастливая новобрачная писала сестре:
"В Михаиле Александровиче я каждый день нахожу новые достоинства; во-первых, он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, кроме того, мне всегда с ним весело и удивительно легко. Я безусловно верю в его компетентность относительно пения, он будет мне очень полезен, и кажется, что и мне удастся иметь на него влияние". (10)
   Влияние было, но, как говорится,  до поры и до времени. Вмешалась судьба...

Тяжелые испытания

"Бог посылает нам испытания, чтобы мы, преодолевая их, укреплялись, а не отчаивались!"
(Мать Тереза)
  Надежда Забела была ведущей оперной певицей и исполняла почти все заглавные партии в операх Римского-Корсакова, ставшего вскоре близким другом Врубеля. Композитор открыл для него мир русской сказки.
".. Благодаря вашему доброму влиянию я решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду,  " -  признавался художник.
  И действительно, из-под его кисти в этот период выходит особенно много работ на тему народной поэзии, русских сказок и былин  - "Тридцать три богатыря", "Царевна Лебедь"...(11)
  Но и сказки бывают страшные. 
  В 1901 году Врубель работает над своим заветным Демоном, а Надежда Ивановна ждёт ребенка.
 „Михаил Александрович готовился к этому событию очень весело, и ему, и жене казалось, что рождение ребёнка не может помешать их элегантной и веселой жизни”, - вспоминала  Екатерина,  сестра Надежды.
  Первого сентября  родился мальчик, которого назвали Саввой. Личико ребенка было изуродовано "заячьей губой", что глубоко поразило Врубеля, увидевшего в этом какой-то недобрый знак. От потрясения он  целиком уходит в работу над Лермонтовским "Демоном".  Душевная тревога и эмоциональное напряжение достигают крайнего предела,  провоцируя сильнейший приступ психического расстройства.
    Врубеля помещают в клинику. В 1903 году, как только состояние здоровья  стабилизировалось, он вместе с семьей переезжает в Украину. Именно в Киеве случилась трагедия, которая окончательно подорвала душевное здоровье художника: умер  сын Саввушка. Потерявший рассудок Врубель вновь попадает в клинику. В краткие моменты просветления он создаёт поистине выдающиеся произведения, отмеченные хрупкой,  неземной красотой...
  Это впечатление усиливалось тем, что иллюстрации были выполнены чёрной акварелью.
- Чёрный цвет только подчёркивает драматичность сюжета, - объяснял сам себе художник, -  и одновременно позволил показать диапазон фактурных изысканий.
  Это и понятно. Если не красный, то чёрный цвет. Демон становился "падшим ангелом". Он одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным.
Врубель и его Демоны
  Тема Демона настолько заинтересовала Врубеля, что он полностью погрузился в создаваемый мир. После окончания работ над иллюстрациями к произведениям Лермонтова Врубель почти десять лет не возвращался к теме демона. Не возвращался, чтобы потом вновь взяться за неё - и остаться с ней навсегда. В последние годы жизни тема Демона стала центральной в жизни Врубеля. Он создал множество рисунков, эскизов и написал три огромные картины на эту тему - "Демон сидящий", "Демон летящий" и "Демон поверженный".

"Демон сидящий"

   Этот Демон тоскует  по живому миру. Характерно, что окружающие его цветы - это холодные кристаллы, воспроизводящие изломы горных пород. Чуждость Демона миру подчёркивают и "каменные" облака. Крыльев у Демона нет, однако существует их мираж, образованный контуром гигантских соцветий за плечом и откинутых волос. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет.

"Демон летящий"

"...И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял…"
(М.Ю. Лермонтов)
  На картине изображён демон, летящий над Кавказом. Заснеженные вершины гор, бурная река.. Демон облачён в коричневую тунику, стянутую поясом. Картина выполнена в мрачных коричневых тонах, в абстрактном стиле. Многие детали отсутствуют,  отчего замысел автора не до конца ясен. Возможно, Демон летит над

"Демон поверженный"

"Михаил Александрович пишет большую картину - Демон повергнутый, но все же великолепный, местность скалистая… ящерицы, освещение вечернее, Демон полуобнаженный, но лежит на плаще, который прикреплен великолепными красками из драгоценных камней…", - писала о новой картине Врубеля в ноябре 1901 года Надежда Забела.
   С такой одержимостью Врубель не работал никогда. Бросив начатое им преподавание в Строгановском училище, он остался наедине со своим героем, по двадцать часов в сутки без отдыха проводя со своим заветным творением. Демон Врубеля - воплощение "прекрасного зла" и "злой красоты" - был неразрывно связан с миром абсолютной красоты, свободной для него от всех этических уз.  Опустошал сам Демон - воплощение драматизма, конфликтности бытия. Неустанно менялось выражение его лица. То он представал прекрасным и скорбным, со слезами на глазах, потом скорбь сменялась ненавистью и злобой. Наконец Врубель увидел "гранитное" лицо с гримасой на губах, драгоценное каменное сверкание глаз, светящуюся на голове розовую диадему и вытянутое птичье тело с окутывающими его павлиньими перьями сломанных крыльев. Пейзаж соответствовал ему: каменное ложе из острых скал и сзади сияющие вершины Кавказских гор.
  Демон низвергнут в мрачное ущелье среди скал. Некогда могучие руки стали плетьми, тело деформировано, крылья разметались. Вокруг упавшего лиловый мрак и  голубые водяные струи. Они затопляют его, еще немного - и закроют совсем, останется голубая гладь воды, в которой отразятся горы.  Лицо падшего Демона выглядит  жалко, рот искривлён в муке, но в его венце ещё горит розовый отблеск. Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловый и розовый - все излюбленные цвета Врубеля - образуют поистине феерическое зрелище.
"Демон поверженный" захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем - здесь человек "сгорел".
  Но Врубель задумывал совсем другое. Он не хотел сделать поверженного жалким, хотел показать гордую непобежденность Демона даже в падении.
"Врубель объяснял, что в поверженном Демоне он желает выразить многое сильное, даже возвышенное в человеке...", - писала Екатерина Ге.
   Но Демон, вопреки намерениям художника, оказался сломленным, слабым, безумным - и это означало объективное поражение  идей самого Врубеля, в которых он опирался на Ницше.
 Михаил Лермонтов написал шесть вариантов поэмы "Демон "и ни один не считал окончательным. То же происходило с Врубелем - чем более законченным становился его "Демон", тем острее была потребность художника переделывать его…
 Уже подходила к концу работа московской выставки, где была заявлена новая картина Врубеля, а он все не мог расстаться со своим "Демоном". И даже тогда, когда в последние дни перед закрытием экспозиции он вынужден был отдать картину и она уже висела на стене, он на глазах у   публики продолжал что-то менять в картине, особенно в лице Демона. Это одновременно изумляло и пугало.
   Врубель никак не мог оставить своего героя и тогда, когда полотно сняли с подрамника, скатали и отправили в Петербург на выставку "Мир искусства" - он поехал вслед…
  К этому времени относится ухудшение физического и психического состояния художника, что только подлило масла в огонь и укрепило уже возникшую легенду о мастере, продавшем душу дьяволу. Но, как говорил сам Врубель:
- Демона не понимают - путают с чертом и дьяволом, тогда как "черт" по-гречески значит просто "рогатый", дьявол - "клеветник", а "Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе".(12)
   В картине "Демон поверженный" Врубель познаёт и представляет своего героя отнюдь не в тоске по человеческой любви, как в  лермонтовской  поэме. Михаил Врубель изобразил облик ангела-богоборца в момент поражения, низвергнутого с небес и рухнувшего на скалы, в момент превращения Ангела в Демона. (13)
Как было в тот святой, великий час,
Когда от мрака отделился свет,
И, ангел радостный, он в первый раз
Взглянул на будущность. И сколько лет,
И сколько тысяч лет с тех пор прошло!
И он уже не тот. Его чело
Померкло… он один, один… один…
Враг счастья и порока властелин.
(М.Ю.Лермонтов)
   Признание пришло к Врубелю слишком поздно. Когда он уже был безнадежно болен, его творчество, наконец, было оценено по достоинству. О художнике и его картинах взахлёб писали  журналы "Весы" и "Золотое руно".  Петербургская академия художеств присвоила ему звание академика. В 1906 году на русской выставке в Париже, организованной Сергеем Дягилевым, работам Врубеля был отведён целый зал.
  В том же году художника перевезли в Петербург, в известную лечебницу доктора Бари. Чтобы быть ближе к мужу, Надежда Ивановна поступила на службу в Мариинский театр. Врубель стремительно терял зрение, и это положило конец его художественной карьере. Теперь только музыка могла скрасить жизнь мастера: жена ежедневно приходила в клинику и, не скрывая слез, исполняла фрагменты из его любимых оперных партий...
   В клинике Врубель провёл  пять долгих и  мучительных лет. Душевная  болезнь и слепота полностью поглотила. А для художника это было равносильно смерти. И
то привело к печальному концу.  1 апреля 1910 года Врубель умер. Он убил себя сознательно, открыв в сильный мороз окно. Простуда осложнилась воспалением лёгких, которое перешло в скоротечную чахотку, повлекшую летальный исход.   
  Похороны художника состоялись 3 апреля на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге. Из академической церкви к последнему приюту мастера гроб с его телом несли студенты Академии художеств. Церемонию прощания открыл поэт Александр Блок... Современникам запомнилась его вдохновенная и горькая речь,
   Надежда Ивановна ненадолго пережила мужа: вечером 20 июля 1913 года она исполнила с  особенным подъёмом три романса и после концерта скончалась.
 
Где есть Добро, где Зло? Ангел или Демон?

Где есть Добро, где Зло?
...И чёрное на белом -
Всего одно пятно
В одежде королевы...
(стихи автора)
  С Россией связано  самое скандальное выступление Отеро, "Королевы Парижа". В  кафе "Куба" в Санкт-Петербурге группа офицеров собралась на  ужин, чтобы отпраздновать коронацию   Николая II. (14)
- А теперь десерт! - воскликнул Мясоедов,  гвардейский полковник, один из организаторов встречи. - Но прежде следует завязать глаза. (15)
  Рядом с каждым прибором  лежала чёрная лента.
- Что за странности? - удивлялись одни офицеры.
- От вас можно ожидать и не такое! - смеялись другие, их было меньшинство.
  Но все безоговорочно завязали глаза. Полковник  Мясоедов  тоже повязал себе глаза. 
 Потух "русский свет". (16) Потом вспыхнул снова. Перед зрителями появились шесть полуобнаженных мужчин  в набедренных повязках. Они несли на мускулистых плечах  огромное серебряное блюдо, на котором восседала  прекрасная женщина с иссиня-чёрными волосами, едва прикрытая прозрачной тканью. 
Офицеры успели снять повязки и смотрели в изумлении.
- О нимфа! - выдохнул каждый.
 Зазвучала более нежная музыка. Белла Отеро, а это была она, потянулась, будто пробудившись от долгого сна. Руки с кольцами плавно поднялись и опустились вниз. Прекрасная Белла  сошла с блюда, при этом браслеты на ногах зазвенели. Двигаясь в такт музыке, она стала приближаться к большим напольным подсвечникам, освещавшим зал.
  Все восхищённо наблюдали за магическим танцем. Самый молодой из офицеров попытался прикрыть Отеро плащом, чтобы уберечь от пламени свечи, но Каролина отстранила его со словами:
- Пламя не сжигает Отеро.
"Даже в самой чистой и светлой душе живёт демон. Крохотный, незаметный, безобидный, он ждёт своего часа. Ждёт удобного момента, чтобы сожрать сияющий свет и исторгнуть из себя мрак, который поглотит все и вся"
 (Вероника Иванова "Вернуться и вернуть")
   После того как в возрасте 45 лет Каролина Отеро ушла со сцены, она переехала в Ниццу, где жила до глубокой старости. До самой смерти  казино выплачивало ей  небольшое пособие в качестве компенсации за проигранные миллионы.
   Портрет Каролины Отеро во всю стену украшает один из залов казино Монако.
В женщине любой -
Ангел и Демон.
В каждой - любовь,
Есть и  измены.
Милое личико,
Острые скулы,
Хищным оскалом
Вмиг промелькнуло.
...Лучше вы женщину,
Даже не злите!
Ангела в ней поберегите...
(стихи автора)
  Последняя фотография, на которой  изображена 95-летняя Отеро, служит напоминанием, как скоротечны молодость, красота, слава и богатство и как долго может продлиться старость. (17)
Как скоротечны молодость и слава,
Как долго может длиться старость...
Уйдёт и слава, утечёт богатство,
Не будет в жизни никаких препятствий.
Возможно будет всё равно...Подумай, стоит
Расстраиваться, что не  живёшь в неволе...
(стихи автора)
"Человек, которому от рождения дана свободная воля, гораздо сильнее демонов или ангелов, потому что демоны способны лишь бунтовать, а ангелы способны лишь повиноваться"
(Карлос Аугусто Алвес Сантана)
 
(1) Иванкина Галина © 2012.
"Жизнь куртизанок:ЛИАН ДЕ ПУЖИ,КАРОЛИНЫ ОТЕРО по прозвищу BELLA И ЛИНЫ КАВАЛЬЕРИ"
(2) Белла Отеро – Королева Парижа с сайта: nimphetka.ru
(3) Михаил Александрович Врубель  (1856-1910) - русский художник конца XIX начала XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.
Читайте: "Тринадцать демонов Врубеля"
(4) Биография Михаила Врубеля
(5) Константин Алексеевич Коровин (1861-1939) - русский живописец, театральный художник, педагог и писатель
(6) Валерьян Александрович Панаев (1824 -1899) -  российский инженер-путеец, один из родоначальников отечественной инженерно-технической школы, строитель Николаевской железной дороги, литератор. В Санкт-Петербурге на Адмиралтейской набережной (дом № 4) в 1887 году на приобретённом им в 1874 году участке построил  пятиэтажное здание (архитектор А. И. Ковшеров). Внутри  находился  ресторан и театральный зал с четырьмя ярусами лож. Здесь вскоре разместился зимний театр, более известный под названием "Панаевский театр".  Панаев вложил  значительную часть состояния, в процессе затянувшегося строительства  разорился.  Здание театра почти сразу перешло в другие руки, но так и сохранило  имя первоначального владельца.
  Панаевский театр открылся 4 января 1887 году  и существовал до 22 сентября 1917 года.
 В 1914 году  в первые же дни войны здание Панаевского театра было реквизировано военным ведомством под главную военно-полевую почтовую контору. Зрительный зал был занят рассылочным отделением, а в разгороженных ложах размещались на ночлег солдаты почтовой команды. Расположились там и служащие почтового ведомства. Не назвавший себя очевидец рассказывал корреспонденту после пожара:
  „Чиновники, какие без семьи, чтоб не платить 40 - 50 рублей за комнату, устраивались в ложах. Рогожей обтянут ложу, совсем как отдельный номер в гостинице. Жили так до глубокой осени, до хороших заморозков“.
  22 сентября 1917 года дом сгорел, о чем сообщила газета "Санкт-Петербургские ведомости":
"В ночь на 22 сентября 1917 г. в самом центре Петрограда - на набережной Невы между Зимним дворцом и Адмиралтейством - полыхало багровое зарево, над огромным пылающим зданием поднимались языки пламени и клубился чёрный дым. … Горело здание Панаевского театра. Находилось оно на участке № 4 по Адмиралтейской набережной. … В зрительном зале и произошло возгорание. В 2 часа 45 минут ночи раздались крики: "Пожар, спасайтесь!" К этому моменту весь зрительный зал был уже заполнен дымом. Горючий материал был в изобилии: горы фанерных посылочных ящиков на сцене, деревянные перегородки в зрительном зале и в ложах. Через несколько минут весь театр был объят пламенем. Несмотря на железную перегородку, отделявшую зрительный зал от сцены, огонь быстро проник и за кулисы. Дежурные бросились к телефонам, но телефоны молчали. В течение примерно 20 минут пытались связаться с телефонной станцией, но это так и не удалось - телефонистки спали.
  … На пепелище грудой валялись залитые водой ящики, белье и тёплая одежда, остатки размоченных сухарей и баранок из предназначавшихся для фронта посылок. Часть пакетов с деньгами полевой почты была спасена во время пожара случайными прохожими и затем перевезена на почтамт.
 … Погорельцев приютили у себя начальство Адмиралтейства и жильцы соседних домов. Около 60 погорельцев по личному распоряжению А. Ф. Керенского были размещены в Зимнем дворце. Здесь была тогда резиденция Временного правительства, и премьер-министр мог сам наблюдать за ночным пожаром с дворцового балкона. При осмотре оказалось, что сгоревшее здание изначально было построено недостаточно качественно, и это могло при неблагоприятных условиях привести театр к обвалу даже без пожара. Официальная формулировка комиссии была очень деликатной - указывалось, что постройка велась "экономично". Неофициально делались гораздо менее лицеприятные высказывания. Известный критик и театрал со стажем Н. Россовский напоминал на газетных страницах, как коллеги-архитекторы сразу же утверждали, что Панаев "выстроил театр из мусора":
"Стены были только облицованы кирпичом, а в середине была утрамбована известка вместе со всякой дрянью".
 Неустойчивость стен была замечена еще лет за 5 - 7 до пожара, но тогда ограничились "кое-какими поправками"
(7) Надежда Ивановна Забела-Врубель (1868- 1913) - русская певица, сопрано, жена и муза М. А. Врубеля.  Забела училась  в Париже у Матильды Маркези. Пела в  1895-1896 гг.  в Санкт-Петербурге, в 1896 -1897 гг. -  в Харькове. В 1897-1904 гг.  была первым сопрано в московской Частной опере Саввы Мамонтова, а в 1904-1911гг.  – солистка Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
 читайте: "Тема "Демона" в творчестве М.А. Врубеля и М.Ю. Лермонтова"
(8)   Татьяна Спиридоновна Любатович  1859-1932 - русская оперная певица (меццо-сопрано и контральто) и вокальный педагог
Александр Валентинович Амфитеатров (1862 - 1938) - популярный русский журналист, фельетонист, прозаик, литературный и театральный критик, драматург
(9) Николай Николаевич Ге (1831-1894) - русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен.
(10) Надежда Забела-Врубель
(11) "Философия жизни" познавательный журнал Январь 14, 2012"Михаил Врубель"
Биография Врубеля
(12) смотрите иллюстрации на  сайте: http://vrubel-lermontov.ru/vrubel-demon.php
(13)Михаил  Александрович  Врубель  (1856-1910) Демон поверженный
(14) Николай II (1868-1918) - русский царь, император, коронован 14 (26) мая 1898 года, расстрелян вместе с семьёй.  Отеро была юношеским увлечением русского императора, она приезжала в Россию на гастроли когда ещё Николай не был коронован.
(15) Мясоедов Сергей Николаевич (1865-1915) - полковник русской армии, с 1892 года на службе в Отдельном корпусе жандармов. В 1907 году уволился со службы, в 1911 году восстановлен и переведён в Военное ведомство. В 1912 году сам Гучков обвинил Мясоедова в шпионаже. Расследование ничего не доказало. В начале I  Мировой войны - переводчик в 10 армии. В феврале 1915 г. вновь обвинения теперь уже не только в шпионаже, но и мародёрстве. Несмотря на слабую доказательную базу повешен.
(16) "Русский свет" - электрическое освещение Яблочкова, с 70-х годов XIX века в  общественных зданиях многих столиц мира
(17)  читайте книгу Кармен Посадос "Прекрасная Отеро"


Рецензии