Яхты Рихарда Сагритса

      

       Летом 2015 года мы двигались на автомобиле по России в сторону эстонского Азери.  Пройдя все пограничные испытания, пересекли российско-эстонскую границу и отъехав на несколько сот метров от всех полагающихся в таком месте барьеров, шлагбаумов, должностных лиц и стражников, остановились на обочине дороги: гора упала с плеч, мы улыбались, мы были счастливы. Эстонская земля заключила нас в свои объятия. Было прохладно и влажно. После пересечения границы в воздухе и вообще в атмосфере произошли какие-то важные изменения: мы попали в компетенцию духа другой нации и он сразу же нам сообщил об этом. 
Так начинался наш полет над Эстонией. Автомобиль двигался плавно и почти бесшумно: полная иллюзия полета над землею. Во внедорожнике сидишь высоко над поверхностью дороги. Дороги - не автобаны, но хорошие, автомобилей мало. Все едут со скоростью  разрешенной на данном участке, дороги - 1-2 полосы, поэтому не разгонишься. 90 километров - приятная скорость для езды по таким местам: успеваешь по сторонам смотреть. Вокруг леса, вдали от дороги среди деревьев хутора, поляны, зеленые подстриженные лужайки, обработанные поля. Земли, заросшей бурьяном не увидишь: красивая ухоженная земля.
Ландшафты и картины, ласкающие глаз. И воздух: вся Эстония продувается морским ветром с  Балтики - дар божий! Все так, как я люблю. А главное - за всю дорогу ни одной многоэтажки! Каких-то производственных зданий и труб тоже не было видно. Где-то они конечно были, но нам на пути не попадались. Ничто не загораживало и не пачкало небо, везде оно занимало свою законную половину ландшафта и наполняло душу своей первозданной чистотой. Для жителей мегаполиса, где небо всегда закрыто высокими домами - это было завораживающее зрелище!. Взгляд не упирался в стены домов, а уходил в бесконечность неба. Как же я люблю эту бескрайность!   Вот тут и зародилось это наивное чувство чистоты и свободы, о котором я писал в очерке об Азери. И поскольку оно было первым, я думаю, оно было правильным и отражающим сущность этой страны…

Потом мы много ездили по ближайшим к Азери городам и поселкам и однажды попали в Карепа. Когда мы туда ехали, навигатор показывал нам все повороты и развороты, дорога постепенно сужалась, лес вокруг становился все гуще и мрачнее, как будто мы ехали через тайгу. Настоящая эстонская глухомань и таких мест там довольно много: такая просторная и малонаселенная страна. Уже смеркалось и от вечернего сумрака и наступавшего на дорогу леса стало немножко тревожно на душе. Скоро и асфальт закончился и мы выехали на маленькую стоянку метрах в 50-ти от устья маленькой реки с довольно сильным течением, делавшей последний поворот и впадавшей в море. Место было безлюдным: на стоянке, кроме нас были еще две или три машины. За деревьями просматривался уютный одноэтажный дом, похожий на отель. Потом я узнал, что это дом-музей известного эстонского художника советского времени Рихарда Сагритса. Сын рыбака, выросший на берегу моря и выучившийся на художника, известный по своим выставкам в Европе и ставший на последнем этапе своего творчества очень хорошим пейзажистом, заслуженный деятель искусств ЭССР.  Довольно рано умер, когда ему было всего 58 лет (в 1968 году). Оказалось, что это была неслучайная поездка и встреча. Я - фаталист и верю в случай. Во всем есть свой скрытый смысл и указание пути… 
Но сначала о месте, куда мы попали и где открыли Р. Сагритса. Оно было чрезвычайно живописным. Справа и слева от устья реки   простирались пустынные песчаные пляжи Море в этот вечер было очень тихим, волны еле шелестели о песок. Когда мы вышли на берег залива, то увидели, что вся вода в белых пятнах… Это была огромная стая лебедей: такого количества этих красивых птиц я раньше не видел. Они спокойно и плавно двигались по морской глади и паслись в этом месте, иногда они опускали в воду головы, становились вверх хвостами и делались похожими на огромные белые поплавки. Плавали они в отдалении от берега, где было уже достаточно глубоко и было непонятно, что они там в глубине выискивают. Песок в прибое был весь усеян мокрыми лебедиными перьями.  Сагритс выбрал прекрасное место для своего дома и творчества. Эстонская земля в очередной раз поразила нас своей красотой…
Потом, когда я стал искать работы Сагритса, мне попался один довольно странный пейзаж его кисти «Яхт-клуб в Пирито». Пейзаж был написан в 1952 году. Да, там яхты, река Пирита, на другой стороне реки какие-то строения, но на заднем плане далеко на берегу залива безобразно дымили трубы какого-то завода, похожие на трубы Азериского керамического завода… Раньше под Таллином тоже был такой завод. Может быть на пейзаже это он был изображен. Сейчас это место после олимпийской парусной регаты 1980 года сильно изменилось: я был там летом: трубы в Пирита на горизонте уже не дымят.  Не знаю, что хотел сказать художник, включив в пейзаж эти дымящие трубы, но меня они заставили изменить взгляд на все произошедшее с Азериским керамическим заводом.
Экономика, народнохозяйственные планы в советское время и интересы бизнеса сейчас, создание новых рабочих мест всегда шли и будут идти вразрез с экологией территорий, где создаются эти производства и рабочие места. Создание экологически чистых производств, отвечающих требованиям европейских стандартов требует очень больших затрат, поэтому современные корпорации строят свои заводы  в Китае…  В советские времена экологией тоже особенно не заморачивались, поэтому сердобольный
        Н.Н. Федюкин так старался всячески помочь людям, отдававшим свои силы и здоровье для того чтобы дать стране крайне необходимый кирпич и дренажные керамические трубы. Но времена меняются, меняются политические ориентиры. Да, страдают люди, теряющие работу и вынужденные в поисках заработка покидать насиженные уютные места. 
      
       Нам трудно судить о том, насколько эти жертвы оправданы, мы можем только надеяться на то, что в них есть какой-то неведомый нам смысл. Но сама Земля - главная загадка вселенной, наверное, после ликвидации уродливых промышленных наростов на своей поверхности начинает в таких местах дышать свободнее… Хочется думать, что и люди, пережившие эту метаморфозу в эстонском Азери смогут услышать это дыхание и изменить свою жизнь к лучшему...


Рецензии