Страны и города. Глава 1

 ОТЕЦ, ФРАНЦИЯ.
     Брошенный в  Стамбуле товарищем, с которым познакомился ещё в детстве, отец был подобран матросами французского торгового судна и доставлен в Марсель.  Всей операцией руководил весельчак  и выдумщик Пьер. Он препроводил отца в трюм попросил сидеть, как мышь-mysi, что вскоре переросло в новое имя Мichel (Мишель). Пьер  и обучил отца основам французского языка ко времени возвращения во Францию, сунул на прощание несколько франков и познакомил с наёмщиком портовых рабочих для разгрузки судов.
     Так отец стал докером, Среди мощных увальней он казался малышом и получил соответственное прозвище Рetit- Малыш. Когда пришла пора получить документы, на вид жительства, сопровождавший его Пьер же, подсказал новую фамилию клерку - Малый с именем, Мишель… Таким он утвердился, потеряв настоящую, Резвый и имя Яков, расшифровать которую французы не могли.  Хотя отец старался, жестикулировал. 
     Он просчитал, что тяжелая работа может подорвать здоровье и, подучив французский начал поиски другой.  В послевоенной Франции шел бум строительства, и он устроился на работу в строительную фирму, где оплата шла по сдельному тарифу. Он проработал год и освоил специальности штукатура, наклейки обоев и даже помогал мастеру, проверяя расчёты и правильность вычисления объемов работ. У него появился и небольшой счёт в банке. 
     В один из дней на стройке появился парень из России, который день и ночь мечтал о Париже. Его звали Иван, он уже два года не мог осуществить свою мечту, не умел ни читать, ни писать даже на родном русском языке. С трудом заучивал самые ходовые французские слова, коверкая их так, что французы или смеялись, или молча, шагали дальше. Он превратился в наказание для отца, но прилип к нему, ибо и в кафе-бистро и в магазинах его надували беспощадно. С отцом ему стало легче, появился небольшой резерв. Выучив  Ивана написанию начальных букв, Отец повёл его в банк и помог оформить счёт в банке.

     Иван, узнав, что отец любит музыку, в качестве подарка купил ему гитару.  По вечерам они отправлялись в сквер, где отец исполнял украинские и русские народные песни, французы нередко останавливались послушать певца, а один парижанин, по окончании песни, снял свой берет и обратился к французам с призывом сброситься для       замечательного певца и многие согласились. Отец оказался владельцем нескольких десятков франков, которых хватило на ужин с Иваном.
В доме типа наших общежитий для работников-одиночек у них подобралась компания из двух русских и двух украинцев.  После работы излюбленным местом отдыха стал Булонский лес, куда отправлялись с гитарой. Однажды они распевали песни, а подошедшая дама, достав купюру, нахмурилась и спросила,- а где же касса?
Иван не понял вопроса, но сработала интуиция, он сорвал с себя шляпу и, раздвинув компаньонов, поставил на скамью.
Когда дама, покачав головой, положила купюру, он даже поблагодарил.
-Mersi, Madam.
     Иногда они принимали участие в митингах в защиту политических заключённых и вместе со всеми скандировали amnistied-амнистий! Отец, почему то говорил мне «амнистик».  Но даже и на митинг брал гитару и выучил несколько аккордов Марсельезы, чем вызывал восторг парижан.
Однажды подвыпивший Иван, спросил отца, может ли он написать письмо сестре. На Урал в Свердловск (Екатеринбург). Отец ответил, что смотря какое, так как заграничные письма наверняка контролируются цензурой и что платить за его отправку должен Иван. Тот соглас,ился и  продиктовал небольшое письмо, на адрес врача Георгия Ратнера, у которого и, до его отъезда, сестра работала служанкой.  Так началась переписка с моей будущей мамой и продолжалась она до 1927 года.
 В !925 году к власти во Франции пришло правительство Эдуарда Эррио. Писатель-историк,  он был лидером левого крыла партии радикал социалистов. Его реформы, по повышению жизненного уровня рабочего класса, привели к тому, что крупные промышленники объявили бойкот правительству и локаут на предприятиях. Были уволены сотни тысяч рабочих и в первую очередь иностранных. Профсоюзы, стремясь сохранить лицо, заняли позицию правительства и пригрозили  всеобщей забастовкой, были достигнуты некоторые уступки, но отец продолжал оставаться безработным. Один раз он с небольшой группой от профсоюза был принят строительным магнатом.
На вопрос, почему вы уволили рабочих и лишили их права на работу, ответом было. «А меня лишили права прибыли, я не могу работать в убыток. Вот пусть Эррио и даёт вам работу согласно конституции третьей республики». Мы и без того строили коммунальное жильё почти без дохода.

     Сбережения таяли, редко перепадали небольшие заработки, и отец решил вернуться в Марсель. В порту всегда требовались докеры. Но и там, на большее мест не имелось. Он вспомнил о последнем письме, где Антонина писала брату, что в Екатеринбурге начиналось большое строительство по восстановлению разрушенного гражданской войной города, а к этому времени Эррио первым свернул блокаду против СССР и восстановил дипломатические отношения.  СССР приглашал возвращаться, вынужденных эмигрантов на родину, обещая работу всем кроме тех, кто запятнал себя многочисленными преступлениями против рабочих и крестьян. 
     Отец попробовал устроиться матросом на суда, уходящие в Советский Союз, но там понимали, что эта рабочая сила только  до России. Слишком   много было желающих вернуться. Когда он скопил денег на поезд, питание и для небольшого резерва,  он решился и приобрёл билет до Одессы.


Рецензии
Всё хорошо, интересно, только: -MerCi, Madam (= Merci).
Удач и успехов! :)

Сергей Лузан   09.07.2017 10:41     Заявить о нарушении
И что? Он тоже повинен в том, что произошло на Украине! Нет? Но причём эдесь на стихире и он, и его дорчь?

Владимир Малых 2   09.07.2017 19:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.