Актриса Анна Каменкова

         В  советские времена дети много снимались в кино. В том числе и на "детской и юношеской" киностудии имени Горького. Не все, понятно, из маленьких актёров и актрис стали потом "звёздами" кино или просто киноактёрами взрослого кино. Возможно, это - правильно. Не у всех обнаруживался талант при первых киносъёмках. Но то, что большинство детей, как говорят, родилось специально для кино, я убедился, изучая биографию актрисы Анны Каменковой.

         Родилась она 27 апреля 1953 года в Москве в семье учителей русского языка и литературы. На съёмочную площадку фильма "Девочка ищет отца" попала совершено случайно. 1959-й  год. Аня со своей группой детского садика гуляла на улице. К ним подошли киноработники и попросили детишек почитать стихи. Те читали. Но вдруг вперёд выходит одна маленькая девочка и командирским голосом произносит: "А теперь послушайте меня!". Послушали и поняли: вот она, девочка Лена, которая "ищет отца". И не ошиблись: шестилетняя "актриса" сыграла  главную роль не хуже старшего по возрасту мальчика, а тем более - взрослых.

        С самого начала фильма создаётся впечатление, что мы смотрим документальный фильм. Так естественно "девочка" плакала у тела погибшей "мамы". Мне только интересно, настоящая мама Ани, наверное, рядом находилась, что она чувствовала?

       Не знаю, есть ли ещё такие советские киноактрисы, которые бы в семилетнем возрасте (1960 год) получали на международном кинофестивале (Аргентина) награду за лучшую детскую роль? Аня получила.

       Кто знает, если бы не запрет родителей на дальнейшие киносъёмки уже дочери-первоклассницы, возможно, мы увидели бы ещё не одну, блестяще сыгранную детскую роль в кино, Ани Каменковой. Хотя папу и маму понять не трудно: школа - это не детский садик. Учиться и сниматься в кино - тяжеловато. Особенно в таком возрасте. Дочка, послушав старших, забыла о кино до ... двадцати трёх лет: в 1976 году вышел фильм с её участием "Весенний призыв". Увы! Повторить свой "оглушительный" успех семнадцатилетней давности  не смогла: сказалось потерянное время. Не по её вине.

       К тому же, не исключено, на дальнейшее творчество наложила "отпечаток" смерть мамы. Ане исполнилось тогда только девять лет. Воспитывать её папе помогала родная тётя Оля.

       Поскольку родители-учителя "любили" русский язык и литературу", то разрешили дочке посещать кружок во Дворце пионеров. Только, разумеется, не драматический, а художественного слова. Читать хорошо стихи она умела. Доказательство - тот случай в группе детского садика.

       Окончив  среднюю школу, Анна Семёновна без проблем поступила в 1970 году в Театральное училище имени Щепкина, а после него - в труппу театра на Малой Бронной, где работала до начала "Лихих 1990-х" (1992 год). Я насчитал в её списке сыгранных в театре ролей двадцать три спектакля. Каждый из них, надо понимать, шёл не один раз. Из них мне "бросилась в глаза" роль "Матери Иисуса". На такую роль всех подряд не утверждают.

        В кино, как сказано выше, Каменкова продолжила сниматься уже дипломированной актрисой в 1976 году. Кроме "Весеннего призыва" она в том же году исполнила роль пионервожатой в "Лесных качелях". Далее зрители увидели её в фильмах "Молодая жена" (Мария), "Такая короткая длинная жизнь" (Женя), фильм второй из серии "Государственная граница" (Галя), "Рассказы о любви" (Иловайская), "Поздняя любовь" (Людмила), "Визит к Минотавру" (Лена) и другие.  В девяностые годы прошлого века продолжала в кино сниматься, но реже.

        Что касается 2000-х годов, то я нашёл в списке только кинофильм "Лавина" (2001 год), где актриса сыграла роль Ирины. Надо думать, причиной этого является разносторонний талант Анны Каменковой.

        Когда ранее я несколько раз смотрел знаменитый фильм "Ромео и Джульетта" (1968  выпуска), то не знал, чьим голосом в советском прокате говорила очаровательная Джульетта. Оказалось,  он принадлежал не менее очаровательной студентке Каменковой. Точно такое же было моё удивление, когда я узнал, что голосом Анны говорила и "Анжелика" в исполнении Мишель Мерсье.

       Для нас,  зрителей, кинофильм и телефильм - это одно и тоже. Но это для нас. Потому я и не нашёл в списке киноролей Каменковой за 2000-е годы, кроме одной, вышеуказанной, что остальные  отмечены в списке телевизионных ролей. Там она сыграла в двенадцати фильмах. Последний  значится 2007 годом.

       Кроме этого Анна с 1975 по 2007 год  принимала участие в тридцати семи радиоспектаклях. В том числе в "Сердце Бонивура" по Нигишкину, "Олесе" по Куприну, "Отцы и дети" по Тургеневу", "Метели" по Пушкину. Лично мне хорошо запомнилась "Метель". Потому, что "Пушкин - это Пушкин".

       Не знаю, любит ли Анна смотреть часто фильм "своего детства", но "Девочка ищет отца", безусловно, при просмотре будет возвращать её в своё далёкое детство. Появляется возможность посмотреть не только на себя шестилетнюю, но и услышать свой "детский голосок". Не каждому так везёт. В большинстве своём мы смотрим только на себя на фото. Немое фото. При этом я, само собой разумеется, имею ввиду своё поколение, когда мы не знали ни компьютеров, ни мобильных телефонов со встроенными камерами. Сейчас - это не вопрос.

08.07.2017 г.

Фото из Интернета


Рецензии
Игра Анны Каменковой отличается душевностью, сердечной теплотой, искренностью,
глубиной раскрытия образов. Прекрасная русская актриса! Психологизм - особенность
русского искусства. И Анна Каменкова в своём творчестве верна этой традиции.
Спасибо, уважаемый Пётр, за очерк! Биография и творческий путь Анны Семёновны
освещены подробно и интересно. Жму зелёную кнопку.

Рудская Раиса Терентьевна   09.10.2017 04:02     Заявить о нарушении
Спасибо!!!!!!!!!!!!!!!

Петр Панасейко   09.10.2017 07:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.