Ещё раз о белогвардейцах
Первое. «Войска были плохо обеспечены снабжением и деньгами. Отсюда – стихийное стремление к самоснабжению, и использованию военной добычи. … Военная добыча стала для некоторых снизу одним из двигателей, для других сверху – одним из демагогических способов привести в движение иногда инертную колеблющуюся массу. Представители юго-восточного союза казачьих войск в числе условий помощи, предложенной временному правительству, включили оставление за казаками всей «военной добычи»(!), которая будет взята в предстоящей междоусобной войне… За гранью, где кончается «военная добыча» и «реквизиция», открывается мрачная бездна морального падения – насилия и грабежа».
Второе. Деникин пишет: «С большими трудностями проходил другой важный вопрос – аграрный». Он говорит, какая борьба велась, чтобы решить вопрос о земле, о распределении наделов. «А тем временем за войсками следовали владельцы имений, не раз насильно восстанавливавшие, иногда при поддержке воинских команд, свои имущественные права, сводя личные счёты и мстя». Примерно то же самое происходило и в Сибири. Поэтому в Сибири развернулась партизанская борьба. Даже в кинофильме «Адмирал» показали это. А в туристической поездке по Енисею, Иртышу и Оби нам местные жители рассказывали о бесчинствах колчаковцев. Военнопленных топили баржами. В некоторых местах поставлены им памятники. Были случаи мародёрства и в Красной армии, но за это строго карали, вплоть до смертной казни. Так что нельзя сравнивать отдельные случаи мародёрства и террора и политику Белого движения. Во многом поэтому большинство народа поддерживало большевиков».
В конце своей статьи автор вновь возвращается к обозначенному выше вопросу: «Нельзя сравнивать отдельные случаи с политикой. Помните сцену из кинофильма «Чапаев», когда крестьянин говорит: «Белые придут – грабят, красные – тоже грабят…» Но красных за это строго наказывали, а у белых, особенно у казаков, это было нормой».
Свидетельство о публикации №217070901013