Человеческая душа потёмки
Почему бы не возродить мою рощу? Она снова станет «нашей», посадить новые бере-зы и другие деревья, превратить ее в парк для отдыха, а не для «пикников». Боюсь, если это не сделать, то на этом месте вскоре появятся особняки наших (чужих) нуворишей. Наша (родная) власть с готовностью продаст эти несколько гектаров земли, а, может быть, отдаст в качестве вознаграждения за «добросовестный многолетний труд» своим людям. «Как не порадеть род-ному (нужному) человечку!» Конечно, за мзду - это жизненное кредо любого чиновника.
Так кто же возьмется за этот тяжкий, неблагодарный труд, связанный с беготнёй, просьбами и унижением? Но те, кто танцевал здесь, строил волейбольную площадку (Слава Никитин), пел песни о «заречной улице» (Валя Дашковский), обнимал свою «березку» (Воло-дя Логинов), приносил в рощу каждый вечер скрипучий проигрыватель и пластинки (Петя Покровский), следил за порядком (Ваня Слюсарев) уже никогда не придут в рощу. «Иных уж нет, а те далече…». Я остался один. Эта сумасбродная мысль уже много лет не дает мне по-коя.
…Ромашка подбежал ко мне и протянул пластиковую бутылку из-под пива (опять эта пресловутая бутылка!). Весеннего настроения как не бывало. Это уже не поэзия, друзья! Это наша реальность, повседневная действительность. И я молю бога, чтобы эта бутылка была первой и последней в его руках.
Мы подошли к куче мусора у кострища (после «пикника») и бросили бутылку. Роман снова убежал на лужайку, моментально, наверное, забыв об этой куче человеческих отбросов. Как хочется, что этот маленький человек никогда больше не видел подобные кучи на Земле. Но я вижу её каждый день, катаясь на лыжах в роще, когда прихожу туда, чтобы насладиться минутами сладкой тоски по ушедшей юности, вижу, как она становится все выше и выше. Да что говорить: каждый житель нашего городка видит мусор в придорожных канавах и улицах своего города. Даже зимой снег не может скрыть «с глаз долой» отходы нашей цивилизации, расщепившей атом и создавшей искусственный интеллект. Видимо, наша цивилизация еще не достигла такого уровня в своем развитии, а мозг человека настолько «засорен» мыслями о вы-живании, что не способен избавиться от отбросов своей «творческой» деятельности. Мозг че-ловека сейчас обременён совсем другим заботами: как создать искусственный интеллект, ис-кусственный «мозг», чтобы он работал вместо его природного биологического. И сбудется мечта Маниловых и Обломовых, и иже с ними. Хотя я думаю, что скоро появится и искус-ственный человек, мыслительный механизм которого будет создан из подобного «мусора». Однако через некоторое время такой «человек» сгниет от ржавчины, как мой автомобиль, и его выбросят на свалку. Слава богу, я не доживу до этого. Не кажется ли вам, друзья, что Все-вышний «создавал» человека таким же образом из материального сырья (не хочу говорить: из такого же «мусора»). Можно создать искусственный интеллект, но как создать искусственную «душу», которая не поддается никакому словесному определению. Поистине, душа - это бо-жественное начало в человеке?
Мы пришли с внуком домой, веселые, румяные, с волчьим аппетитом. Конечно, Ро-машка забыл об этой бутылке. Но я не забыл: уже много лет я натыкаюсь на брошенные бу-тылки в роще и хожу мимо этой кучи мусора, которая, кажется, становится уже выше… Эве-реста.
«Кто виноват?», «Что делать?» - задаю себе эти извечные вопросы русского интелли-гента, вернее, русского человека. Эту идею я обмозговал и «увековечил» на бумаге (думаю, что эти записки когда-нибудь найдут историки). Наконец я «созрел» и решил «достучаться» до властей. Эта мысль меня вдохновила на этот «подвиг» и несколько дней я летал словно на крыльях.
А ведь так просто, дорогой друг, «власть употребить», которую мы выбираем, «сажа-ем» себе на шею, а её представителей кормим и поим (порой сладко и до пьяна), убрать эти кучи мусора и на их месте посадить деревья.
И вот я в кабинете такого представителя, главы администрации нашего городка, быв-шего города, а теперь городского поселения (прошу не путать с поселением ссыльных в ста-линских лагерях на Колыме). Мелькнула, как молния, мысль: может когда-нибудь потомки назовут его именем нашу возрожденную березовую рощу, ставшей Парком культуры и отды-ха. Что ж, надо подумать!
Меня встретил лучезарной улыбкой (его только недавно избрали на этот пост, хотя уже отчитался о своей работе на четырех полосах местной газеты) довольно молодой человек в цивильном костюме средней руки бизнесмена. Хотя я ворвался в кабинет без очереди, без записи (к нашим «властным» руководителям надо записываться в очередь за несколько дней).
«Я вас слушаю», - сказал он, не вставая протянул руку, как и полагается государ-ственному человеку при исполнении. Я подробно описал бедственное состояние рощи, изло-жил своё предложение о возрождении рощи и создание на ее основе (месте) парка. Предложил свои услуги в качестве директора, сторожа, смотрителя, дворника (на общественных началах), но с официальным статусом.
Персидский поэт и мыслитель Саади говорил: «Если ты идешь с хромым, то подни-май ногу, чтобы его хромота не была так заметна. Если споришь, беседуешь с дураком, сдер-живай себя (свой язык), чтобы не была заметна его глупость». И я всегда придерживаюсь этой заповеди мудрого человека. Наш разговор с «головой» города закончился на оптимистических тонах. Будем надеяться. Ждем-с, мой друг! Нам не привыкать: мы ждём всю жизнь.
Ждали целый год. «Голова» не сдержал своё слово: он даже не ответил на моё пред-ложение, хотя, по закону, чиновник обязан отвечать на запросы своих избирателей.
И вот я снова (мысленно) в зале ожидания. Прокручиваю в голове предстоящий диа-лог, хотя знаю, что с чиновником трудно найти общий язык. Излагаю суть моего предложения возродить нашу рощу и превратить в парк с волейбольной площадкой или теннисным кортом, беговой дорожкой и беседками. Мой собеседник вроде не возражает, вроде согласен с моими доводами: в нашем городе (не могу называть его поселением) остался единственный зеленый уголок, где можно гулять и «отдыхать» от земных забот. Снова предлагаю свои услуги в каче-стве официального уполномоченного без заработной платы. На лице «головы» гримаса удив-ления.
Понимаю. Спрашиваю: «Конечно, в бюджете города нет денег на эти цели?»
Нет ответа.
«Может быть, следует привлечь спонсоров?» (наш «голова» богатый человек: совла-делец крупнейшего торгового центра в городе).
Молчание (продолжительное).
«Может быть, следует привлечь общественность?
Скрытый зевок и дробь пальцами по столу (время для обдумывания).
«Возродим рощу и назовем вашим именем наш будущий парк!» Конечно, я не сказал ему, но подумал об этом. А как мне хотелось «ударить» по его тщеславию, самым чувстви-тельным струнам души «слуги» народа!
Мы ещё долго говорили о благоустройстве города, о том, что в городе плохие дороги, нет канализации, грязь и мусор на улицах. «Голова» соглашался, качал головой, улыбался. Но ответа на мои конкретные вопросы я не получил, и наш виртуальный диалог закончился. И я ушёл.
Задаю себе (в пустоту) последний вопрос: «Почему у торгового центра «Апрель» (он его совладелец) летом кучи мусора, а зимой кучи снега. В то же время цены, как и эти кучи, «растут не по дням, а по часам». Ответ напрашивается сам собой: хозяин заглядывает в своё заведение, очевидно, только для того, чтобы собрать арендную плату с торговцев?
Кстати, о ценах! Еще в 19 веке, во времена Тургенева и Достоевского, русская чинов-ничья элита и дворянская аристократия выезжали летом в Европу «на воды», буквально окку-пируя все курортные города. И там наступал «ценовой» кризис, как у нас в период разного ро-да санкций. Для местных торговцев и лавочников наступали «золотые времена»: они подни-мали цены до небес. Знают: русские, которые приезжают на «отдых» в Европу со своими ща-ми, слугами и …цыганами, не считают деньги ни в своих карманах, ни в карманах государ-ства и купят, и съедят всё, что им не предложит цивилизованная Европа. А для европейского обывателя наступали не лучшие времена. «Ох, уж эти «русские цены» - ворчали Жаны и Фри-цы, Жизели и Луизы.
Поистине, всё возвращается на круги своя: сейчас русская бизнес-элита, вернее нуво-риши, отправляются на отдых в Старый и Новый свет с икрой, водкой и …девочками.
…На одной из улочек какого-нибудь Баден-Бадена встретились две немецкие бюр-герши. Одна, всплеснув руками и закатив глаза, спрашивает:
«Гретхен, опять у тебя новая шляпка. Где же ты её отхватила? Наверно в Париже? За-видую тебе!»
«И не спрашивай, подруга. Мне только что привезли её из Парижа» (хотя она купле-на в ближайшей лавке), - отвечает другая.
«И сколько стоит?» - выпытывает первая.
«И не говори: уплатила «бешеную» цену, конечно «русскую».
«Ох, уж эти русские! Понаехали тут», - ругаются итальянские, французские, немец-кие и прочие шведские обыватели, выкладывая «русскую цену» за какой-нибудь предмет до-машнего обихода.
С тех пор в бытовом обиходе в европейских странах появилось выражение: «выло-жить русскую цену». Как всегда, виноваты русские.
Кстати, два слова о русских щах, с которыми наряду с водкой, икрой и …медведями тогда ассоциировали Россию в Европе.
У одного забытого писателя есть рассказ о том, как русские «делают бизнес» за гра-ницей. Некий разбогатевший купец из вольноотпущенных крепостных крестьян решил попы-тать счастья за рубежом России. Он отправился в Париж, где открыл магазинчик (по-русски лавку) и стал продавать русские щи в …бутылках. Конечно, он «вылетел в трубу». Но зато смеялась вся Европа и …Россия тоже.
Чем торгуют сейчас, мой друг, русские бизнесмены в Европе? Не щами в бутылках, а нефтью и газом в трубах! И европейцы не смеются, а радуются и требуют: дай больше нефти, газа, древесины, угля, алмазов, железа, водки, икры и …русских мозгов. Посмотрим, как они будут «смеяться», если Россия «закроет свою лавочку» в Европе!? Санкции, однако!
О, времена! О, нравы!
Однако вернёмся к русским чиновником, которые не торгуют щами, а продают свою совесть. «Зачем мой собеседник пришел во власть? - спрашиваю себя. Помню: он был обыкно-венным мальчишкой, который бегал по моей улице в школу, затем через несколько лет стал крупным (по меркам нашего города) бизнесменом, как и его сын (владелец недвижимости). Слышу ответ (из пустоты): может быть эта первая «ступень» для восхождения на «вершину» власти? Но он ведь «слуга народа»? У меня нет ответа.
Но история России богата примерами проявления нашими чиновниками истинного благородства и добродетели, патриотизма и верного «слуги» Отчизны, о которых нам поведал историк, известный бытописатель Москвы в книге «Старая Москва» М. И. Пыляев.
…В 1771 году одну из столиц Российской империи постигло ужасное бедствие: в Москве открылась страшная мировая язва: в город была занесена из Турции чума. Болезнь ко-сила людей тысячами, опустошая целые кварталы. Умерших не успевали даже хоронить: их просто оставляли на улицах.
Обезумевшая чернь поддалась на провокацию: какой-то безумец обвинил во всех бе-дах церковников, и толпа бросилась избивать и убивать служителей церкви, растерзав даже архиепископа Амвросия. В городе вспыхнул бунт, «кровавый и беспощадный». Паника была настолько сильны, что из города бежали главнокомандующий, губернатор и полицмейстер. Императрица Екатерина направила в Москву генерала П. Д. Еропкина с наказом навести по-рядок в городе и локализовать очаги эпидемии. Генерал подавил бунт и наказал зачинщиков, которые учинили грабежи и погромы. Эпидемия пошла на спад. Генерал принял строгие меры по ликвидации очагов болезни.
По усмирении бунта Еропкин послал Екатерине донесение, испрашивая прощение (подумать только!) за кровопролитие. Императрица милостиво отнеслась к генералу и награ-дила его Андреевской лентой через плечо (одна из самых почетных наград), дала 20 тысяч рублей золотом и хотела пожаловать ему 4 тысячи душ крепостных крестьян. Но генерал от-казался, сказав: «Состояние имеем. К чему нам набирать лишнее». Екатерина не удовлетвори-лась этим ответом и сказала ему: «Вы ничего не требуете на угощение Москвы, не задолжали ли вы? Я заплатила бы ваши долги».
Генерал ответил: «Нет, сударыня! Я тяну ножки по одёжке, долгов не имею, и что имею, тем угощаю. Да статочное ли дело: мы будем должать, а ты, государыня, станешь за нас платить долги».
Вот так! Можем ли мы, мой друг, найти таких «слуг государевых» среди наших гу-бернаторов (чиновников). Последний по времени вопиющий по масштабам факт взяточниче-ства и казнокрадства в современной России, который потряс всю страну, случился с губерна-тором Сахалина, имя которого, не сомневаюсь, войдёт в историю российской бюрократии.
Не хлебом единым жив человек! Поистине, человеческая душа - потёмки.
PS
Администрация городского поселения Апрелевка поддержала предложение журнали-ста Б. И. Федорова превратить в городской парк историческое место – березовую рощу на за-падной окраине города. (газета «Основа» за март 2016 года).
Свидетельство о публикации №217070901257