Как я сдавала экзамен по политэкономии

      Политэкономия, необходимый предмет в каждом учебном заведении. Так было во времена, когда я училась. Теперь же –не знаю, преподаётся ли этот предмет. Я училась на вечернем отделении строительного техникума. Это был в будущем городе Качканар  филиал Нижне – Тагильского строительного техникума. Город строился, специалистов не хватало. Народ съехался на Всесоюзную стройку коммунизма будущего города Качканар, а главное для строительства Горно-обогатительного комбината. Ещё при Пётре Первом был открыт рудник железных руд с редким дополнением - ванадий. Этот элемент очень редко встречается в железных рудах. Ванадий придаёт металлу прочность при небольшой толщине листа.

    Народу много, а специалисты редкость. Нужны строители разных профессий. Нужны и рабочие по различным профессиям на комбинат. Дирекция будущего комбината открыла курсы по рабочим профессиям через учебный комбинат.  Трест «Качканаррудстрой» также открыл учебный комбинат, где за год, полгода могли получить специальность каменщики, штукатуры, маляры. Но требуются специалисты более высокого ранга – мастера, прорабы. Вот тут и появился филиал строительного техникума. Здесь получали профессию геодезисты, мастера, прорабы строители. Одним словом – руководители.

   Я, имея специальность учителя, не могла найти работу в школах или хотя бы в детских садах, ибо они ещё только строились. Да и устраивали в первую очередь в школу работать своих жён руководители   комбината и треста «Качканаррудстрой». Долго я ждала своей очереди, да как говорится «кушать хочется». Семья в пять человек, а работник один – муж. Своего ничего нет, зарплата маленькая, так как работа пока на подхвате- все на стройке. Поняла, что в школу вряд ли я попаду. Время идёт, а я теряю уже свою профессию учителя. Нашла работу в пожарной, где я проработала почти семь лет.  Только  это была не моя работа. Да и зарплата маленькая, но выше, чем у учителя начальной школы. Вот и пошла, учиться в строительный техникум.
Так это была пока «присказка, сказка будет впереди».

     Политэкономию ввели, кажется, на четвёртом курсе. Преподавал сам директор филиала Дерябин Константин Кузьмич. Это был добрейший Человек. С ним можно было поговорить и по душам. Он знал почти всех своих студентов. Но, как преподаватель….мягко говоря, не очень.  Речь его была негромкая, медлительная и нудная.  Рассказ вёл как бы на одной ноте. Студенты его уважали, но как только он входил в класс и уже от его спокойной, монотонной речи, хотелось спать. Несмотря на то, что все учащиеся приходили после работы, всё же внимательно слушали и коротко  конспектировали урок, чтобы лучше усвоить предмет. Ведь дома нет времени на то, чтобы как в школе, читать по учебнику. Я так и пользовалась в основном конспектом, тем более, что не возбранялось заглядывать в свой конспект при ответе. Так было у всех преподавателей, кроме преподавателя по политэкономии. От его монотонного голоса, как от колыбельной, засыпал почти весь класс.

     Я сидела в левом ряду за первым столом. Как раз наискосок от преподавателя. Мне удобно было, прикрыв правой рукой глаза, а левой водить ручкой, как будто записываю. Через несколько фраз учителя полкласса боролось  со сном, вторая половина уже спала. И вот однажды я услышала возмущённый голос преподавателя:
-Вы что спать сюда пришли?
Я сквозь пальцы посмотрела в сторону преподавателя. Нет! Не на меня был обращён его взор. Фу! Слава Богу, пронесло!
-Встаньте и покиньте класс!!!- эти слова были обращены к Сумину Саше. Саша работал на самой главной стройке комбината: строительстве корпусов. А там дремать некогда, так как шла закладка бетонных фундаментов под стены корпуса и одновременно под оборудование. Уральская зима порой под тридцать, а то и ниже температура. Бетон после закладки необходимо укрыть, чтобы он набрал прочность и ни в коем случае не промёрз. Кураторы за закладкой бетона в фундаменты держали контроль, что называется, денно и нощно. А у Саши в это время жена молодая родила. Какие –то там проблемы со здоровьем: толи с ребёнком было что – то не так или с женой. У Саши были большие семейные проблемы, ответственная работа по сменам…

     Что ж, Саша взял свои учебники. Встал, сказал спасибо и вышел. Нам после такой сцены было уже не до сна. Боролись так, что под веки хоть подставки какие –то надо было. Я же была старостой в классе. На переменке пошла к Константину Кузьмичу и объяснила, в какой ситуации Саша сейчас находится.
- Саша, как добросовестный человек, всё же стремится не пропускать занятий, только он не высыпается. Работа тяжёлая, семейные проблемы.

     Директор мне на это сказал, что он, конечно, извинится перед Сашей, ибо он не мог знать о такой сложной обстановке студента.  На следующее занятие директор, в самом деле, извинился и ещё поговорили о том, что все студенты рабочий народ и у каждого могут возникнуть проблемы. Но учиться всё же надо. Сумин же работал уже мастером, хотя  ещё без  диплома.
 Пришло время экзаменов.У меня двое детишек – школьников, ещё дача, муж, проблем хватало. Поэтому я старалась прийти на экзамен пораньше, чтобы занять очередь. Ибо, когда первый «отстреляешься», день свободный. Наведёшь дома порядок, приборка, стирка и получается, как бы выходной. На следующий день уже готовишься к следующему экзамену. Так вот, захожу я первая и беру билет. Читаю и понимаю, что я ничего не знаю. Да и готовилась как? Как только открою учебник политэкономии, через пять минут уже книга падает из рук – засыпаю. Что ж, иду отвечать. Что – то мямлю и падаю в обморок от того, что дальше не могу ничего из себя выдавить. Директор меня уважал, по всем остальным предметам были четвёрки и пятёрки, тем более, что я староста класса и имею образование по сравнению с другими студентами. Я повалилась перед ним на стол… . О! картина маслом! У двери стоит в коридоре весь класс, а директор  помчался в учительскую для меня за водой. Принёс, запыхавшись, и брызнул на меня.
- Выпейте! Успокойтесь. Я знаю, что вы устали, у вас ведь маленькие дети. Давайте продолжайте.
      Не знаю, что я отвечала, но только помню, что больше за ним повторяла.
-Идите, отдохните и готовьтесь к следующему экзамену. А пока вынужден поставить вам «удовлетворительно»!
Так в моём дипломе оказалась одна оценка «удовлетворительно». Из всей политэкономии я  усвоила: «Деньги – товар - деньги». На этом мои знания и ограничились. Да как в кино: «Сегодня деньги –завтра стулья».
Я же безгранично благодарна Константину Кузьмичу, что он мне поставил оценку «удовлетворительно», ибо одного одноклассника заставил пересдавать трижды. Был у нас такой красавиц мужчина (забыла как его звали). Работал он начальником участка, хотя тоже пока без диплома.  Держал  себя высокомерно.  Директор, наверно, тоже заметил его надменность,  поэтому  и сбил его спесь. А, может быть, он ещё меньше моего знал этот предмет.
 Что ж, «деньги,  - товар, - деньги» очень хорошо теперь мне известны в современной жизни.
20 марта 2017 г П. Виноградный.


Рецензии
Добрый день Тамара.
Как мне все это знакомо. Я училась заочно в техникуме коммунального хозяйства. По специальности промышленное и гражданское строительство.
Когда мы приходили на сессию сдавать экзамены, то по всем предметам, кроме политэкономии, проблем не было. Но с политэкономией я пролетала. Нам никто не преподавал. Учились сами.
Вобщем прихожу я на сдачу этого предмета. Естественно книга у меня находилась под столом. Мне раньше как то удавалось незаметно подглядывать и списывать, хотя предупреждали, чтобы под столом не было книг. В тот день я тоже попыталась воспользоваться книгой, так преподаватель подскочила ко мне, вытащила книгу, и ещё набросилась на меня. Мне так стыдно стало. Худо бедно сдала. Но этот случай до сих пор в моей памяти. Проект чертила сама. Четыре листа плана четырехэтажного дома. На защиту шла уже беременная. Защитилась на четверку. Были в нашей группе умники, которые не чертили сами, а отдавали в КБ. Так один из них. Не прикладывая рук, защитился на пятерку. Вот такие парадоксы жизни были. А политэкономию все студенты называли рвотным порошком. Ее никто не любил. Забивали голову ненужной мурой.

С уважением

Алла Минцис   28.01.2022 12:40     Заявить о нарушении
АЛЛА, ВОТ ЕЩЁ РАЗ ДОКАЗАНО О НЕНУЖНОСТИ ПРЕДМЕТА.НУ ХОТЯ БЫ НЕ ДО ТАКОЙ СТЕПЕНИ, КАК ТОГО ТРЕБОВАЛА ПРОГРАММА.С УЛЫБКОЙ ТАМАРА.

Тамара Белова   28.01.2022 12:45   Заявить о нарушении
Согласна с Вами.😀

Алла Минцис   28.01.2022 13:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.