Папа купил место в синагоге. Рождение сына и КГБ

   

    Закончилась война. Вернулись домой фронтовики и земляки из  эвакуации.      
  А  дома, в Латвии, фашисты с  местными «друзьями евреев» убили  десятки тысяч- девять  десятых  довоенных евреев -земляков. В Хоральной синагоге  Риги заживо сожгли  сотни местных верующих  и  беженцев  из соседней Литвы. Уцелела только старинная синагога в Старой Риге, потому что находится  среди  многих  старинных  и государственных зданий, которые могли  бы пострадать.

 Дрицы вернулись в Латвию в 1947-м. Мой 70-летний отец, Рувим Абрамович,  купил  место в синагоге: Если не я,  не мы, старшее поколение, то кто поддержит  разгромленную общину? Ведь вы, молодые, ходить туда не можете.


Молодежь действительно  боялась бывать в синагоге, за что , к примеру, одного нашего знакомого исключили из института.  Мы  собирались и праздновали  в других местах.

 Когда  мы с Сашей  женились в 1952-м, конечно, не могло  быть и речи о хупе, хотя мы оба, как говорят, чистые евреи в нескольких поколениях.

30 июля  1954 года у нас родился мальчик. Какое ему дать имя? Гирш-памяти  деда Саши. Но тогда такое имя  « не звучало»! Решили назвать  по первой букве имени деда. И наш Гирш стал Геннадием.

На 8-й день по традиции пора  делать бриз-обрезание. Мой папа Рувим  пригласил специалиста, который , как оказалось позднее, действовал   под прикрытием - в   торговой  точке  на рынке. 

Словом, все чин- по чину. Дома собрались только   родные и самые близкие друзья. Операция прошла успешно. После нее Генчику дали соску, обмакнув ее в «Кагоре», и малыш  спокойно заснул. И общий  Лехаим!

Все хорошо? Но не  тут-то было. С того дня начались волнения. Пришла повестка моему еще не женатому брату Иосифу, по домашнему Осе: его  ждут   в КГБ, нашей «Лубянке». Как все мы волновались. Что он  сделал? За что? Перебрали  все варианты-где учился, с кем дружит, где работает...
               
И наступил час пик  -в назначенный день он явился в КГБ. Ждем его дома. Вдруг телефонный звонок: »Вы Александр Цалевич Брамник? Пожалуйста, придите сейчас к нам, в КГБ...

«Лубянка» от нас в трех кварталах. И с Генчиком в коляске  мы  провожаем папу Сашу до здания. Стоим напротив  через дорогу, ждем, волнуемся-его долго нет.

Вдруг из   "их" парадного выходит Ося. На нем лица нет.
-А где Саша? Его ведь тоже вызвали  сюда.
-Я его не видел. Видимо, меня выпустили  другим ходом

- Кто делал обрезание вашему сыну?-строго спросили его там.-Я не женат и у меня нет детей.

-А у кого есть дети? В вашей квартире делали обрезание...В парадном и сегодня пахнет хлороформом.
-У моей сестры. Но я не знаю, чтобы с  ребенком что-то делали...


И  «они» вызвали Сашу: Вашему сыну сделали обрезание. Вы медик. Знаете, что это такое. Если не скажете, кто делал, рискуете работой.

- Мы с женой были в кино. Пришли, ребенок  уже спал и мы  узнали, что ему сделали обрезание.Но кто?  Дело в том, что мой тесть не молод, Рувим Абрамович человек старых убеждений...

И от др. Брамника они  ничего не узнали. Но деда Рувима  они вызывать  не решились.

==============

...Несчастье случилось в январе -1973. А другой мир ушла  моя мама Мария Ароновна. Хоронили, конечно, на еврейском кладбище. Народу собралось много. Мой редактор, мудрый  Борис  Гейман,  пришел на прощание не по еврейской традиции , а с большим букетом белых лилий... Выразив соболезнование, он чуть с  тревогой, спросил : 
-Как будете хоронить, традиционно , по-еврейски?

 Суть вопроса  я еще не поняла. Хоронили   по обряду. По традиции дети не должны нести родного усопщего к могиле. Помочь вызвались друзья. В их числе, муж моей  коллеги  Герман  Григорян. Грузин.

Через пару дней  милого Германа  вызвали на заседание партийного бюро:   -Как ты  мог участвовать в религиозном обряде!?

Понятно, что самые весомые неприятности начались с меня и я уже подумывала  уйти  с работы по  собственному желанию. Но со временем все как-то обошлось.
;


Рецензии