законы

ПАВЛОВ А.Н.               

ЗАКОНЫ            
               
 ...ни жадности, ни аппетита,      
 ни чувственности, ни
 тщеславия не хватит
 познающему, потому
 что знания, как и Бога,
 неизмеримо больше, чем нас.
  А.Битов.
               
             
   Речь пойдет об основных законах экологии.Но перед тем как их сформулировать и обсуждать, нам хотелось бы поставить вопрос более широко: что такое законы вообще? Они что существуют в природе сами по себе и человек их открывает? Или, может быть, человек их выдумывает, полагая, что природа – это какой-то порядок, какая-то целесообразность, и потому он находит то, что ищет? Трудно не согласиться, например, с Р.Грегори, который, исследуя особенности восприятия и изображения окружающего нас мира, пришел к выводу, что «мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени и видим то, во что верим» [1972]. Хочется только спросить: до какой степени? Насколько велика она – эта степень веры? Нетрудно понять, что наш вопрос затрагивает глубинные   пласты   в   изучении взаимоотношений человека и природы.
    Мы  упираемся в понятия объективное и субъективное. И здесь нам следует высказать своё согласие с позицией Сатпрема [1989], считающего, что такое противопоставление – это ложное противопоставление, что субъективность – это более высокая и в тоже время лишь «подготовительная стадия объективности и наш блестящий двадцатый век в отношении психологии является веком каменным, ... что перед нами открываются горизонты совершенства, гармонии и красоты, в сравнении с которыми наши самые великолепные открытия подобны грубой заготовке подмастерья (с.18).
                Ум – это не орудие познания, а лишь
                организатор знания.
                Знание приходит из другого источника. ( Сатпрем )

   Из этого фундаментального положения следует парадоксальный, на первый взгляд, вывод, что вмешательство ума неизбежно приводит к ошибкам. Наверное поэтому история науки – это история наших заблуждений.
   Здесь уместно снова вспомнить принцип неопределенности Гейзенберга, в соответствии с которым невозможно произвести наблюдение или измерение без воздействие на то, что наблюдается или измеряется. И если наш разум это лишь инструмент организующий информацию, то принцип Гейзенберга в этой процедуре нельзя игнорировать.

           Наш разум не может не искажать действительность.
                Наш разум – величайший обманщик.

    Этот Обманщик достаточно ловок. Незнание он умеет выдавать за знание, подменяя истину ложью, к которой мы быстро привыкаем. При этом такая ложь бывает откровенной.Вот пример.
    Подземные воды, нефть, газ двигаются в горных породах по порам и трещинам, формируя так называемый дискретный поток. Реальная структура такого потока нам неизвестна, мы не можем её измерить и геометрически построить. Но мы способны измерить общее сечение горных пород (пласта) ( ; ), в которых двигается подземный поток как совокупность разрозненных струек.И можем измерить расход такого потока ( Q ), т.е. количество, например, воды протекающее через сечение в единицу времени.
    Разделив расход (Q)   на общее сечение, мы получим скорость некоего сплошного потока (V). Он называется фильтрационным потоком, а скорость V – скоростью фильтрации.  Но такого потока в действительности нет,   (K).
    Французский гидравлик Анри Дарси почти 150 лет назад экспериментально установил линейную связь между скоростью такого потока и градиентом напора (;Н/;; , где  ;Н – разница напоров на отрезке длиной  ;Х):
 
                V = K•;Н/ ;Х
               
    Эта формула получила название закона Дарси или закона фильтрации. И вся современная теория движения подземных вод так или иначе построена на этом законе, т.е. на понятии фиктивного несуществующего потока. Таким образом, законы фильтрации можно назвать фикцией, потрясающим блефом.
    Но самое удивительное состоит в том, что этот блеф позволяет решать многие реальные задачи, что он хорошо согласуется, как принято говорить в физике, с результатами наблюдений, с экспериментом, хотя это согласие и не абсолютно, а имеет определенные рамки по величине скоростей.
    Так что, как видим, наш великий Обманщик – Ум, наш Тартюф оказался действительно довольно ловким.

    Теперь, вооружившись сомнениями, перейдем к закона экологии.
    В своей книге «Замыкающийся круг» Барри Коммонер [1974] предлагает четыре закона, сформулированные им в виде афоризмов. Мы их приведём и кратко прокомментируем, показав, что по своему существу это известные законы природы наиболее общего и фундаментального уровня.

Закон 1. Всё связано со всем.
    Этот закон постулирует единсто Мира, он говорит нам о необходимости искать и изучать природные истоки событий и явлений, возникновение связующих их цепочек, устойчивость и изменчивость этих связей, появление в них разрывов и новых звеньев, стимулирует учиться эти разрывы залечивать, а такжк предсказывать ход событий.

Закон 2. Всё должно куда-то деваться.
    Нетрудно увидеть, что это, по-существу, просто перафразировка известных законов сохранения.В наиболее примитивном виде эту формулу можно трактовать так: материя не исчезает. Однако, имея в виду схему триединства мира, закон 2 следует распространить и на информацию и на духовное. Этот закон нацеливает нас на изучение экологических траекторий движения элементов природы.
   Законы 1 и 2 в качестве следствия определяют концепцию замкнутости (закрытости) природы как экологической системы самого высокого уровня.

Закон 3. Природа знает лучше.
    Он утверждает, что любое крупное вмешательство человека в природные системы вредно для неё. Этот закон как бы отделяет человека от природы. Суть его состоит в том, что всё, что было создано до человека и без человека, является продуктом длительных проб и ошибок, результатом сложного процесса, опирающегося на такие факторы как изобилие, изобретательность, безразличие к индивидам при всеохватывающем стремлении к единству.
                В  своём  становлении  и  развитии  природа  выработала  принцип:
 что собирается, то и разбирается.
    Этот принцип прекрасно сформулирован в известном фильме Марка Захарова  «Формула любви».  Помните, кузнец, ломая для удлиннения срока ремонта карету графа Калиостро, произносит такую сентенцию:  «Что один человек сделает, другой завсегда сломать сможет».В природе же суть этого принципа состоит в том, что естественным путем не может быть синтезировано ни одно вещество, если нет средства его разрушить. На этом основан весь механизм цикличности.
    Человек же в своей деятельности этого не предусматривает, по крайней мере, сразу. Не все, что он «собирает», природа умеет разрушить.Это одна из тупиковых ситуаций во взаимоотношениях человека с природой, хотя сам человек часть природы.
    Скорей всего, что в случае с человеком все же  нет исключений из закона 3. При создании человека был предусмотрен и механизм его «разборки».   «Ферментом» для такого разрушения, повидимому, является сам человек, вернее, его антиприродная деятельность.
    Общая экологическая катастрофа – вот механизм такого демонтажа, демонтажа всех нас нашими собстенными руками. Человек не совершенней Бога. Это должен помнить каждый и закон 3 об этом напоминает. Вот вам и  предсказанный конец Света, вот вам и Антихрист. Он сидит в нас и мы сами сообща уничтожаем самих себя, настоящих и будущих. Мы сами организуем конец Света. Во всяком случае способны это сделать.
    Человек хочет быть независимым от природы, быть над нею и все, что он делает, он создает для своего комфорта, для своего удовольствия и только для них. Но он забывает, что на фоне природной целесообразности и гармонии, выражаясь словами А.И.Герцена, «наш комфорт жалок и наш разврат смешон». Наверное, надо следовать призыву нашего крестьянского поэта Николая Клюева: «...с Богом будем богами…». Для этого человек должен усмирить свою гордыню. Хватит думать, что человек ЦАРЬ ПРИРОДЫ.

Закон 4. Ничто не дается даром.
    Иными словами, за все надо платить. По-существу, это второй закон термодинамики, говорящий о наличии в природе фундаментальной асимметрии, т.е. однонаправленности всех происходящих в ней самопроизвольных процессов. При взаимодействии термодинамических систем с окружающей средой есть только два способа передачи энергии: теплота и работа.
    Закон говорит о том, что для увеличения своей внутренней энергии природные системы создают наиболее благоприятные условия – они «пошлин» не берут. Вся произведенная работа без всяких потерь может переходить в тепло и пополнять запасы внутренней энергии системы. Но если мы делаем обратное, т.е. хотим произвести работу за счёт запасов внутренней энергии системы, т.е. через тепло сделать работу, мы должны платить. Всё тепло превратить в работу нельзя. Всякая тепловая машина (техническое устройство или природный механизм) имеет холодильник, который как налоговый инспектор производит сбор пошлины. Это и есть плата за полезную работу, своеобразный налог природе. Иногда говорят, что естественное направление процессов изменения характеризуется понижением качества энергии: из холодильника, получившего энергию от нагревателя в виде «налога на прибыль», часть этой энергии можно снова превратить в работу, но только с помощью еще более холодного холодильника и т.д.
    Существуют природные тепловые машины, такие например, как термобарические сейши (стоячие волны), организующие муссонную циркуляцию на Земле, тропические ураганы, их аналоги в недрах планеты и т.п. Но эти машины имеют очень низкий коэффициент полезного действия, не более 1-2 процентов.Таким образом, с тех машин, которые природа сконструировала сама, она берет максимальный энергетический налог, создавая мощную асимметрию между процессом  взять и дать.
    Человек же стремиться природу обмануть и у своих машин К.П.Д. увеличивает до нескольких десятков процентов, тем самым уменьшая свои налоговые выплаты и обманывая природу, естественно, до поры до времени.
    Очевидно, что при этом человек ускоряет процесс снижения качества энергии, понижает ресурсные возможности природы, интенсифицирует её энергетическое обнищание.
    Таким образом, четвертый закон констатирует, что нельзя прожить бесплатно. Даже самый общий анализ этой истины показывает, что мы живём в долг, так как платим меньше реальной стоимости товара. Но, как известно, рост долга приводит к банкротству.
 
    Попытаемся сделать некоторые обобщения.

1. Законы 1 и 2 постулируют принципы, по которым природа устроена,
– ее замкнутость.
2. Законы 3 и 4 говорят о том, какими правилами регламентированы взаимоотношения природы и человека.
    К сожалению, человек устроен так, что не может лишить себя комфорта и отказаться от удовольствий и наслаждений. И в силу законов 3 и 4 он обречён грабить и обескровливать природу. Отсюда следует, что человечество как-будто бы неумолимо, всё с возрастающими темпами приближает свою экологическую кончину. И все же, думается, выход есть и эта безысходность не фатальна.
    Во-первых, человек может и вынужден будет создавать такие материалы и конструкции, которые природа могла бы с лёгкостью «разбирать»  и вовлекать в свои круговороты и циклы. Примеры этому уже есть, хотя сегодня ещё и немногочисленные.
    Во-вторых, налог, который человек платит природе, наверное, можно было бы увеличить. Пока трудно сказать, как это сделать. Но ведь мы не учитываем информационный и духовный миры, их участие в сруктуре природы и её экологической целостности. Может быть, это спасёт нас. Поэтому мы и следует говорить об экологической культуре.

                УМ – ОРГАНИЗАТОР ИНФОРМАЦИИ.
                ЗАКОНЫ – НАИБОЛЕЕ ОБЩИЙ
                ПРОДУКТ ЭТОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.


Рецензии