Боль от перемен
В воскресенье решился на объезд любимых мест старой Москвы. Печальное послевкусие. Старый Арбат был местом культурного пульсирования в советские времена,- здесь считали за честь выступать, петь, читать стихи ведущие артисты, поэты, художники и писатели,- теперь это торговые ряды для иностранцев. Старые фасады Тверской расступились, освободив место для стеклянных высоток , а красивые входы забрали часть тротуара, по которому когда – то гулял, мечтая о будущем и споря с друзьями. Непрерывный поток машин создал фоновый шум и запах гари , которые вытеснили гуляющих. Город стал транспортным узлом и его по этому принципу перестраивают. Приятно ехать по автомагистрали, возвышаясь над домами и двориками, но очень неприятно жить жизнью подмагистрального пространства, жить между магистралями и под ними. Москва становится городом для транспорта, а не для пешеходов и горожан. В Подмосковье массово уничтожают лес , возводя супер дороги, мосты, транспортные развязки и всё это увязывая с въездом в столицу. Что ждёт нас? Город – транспортный узел? Замкнуться в рамках своего двора, шлагбаумом отделившись от транспортного муравейника ? Какой же ты москвич тогда? Помню, как мы ногами исходили каждый переулочек в центре, любуясь архитектурой и той неповторимой атмосферой города, который, казалось, имеет свой запах, запах истории. Этими же улицами и переулочками ходили века назад такие же горожане и так же мечтали о будущем, обсуждая настоящее. Теперь всё пространство занято припаркованными автомобилями, особо не разгуляешься и сама атмосфера утеряна. Всё, что нам оставили - парки, ВВЦ и вернисаж Измайлово. Даже Птичий рынок отобрали, превратив его в торговую площадку зоотоваров.
Сильно изменился ритм жизни. Нет, москвичи всегда спешили, но раньше я ехал по Садовому Кольцу и любовался красивой архитектурой, теперь, из-за скорости и плотности движения от дороги взглядом не оторваться, да и лихачей беспредельных нынче великое множество. Проблема столь же сложная, как узел, завязанный фригийским царём Гордием.
С этими не радостными мыслями вернулся в родной Зелек , заглянув в сбербанк.
Бурление социальной энергии – это феномен достойный рассмотрения . Есть некие чакры, узлы, хитросплетения такого явления и один из узлов - сбербанк, что я и наблюдал не единожды. Вот где смесь всех слоёв населения копошится , свой интерес отстаивая. Бабушки, пытающиеся выглядеть пожилыми женщинами и потому фантазируют над причёсками и головными уборами; просто активные бабушки, увлечённые целями , поставленными на день ; не расторопные дедушки ; мамаши с детьми; есть и молодые, и состоятельные - всех притянула точка сбербанка. Мне пришла какая – то странная смс – ка и я решил выяснить , что случилось. Что позабавило? Колоритная внешность оператора, настолько яркая, что я решился описать феномен :
Это был тучный , абсолютно лысый мужчина средних лет. Его лысина имела свои индивидуальные особенности: такое ощущение , что чья-то скупая рука редко- редко посеяла на ней семена волос , которые дали робкие болезненные всходы в виде скрюченных тонких , отдельно стоящих волосков, которые можно было пригладить, но никак не расчесать; на узком лбе расположилась одна глубокая морщина , чуть ниже которой густым кустарником росли никогда не стриженные брови, из под которых с любопытством смотрели на меня карие глаза.
Вот Зелек – это город, исхоженный пешком вдоль и поперёк. Ты едешь или идёшь по городу и ощущаешь себя горожанином, не взирая на единственную эстакаду, которая явно испортила красоту города. То ли дело Старый Мост и круг с ментами ,- органичен и вполне вписывается в рамки своеобразия. Представить страшно, что если Зелек превратят в эстакадную Москву! Навечно утратится лицо города, его неповторимая атмосфера, на смену придут – приедут тысячи машин, которые будут мчаться по широким дорогам, вне которых будет протекать островная жизнь фактически хуторян. Теряется восприятие города как некоторой целостной части и появляется ощущение маршрутов следования. Кто регулярно ездит на метро меня хорошо поймут : в голове выстраивается маршрут , а далее тело выполняет все необходимые действия для следования, мозг же пытается чем – то заняться пока тело едет. И вот « в такое метро» превратилась жизнь москвичей, находящих покой только в привязке к своему дому. А раньше было совсем по – другому : метро нас довозило до центра, а дальше ходили и наслаждались красотой города, его неповторимым величием, потому и так болезненно воспринимаются перемены горожанами, обречёнными на местечковую привязку к своему дому.
Мясная лавка и самодовольный армянин стоит у входа, всем своим видом излучая благодушие и довольство жизнью и статусом. С другой стороны тихой улочки , с редким движением - переходит дорогу громадный пёс со слежалой шерстью, но как переходит! Это вальяжная походка утомлённого славой аристократа, который несёт себя , а не ходит. Пёс шествовал к мясной лавке к месту у входа, где постоянно лежал, что видно по глине, взявшейся коркой от долгого лежания пса. Это не охранный пёс ,- это неотъемлемая часть мясной лавки. Его не просто кормят мясом , как охранную собаку, с ним делятся мясом как с партнёром, он это именно так воспринимает. Сколько раз здесь бываю, но ещё ни разу не видел, чтобы на прилегающую территорию зашла бы какая – то собака или кошка, даже случайно. Разве это жизнь, даже пусть и сытая?
Свидетельство о публикации №217071001007