Боль от перемен

Боль от  перемен.
В  воскресенье  решился  на  объезд  любимых  мест  старой  Москвы. Печальное  послевкусие. Старый  Арбат  был  местом   культурного  пульсирования  в  советские  времена,-  здесь  считали  за  честь   выступать,  петь,  читать  стихи   ведущие  артисты,  поэты, художники  и  писатели,- теперь  это  торговые  ряды  для  иностранцев. Старые  фасады  Тверской  расступились,  освободив  место  для  стеклянных  высоток ,  а  красивые  входы  забрали  часть  тротуара, по  которому  когда – то  гулял,  мечтая  о  будущем  и  споря   с  друзьями. Непрерывный  поток  машин  создал  фоновый  шум  и  запах  гари , которые  вытеснили  гуляющих. Город  стал  транспортным  узлом  и  его  по  этому  принципу   перестраивают. Приятно  ехать  по  автомагистрали,  возвышаясь  над  домами  и  двориками, но  очень  неприятно  жить  жизнью  подмагистрального  пространства,  жить  между магистралями  и  под  ними. Москва  становится  городом  для  транспорта,  а  не  для  пешеходов  и  горожан. В Подмосковье  массово  уничтожают  лес  , возводя  супер дороги,  мосты,  транспортные  развязки  и  всё  это  увязывая  с  въездом  в  столицу. Что  ждёт  нас? Город – транспортный  узел? Замкнуться  в рамках   своего  двора, шлагбаумом  отделившись  от транспортного  муравейника ? Какой  же  ты  москвич  тогда? Помню,  как  мы ногами  исходили  каждый  переулочек  в  центре,  любуясь  архитектурой  и  той неповторимой  атмосферой города,  который,  казалось, имеет  свой  запах,  запах  истории. Этими  же  улицами  и  переулочками  ходили  века  назад  такие  же  горожане  и  так  же  мечтали  о  будущем, обсуждая  настоящее. Теперь  всё  пространство  занято  припаркованными  автомобилями,  особо  не  разгуляешься  и  сама  атмосфера  утеряна. Всё, что  нам  оставили -  парки, ВВЦ и вернисаж Измайлово. Даже  Птичий  рынок  отобрали,  превратив  его  в  торговую  площадку зоотоваров.
Сильно  изменился  ритм  жизни. Нет,  москвичи  всегда  спешили,  но  раньше  я  ехал  по  Садовому  Кольцу  и  любовался  красивой  архитектурой,  теперь,  из-за  скорости  и  плотности  движения  от  дороги  взглядом  не  оторваться,  да и  лихачей  беспредельных нынче  великое  множество. Проблема  столь  же  сложная,  как  узел, завязанный  фригийским царём Гордием.
С  этими  не  радостными  мыслями  вернулся  в  родной  Зелек , заглянув  в  сбербанк.
Бурление   социальной  энергии – это  феномен  достойный  рассмотрения . Есть  некие  чакры,  узлы, хитросплетения  такого явления  и  один  из  узлов -  сбербанк, что  я и  наблюдал  не  единожды. Вот  где  смесь  всех  слоёв  населения  копошится ,  свой  интерес  отстаивая. Бабушки,  пытающиеся  выглядеть  пожилыми  женщинами  и  потому  фантазируют  над  причёсками  и  головными  уборами; просто  активные  бабушки,  увлечённые  целями ,  поставленными  на  день ; не  расторопные  дедушки ; мамаши  с  детьми;  есть  и  молодые,  и  состоятельные -  всех  притянула  точка  сбербанка. Мне  пришла  какая – то  странная  смс – ка  и  я  решил  выяснить , что   случилось. Что  позабавило? Колоритная  внешность  оператора,  настолько  яркая,  что я  решился описать  феномен :
Это  был  тучный ,  абсолютно лысый  мужчина  средних   лет. Его  лысина  имела  свои  индивидуальные  особенности: такое  ощущение ,  что  чья-то  скупая  рука  редко-  редко  посеяла  на  ней  семена  волос ,  которые  дали  робкие  болезненные  всходы  в  виде  скрюченных  тонких , отдельно  стоящих  волосков,  которые  можно  было  пригладить,  но  никак  не  расчесать;  на  узком  лбе  расположилась  одна   глубокая  морщина ,  чуть  ниже  которой  густым  кустарником  росли  никогда  не  стриженные  брови,  из  под  которых   с любопытством  смотрели  на  меня  карие  глаза.
Вот  Зелек – это  город,  исхоженный  пешком  вдоль  и  поперёк. Ты  едешь  или  идёшь  по  городу  и  ощущаешь  себя  горожанином, не  взирая  на  единственную  эстакаду, которая явно  испортила  красоту  города. То ли  дело Старый  Мост  и  круг   с ментами ,-  органичен  и  вполне  вписывается  в  рамки  своеобразия. Представить  страшно, что  если  Зелек  превратят  в  эстакадную  Москву! Навечно  утратится  лицо  города,  его  неповторимая  атмосфера,  на  смену    придут – приедут  тысячи  машин,  которые  будут  мчаться  по  широким дорогам,  вне  которых будет  протекать  островная  жизнь  фактически  хуторян. Теряется  восприятие  города  как  некоторой  целостной  части  и  появляется  ощущение  маршрутов  следования. Кто  регулярно  ездит  на  метро  меня  хорошо  поймут :  в  голове  выстраивается  маршрут  ,  а  далее  тело  выполняет  все   необходимые   действия  для  следования,  мозг  же  пытается  чем – то  заняться  пока  тело  едет. И  вот « в  такое  метро»  превратилась  жизнь  москвичей,  находящих  покой  только  в  привязке  к  своему  дому. А  раньше  было  совсем  по – другому : метро  нас  довозило  до  центра,  а  дальше  ходили  и  наслаждались  красотой  города,  его  неповторимым    величием,  потому   и  так  болезненно  воспринимаются  перемены  горожанами,  обречёнными  на  местечковую  привязку  к  своему дому.
Мясная   лавка  и  самодовольный  армянин  стоит  у  входа,  всем  своим  видом  излучая  благодушие  и  довольство  жизнью  и  статусом. С  другой  стороны  тихой  улочки ,  с  редким  движением -  переходит  дорогу  громадный  пёс  со  слежалой  шерстью,  но  как  переходит! Это  вальяжная  походка   утомлённого  славой  аристократа,  который  несёт  себя ,  а  не  ходит. Пёс  шествовал  к  мясной  лавке  к  месту  у  входа,  где  постоянно  лежал,  что  видно  по  глине,  взявшейся  коркой  от  долгого  лежания  пса. Это  не  охранный  пёс ,- это  неотъемлемая  часть   мясной  лавки. Его  не  просто  кормят  мясом ,  как  охранную  собаку,  с  ним  делятся  мясом  как  с  партнёром, он  это  именно  так  воспринимает. Сколько  раз  здесь  бываю,  но  ещё  ни  разу  не  видел,  чтобы  на прилегающую  территорию зашла бы  какая – то  собака  или  кошка,  даже  случайно. Разве  это  жизнь,  даже  пусть  и  сытая?


Рецензии