Вышивка на лице

               

            Рассказывает этнограф Лидия Митрюкова.
"Меня поразило лицо старой эскимоски. Полосы шли вдоль носа и подбородка, но самое замечательное -  плотно изрисованная непонятными знаками и орнаментом широкая полоса кожи.  Она располагалась за лицевой маской от самых волос и по бокам шеи.

           Неужели татуировка?! О ней писали первопроходцы Севера в XVIII - XIX веков. То, что я увидела в конце двадцатого, привело меня в состояние, близкое к шоку. Если бы бабушка Игляка гладила мамонтёнка, я бы уже и не удивилась!

           Все местные мастерицы говорили, что у бабули есть образцы старинных орнаментов. Но захочет ли она мне их показать? Дочь богатого морзверобоя, ходившая в молодые годы на шхуне американца Свенсона, знала английский, но Русский язык знать не желала. У неё были свои счёты с Советской властью. Моя помощница эскимоска Роза перевела ей мою просьбу и Игляка молча достала сумку...

          Была возможность внимательно рассмотреть татуировку на её лице. Чёткая прорисовка каждой детали, их соразмерность и общее решение композиции говорили о мастерстве и таланте исполнителя.

         Обстоятельства надолго меня задержали и мне всё же, хотя и с большим трудом удалось кое-что узнать о татуировке Игляки.

      -  Это для красоты - сказала Роза

     -  А почему у твоей матери Иппи нет татуировок?

     -  Игляка из очень знатного рода...

        Затаив дыхание, жду ответа на самый главный мой вопрос о значении рисунков.

    -  Может быть старики знали, что они значат... Сейчас никто не знает!

       Весьма сомнительно показалось, что ещё живы те, кто хранит эту информацию, потому как корни традиции лежат в глубине веков..."

         Татуировка лица и тела была широко распространена на северо-востоке Сибири у эскимосов. От них пошла традиция к оседлым чукчам и дальше вглубь материка к оленеводам.

         Схожие с Сибирскими, татуировки были у американских эскимосов, живущих на другом берегу пролива на островах . В материалах географических экспедиций есть описания знаков, что наносились на различные участки тела, и способов выполнения татуировки. Все знаки были канонизированы и несли некий сакральный смысл.  Но семантика их - тайна за семью замками.

         Вероятно, "прочитав письмена" из прошлого, можно было бы ответить на вопросы переселения народов, понять их культуру...
      Участник экспедиции Биллингса - Сарычева ( 1785 - 1795 гг ) доктор Карл Мерк пишет об эскимосах острова Кадьяк: "Их татуировка - это выкалывание иглами из косточек чаек, а затем чернение углём.  У женщин только на подбородке. Называется Tamlon.  Когда девушка вступает в половую зрелость, татуировка на подбородке протягивается дальше к ушам. На щеках - маленькие круглые пятна - Tup; от плечей вытатуированы широкие зубчатые ленты, которые соединяются между грудями. У более богатых  и знатных - и на спине тоже...
         Такая татуировка бывает и у мужчин. У них она называется  Tshakiabl.
         Ещё у девушек татуированы наружные стороны предплечья своими лодками, а на внутренней стороне по две линии. Это называется Jhatt."

         Об этом же спустя несколько лет свидетельствует  в своих записках участник первого русского кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского ( 1803 - 1806 гг ) иеромонах отец Гидеон. Вот что он пишет о кадьякских эскимосах: "... Прежде всего, у каждой женщины борода была вытатована, а у иных на теле ещё две широкие полосы через оба плеча накрест также разными узорами вытатованы. Это почиталось отменным знаком щегольства и отличия. Таковые полосы имели самые богатые и знатные. Сию татовку производили, подняв остриём иглы немного кожи так, чтобы кровь выступила, и вдруг намазывали чернилами из елового угля, каковы смешавшись с кровью, представляют на теле темно-синий цвет."

         О жителях острова Кекдри-Мартинос отец Гидеон пишет: "татовка  почитается у них великим отличием. Одни только богатые и знатные её имеют. Она производится следующим образом: сперва орудием с небольшими острыми зубчиками, сделанными из ракушки, до крови пробивают кожу, потом смазывая чернилом, которое вступив в пробитые скважины тела, представляет вид темно-синий. Знатоки сего искусства получают великую плату. Женщины татовок  не употребляют, кроме малых на губах и глазных век линий, кои почитают знаком замужества и детородия."

        Врач Карл Мерк пишет об оседлых чукчах следующее: "... Что касается их татуировки, то татуируют железными, частью трёхгранными иглами. (Такими же гранеными иглами они шьют одежду и обувь из меха и кожи )
Татуируют иглой с выкрашенной нитью,  в результате чего чернота остаётся под кожей. Несколько опухшее место, где сделана татуировка, намазывают жиром".

        Вот вам и "вышивка" по живой коже! Такая технология уже не позволяет назваться "наколкой" ! И эта вышивка по живой коже делается бескровно.

        О том, что данная технология нанесения узоров на кожу, представляет из себя именно вышивку, пишет геодезист Ф.Елистратов, исследовавший Камчатку: "...Сестра же его Мигул также была великой красоты, и любя своего брата, вышила свою рожу. Потому и пошло у них прошивать лицо иглой с ниткой, вымаранной в китовом или нерпическом  жиру с сажей, паче всего у женщин".

        Стилевое единство сюжетов и сходство некоторых элементов рисунков на посуде, которую относят ко второму тысячелетию до нашей эры, и татуировок позволяет с уверенностью говорить о невероятно глубоких общих корнях.

        Парадоксально, но высокохудожественные изделия из кости, единственного долговечного и прочного материала, которым располагали древние эскимосы, доходят до нас из толщи археологических слоёв лишь как загадочные музейные экспонаты. Фактически они оказались вне культуры этого народа на многие века. А сохранила же традицию и пронесла её по жизни сквозь тысячелетия хрупкая человеческая плоть в кружевных узорах татуировки.

            
       Жаль, конечно, что те путешественники прошлого, которым удалось описать узоры татуировок, не расспросили об их значении у народов Севера. Возможно не нашли общего языка?

       Впоследствии многим исследователям культурных обычаев людей, тысячелетиями населявших суровые края, изрядно пришлось поломать голову над этой загадкой. В этом плане некоторых успехов добились американские учёные, изучающие искусство народностей Русской Америки и Северо-Восточной Азии.

       Представления о мироздании, о его возникновении, Магические призывы охотников-зверобоев выражались изображением кругов и овальных розеток. Это ассоциировалось с идеей Космоса, с физическими и трансцендентными функциями зрения и духовного видения мира. Как бы "всевидящего Ока" ( A.Fienap-Riordan, 1987 г и Smithand Spier, 1927 г ).

       Круги и яйцеобразные овалы широко использовались в стилизованной графике на посуде и одежде символизируя суставы и точки соединения ( Woll, 1963 г ). Круги и точки накладывались на формы, которые могли изображать и клюв птицы, и фаллос, выражая земное изобилие и универсальную систему космологического размножения.

       Даже последующее вхождения народов в "цивилизацию" более развитых в экономическом смысле территорий не принесло в творчество обитателей Берингоморья реалистическое искусство. И за более, чем двести лет не посягнуло на орнаменты татуировок. До начала XX века это искусство существовало в рамках строго закодированных в абстрактные формы представлений о сущем. Свои мольбы Высшим силам о помощи, свои средства защиты от зла они шифровали всё в тех же архаичных изображениях.

       По мнению наших исследователей, к примеру, стилизованные человечки на лбу над бровями играли роль защитника от тёмных сил. Часто встречающийся Y- образный знак в виде китового хвоста был связан с охотой на этого гиганта. Его наносили в уголки рта охотнику после каждого убитого кита.

       Наши исследователи в большинстве своём считают, что знаки в форме круга и овала символизируют солнце и Луну.

       Точка на тыльной стороне кисти правой руки означает, по мнению отечественных учёных, уничтоженного врага. А вот по Мерку убитых врагов чукчи изображали в виде схематических человечков и нанося такой знак, они желали присвоить себе силу поверженного врага...

       И вновь предоставим слово этнографу Лидии Митрюковой:

      "Уже в конце девяностых в аэропорту Анадыря довелось наблюдать достаточно молодую женщину с традиционной татуировкой на лице. Я была в компании студентов Магаданского пединститута и обратила их внимание на эту женщину. Спросила у них о том, что бы они могли сказать о значении увиденных рисунков. Вопрос их сильно смутил. И кроме того, что эта женщина чукчанка и что она из какого-то знатного оленного рода, ничего сказать не смогли. Добавили "большая теперь редкость!" И всё.

        Но по тому как они внимательно вглядывались в рисунки на лице чукчанки и перекинулись между собой несколькими мне не понятными фразами, поняла, что они или не могут, или не хотят мне что-либо объяснять.

        Уже в 40-х случаи обширного татуирования тел и лиц жителей Севера стали единичными. Уходило в прошлое горделивое ношение знаков принадлежности к знаменитым и знатным родам. А ведь ажур на женском лице смотрелся очень органично и немало украшал его. Но самое удивительное - он замечательно выглядел как на молодом, так и на старом лице!

       Предполагаю, что аналог более долгой жизни подобных традиций не найти ни на одном континенте. Мода развивается по спирали. И ещё живы очень пожилые чукчанки и эскимоски, несущие на своих лицах следы тотальной знаковости, от которой отказалось среднее поколение северян, выросших в советских интернатах. И похоже традиция, насчитывающая многие тысячелетия умирает вместе с её носителями. Очень жаль. А ведь вернись тату к этим народам, рисунки на лицах зазвучали бы не как крик моды, а как ГОЛОС ПРЕДКОВ..."

    


Рецензии