Примерное поведение

Маленький Сережа очень любил животных, причем, не только живых. Когда ему было лет пять, он получил в подарок небольшого резинового мишку, играть с которым он любил даже больше, чем с пластмассовыми солдатиками. Особенно Сережа любил его укладывать спать. Кроватью служил жестяной пенал с отломанной крышкой. Если бы у пенала была крышка, то это была бы уже не кровать, а гроб. А мишки не спят в гробу. Сережа это очень хорошо знал из истории про трех медведей, которую знал практически наизусть. «Кто это спит в моей кровати?!» - плакал Мишутка, и Сереже было очень жаль его, потому что медвежонок пострадал больше всех: и еды ему не осталось, и стульчик его поломала эта непослушная девчонка, да еще и улеглась в его маленькой кроватке! Сереже уж точно бы не понравилась, чтобы какая-то там сопливая девчонка улеглась на его чистую постель. Поэтому у Сережиного резинового Мишутки была своя собственная кровать с подушкой и одеялом. Чтобы мишка мог спать на подушке, Сережа вынул из нее все иголки и булавки, которыми пользовалась его старенькая няня Акулина. Одеялом служил лоскут цветной материи...

Когда Сережа пошел в школу, мишка из своей кровати больше не вылазил. Он, наверное, впал в вечную спячку.

В школе была совершенно другая жизнь. Уроки, перемены, опять уроки, школьный двор...

Во втором классе Сережа сидел за одной партой с девочкой по фамилии Белега. У нее был белый фартук и беленький воротничок. От ее темных волос веяло благоуханием душистых цветов. Но она была не просто красивой девочкой, она была отличницей. Поэтому у сидящего рядом с ней мальчика поведение могло быть только примерное.

Сережа не был исключением. Только на перемене он давал волю своим соскучившимся по движению членам. Сломя голову, Сережа бегал по школьным коридорам. Однажды он даже на всей скорости воткнулся головой в свою учительницу, Людмилу Алексеевну. А Людмила Алексеевна была его любимой учительницей! И не только потому, что других учителей у Сережи еще не было. Совсем нет. Сережа любил ее потому, что она ставила на его тетрадях красные звезды с пятеркой внутри. Красные звезды красовались на тетрадях по математике, по русскому, по украинскому, совсем как звезды на самолетах в Великую Отечественную за сбитые «Юнкерсы» и «Мессеры»... Как он гордился своими звездами! Он и сам воображал себя летчиком-асом, коллекционирующим сбитые фашистские самолеты.

Но не только за звезды Сережа любил Людмилу Алексеевну. Дело в том, что он очень любил читать и уже самостоятельно прочитал «Приключения Буратино», «Волшебные перья Арарахиса» и многое другое. Только вот теперь хотелось ему прочитать большую книгу в красной обложке про дедушку Ленина. Конечно, Сережа уже видел фильмы про Ленина. Он видел, как в него из маленького черного пистолета стреляла эсерка Каплан, за что он называл ее Капланкой... Прочитал Сережа и детскую книжку о Ленине, которую написал автор с очень смешной и на всю жизнь запомнившейся фамилией, - Бонч-Бруевич. Но Сереже этого было недостаточно. Прочитанное и увиденное о Ленине и о революции только разогрело его аппетит и подкрепило непреодолимое желание прочитать книгу в красной обложке, которая манила его через витрину закрывавшегося на ключ стеклянного шкафа. Сережа часто ходил вокруг витрины, облизываясь, как будто это была не книга, а пирожное.

Да, эта книжка была совершенно недоступна. К ней нельзя было даже прикоснуться. Но Сереже так хотелось ее прочитать, что в один прекрасный день он набрался храбрости, подошел на переменке к Людмиле Алексеевне и попросил дать ему почитать книгу хотя бы на вечер.
- Я буду читать очень аккуратно, Людмила Алексеевна, очень. Вот увидите.
- А как ты страницы переворачиваешь? – спросила учительница.
- Да обыкновенно, - непонимающе ответил Сережа. – Как все.
- Ты пальцы при этом не слюнявишь?
- Конечно же нет. Так читала только моя няня Акулина. Но она была старенькая. А мне пальцы слюнявить не надо, я и без этого умею страницы переворачивать.
- Это хорошо, что ты пальцы не слюнявишь. В этой книге страницы глянцевые, поэтому нельзя не только слюнявить пальцы, но и листать страницы грязными руками. А у тебя пальцы в чернилах, посмотри.

К своему ужасу Сережа заметил, что его пальцы на самом деле были испачканы фиолетовыми чернилами. А все потому, что он время от времени воевал со своей чернильной авторучкой. Стоило ей упасть на пол, как в колпачек попадали чернильные брызги, которые пачкали не только сам колпачек, но и все, что он закрывал. Поэтому, открывая его, пальцы обязательно соприкасались с чернилами. Затем следовала чистка авторучки и колпачка промокашкой. После этой процедуры его пальцы окончательно становились либо синими, либо фиолетовыми, в зависимости от цвета чернил.

- Я вымою руки с мылом, - пообещал Сережа учительнице. – У меня дома и пемза есть. С ней чернила прекрасно очищаются.
- Хорошо, - сказала Людмила Алексеевна, - ты получишь эту книгу, но только тогда, когда придешь с чистыми руками. Да и не один ты хочешь прочитать ее. Поэтому первым получит ее тот ученик, который читает быстрее всех. Как раз завтра я и проведу экзамен на скорость чтения.

Сережа был рад и счастлив, ведь он умел быстро читать, не глотая слова и без запинок. Он был уверен в победе. Однако все оказалось не так просто. На «экзамене» стало очевидно, что не он один умеет быстро и хорошо читать. Арик Геллер делал это не хуже его. А может и лучше... Даже учительница не смогла определить, кто же из них двоих читает быстрее. Предстояло финальное сражение. Первым стал читать Арик. Он читал текст, как обычно, ровно, красиво и быстро. Ни разу не запнувшись и не заикнувшись, он за минуту прочитал целых 62 слова! 62 слова в минуту! Вот это скорость! По классу прокатилось одобрительное «О-о-о!»
Можно ли надеяться на лучший результат? Стоит только один раз запнуться и все! Или заикнуться на каком-нибудь длинном слове или на стыке слов... или прочитать всего лишь 61 слово...

Однако времени на раздумья у Сережи не было. Настала его очередь. Он вдохнул побольше воздуха и начал чтение. Четко произнося каждое слово, выделяя голосом знаки препинания, он читал быстро и красиво. Получалось не хуже Арика. И вот, минута истекла. Сережа замер в ожидании приговора.
- 63 слова! – торжественно объявила учительница, и тут же громкое «ура» раздалось в классе. Это была победа. Разгром!

Людмила Алексеевна открыла ящик письменного стола, вытащила заветную книгу и торжественно вручила ее Сереже, взяв с него при всем классе обещание читать книгу крайне аккуратно и вернуть через неделю. Да-да, учительница позволила ему взять книгу на целую неделю! На целую неделю! А он в благодарность на всей скорости врезался в нее головой... Как ему было стыдно! Он стоял перед ней, совершенно сконфузившись, как тот щенок из выученного наизусть школьного стихотворения:
«Совсем сконфузился щенок
И в конуру обратно лег».
Только Сереже спрятаться было некуда. Ни тебе конуры, ни шкафа какого-нибудь, чтобы отсидеться... А лучше бы провалиться сквозь деревянный пол прямо в подвал! Сережа чувствовал себя совершенно одиноким под строгим взглядом Людмилы Алексеевны...
Можно ли было после этого рассчитывать на примерное поведение в табеле? Хорошо еще, что учительница ему «неуд.» не поставила...


Рецензии