Ч. 5 Остались на дне океана. На грани

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/07/09/1730

15 мая 1969 года американская подводная лодка «Tautog» ( SSN 639) в Охотском море столкнулась с советской атомной подводной лодкой по натовской классификации «Echo-II», это была атомная подводная лодка К-108 проекта 675.

Американская подводная лодка в течение нескольких суток преследовала советскую подлодку, пока К-108 не погрузилась сверху на «Tautog». Американцы подумали, что советская подводная лодка получила разрушение корпуса, поскольку она резко пошла на глубину.

 Они считали, что командир подводной лодки сделал это умышленно, но на самом деле, столкновение произошло в результате опасного маневрирования двух подводных лодок. Командир подводной лодки капитан 1 ранга Борис Суренович Багдасарян распорядился выпустить большую массу воздуха, пузыри которого ослепили американский сонар.

На советской подводной лодке от удара сработала система защиты реакторов. На борту лодки находились ядерные боеприпасы. Экипаж подводной лодки пережил страшные минуты, когда она стремительно погружалась на глубину.

  К счастью, погружение прекратилось. Подводная лодка всплыла на поверхность. До базы дошли на левом винте, правый вал заклинило. Американская подводная лодка продолжала двигаться в подводном положении.

Командиры американских подводных лодок при выполнении шпионских миссий получили приказ писать два типа рапортов. В одном всё отрицать, а в другом излагать действительные факты. В 1969 году столкнулись американская многоцелевая подводная лодка «Gato» (SSN 615) с подводной лодкой К-19.

Командование Атлантическим флотом приказало командиру подводной лодки подготовить двадцать пять копий рапортов с грифом «совершенно секретно», в которых говорилось, что подводная лодка выполнила задание за двое суток до столкновения.

Во втором рапорте, в шести копиях, излагались действительные события. Со вторым рапортом ознакомили только нескольких членов правительства. Советская подводная лодка с серьёзно повреждённой носовой частью самостоятельно вернулась в базу в надводном положении.

Опасные происшествия продолжали случаться и в 1970-х годах. Некоторые из них становились известными общественности, несмотря на завесу секретности. В 1971 году американская подводная лодка «Puffer» (SSN 652) столкнулась с советской дизель-электрической подводной лодкой при выполнении миссии Holystone в районе Петропавловска.
 
Так называлась программа проникновения американских подводных лодок во внутренние воды Советского Союза внутри трёхмильной зоны. Для этого использовались подводные лодки, оснащённые специальным электронным оборудованием.

Об этом инциденте общественность узнала спустя двадцать семь лет.

В марте 1974 года подводная лодка США «Pintado» (SSN 672) столкнулась на полигоне боевой подготовки Тихоокеанского флота у берегов Камчатки  с советской атомной подводной лодкой К-408. Протеста с советской стороны не последовало.

3 ноября 1974 года в Северном море около базы американских подводных лодок  в Холи-Лох, в 30 милях от Глазго, столкнулись две атомные подводные лодки «James Madison» (SSBN 627) и советская подлодка Б-306 проекта 671. Советская подводная лодка занималась разведкой и собиралась следить за американской. Обе подводные лодки всплыли, но потом советская подводная лодка погрузилась, а американская вернулась в базу.

История холодной войны между советскими и американскими подводными лодками до настоящего времени хранится в тайне. Близится второй десяток, как нет Советского Союза, но ни США, ни Россия не торопятся раскрывать эти секреты. Ясно одно, что опасных ситуаций было множество, и командиры подводных лодок не зря получали Звёзды Героев.

В 1966 году  подводная лодка К-181 под командой капитана 1 ранга Владимира Степановича Борисова осенью 1966 года  находилась в патрулировании вдоль восточного берега США для исследования гидрофонной системы Sosus.
 
Командир подводной лодки получил приказ командующего Северным флотом адмирала Семёна Михайловича Лобова  найти авианосную группу авианосца «Saratoga», которая направлялась в Средиземное море, и отследить её. Дело в том, что советские подводные лодки были шумными, и американские подводники постоянно их отслеживали, чего не могли делать советские подводники.

Командование решило проверить, могут ли наши подводные лодки осуществлять длительное слежение за американскими надводными кораблями, прежде всего, за авианосцами. Советская подводная лодка на полной скорости догоняла группу американских кораблей.

 Догнав, К-181 неотрывно следовала за авианосцем. Борисов даже провёл девять учебных торпедных атак авианосца. Авианосец был сфотографирован с различных ракурсов.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/07/11/1460


Рецензии
Владимир!
Читая написанное вами об авариях на подводных лодках вспомнил свою молодость, службу на флоте.
Когда я пришёл на большой противолодочный корабль летом 1969, старослужащие рассказывали, как они участвовали в спасении нашей атомной подводной лодки потерпевшей аварию. Подробностей к сожалению не помню.
Сам бывал в дальних походах, в сильнейших штормах, но не представляю, как бы служил на подводной лодке. Уважаю ребят.

С наилучшими пожеланиями,

Саша Щедрый   18.01.2023 15:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр! Служба нелёгкая там.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   18.01.2023 15:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.