Муравьев Василий Андреевич

Родился  14  февраля  1903  года  в  деревне  Сватково  Осьминского  района  Ленинградской  области  (Россия)  в  крестьянской  семье.  Русский.  Работал  слесарем.
В  РККА  с  1  сентября  1925  года.
С  сентября  1925  года  по  декабрь  1930  года  служил  мотористом  в  составе  2-й  отдельной  разведывательной  авиационной  эскадрильи.
Окончил  Военно-теоретическую  школу  летчиков  в  Ленинграде  (учился  с  декабря  1930  года  по  июнь  1932  года).
Окончил  3-ю  Военную  школу  летчиков  в  Оренбурге  (учился  с  июня  1932  года  по  декабрь  1933  года).
Служил  в  составе  25-й  разведывательной  авиационной  эскадрильи  Северо-Кавказского  военного  округа.
Окончил  школу  командиров  звеньев  при  2-й  Военной  школе  летчиков  в  Борисоглебске  (учился  с  января  по  март  1936  года).
14  марта  1936  года  присвоено  звание  лейтенанта.
Служил  в  должности  командира  звена  26-й  скоростной  бомбардировочной  авиационной  эскадрильи  54-й  скоростной  бомбардировочной  авиационной  бригады  Киевского  военного  округа. 
Участвовал  в  национально-революционной  войне  в  Испании  с  марта  по  сентябрь  1938  года  в  качестве  командира  звена  3-й  эскадрильи  24-й  бомбардировочной  группы  республиканской  авиации.
27  мая  1938  года  присвоено  звание  старшего  лейтенанта.
10  июня  1938  года  в  воздушном  бою  с  немецкими  истребителями  Ме-109  в  районе  Алькора  был  ранен  и  сбит,  но  спасся  на  парашюте.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  авиации.
26  сентября  1938  года  ему  было  присвоено  звание  капитана.
Служил  в  Киевском  военном  округе,  с  20  июня  1939  года  в  должности  командира  2-й  эскадрильи  33-го  скоростного бомбардировочного  авиационного  полка.
Участвовал  в  советско-финляндской  войне  с  28  января  по  9  марта  1940  года.
10  февраля  1940  года  из-за  не  укатанной  взлетно-посадочной  полосы  разбил  бомбардировщик  СБ  (заводской  номер  18/76),  но  сам  не  пострадал.
9  марта  1940  года  на  самолете  СБ  (заводской  номер  6/126)  сбит  огнем  зенитной  артиллерии  в  районе  севернее  Вартаниеми  и  погиб  при  вынужденной  посадке  на  финской  территории.  Вероятно,  был  похоронен  финнами  на  месте  гибели.

Награжден  орденом  Красного  Знамени  (22.02.1939).


Рецензии
Здравствуйте Олег Александрович
Как долго я разбирался с этим кадром...

Мои выводы (без лишней воды):
Родился в деревне Сватково Осьминского района Ленинградской области (Россия) - это существенно - П.С. Из крестьян, гр. специальность - слесарь.
В РККА с 01.09.1925. (по возрасту как раз)., а в 1930 принят в партию.
Служба:
моторист в составе 2 отдельной разведывательной авиаэскадрильи (09.1925.-12.1930.)
Учился:
Военнотеоретическая школа летчиков (Ленинград) - 12.1930.-06.1932.
3 ВШЛ (Оренбург) - 06.1932.-12.1933.
служил в 25 раэ СКВО.
школа командиров звеньев при 2 ВШЛ (Борисоглебск) с 01.1936.
14.03.1936. присвоено звание "лейтенант"
Перед командировкой служил к/з 26 сбаэ 54 СБАБр КВО.
В командировке 03.-09.1938., к/з 3а/24, сбит, ранен.

НО: у Вас ошибочная информация:
Дело было 10.06.1938. в районе Алькора. С. Абросов пишет :
…после бомбардировки попали под сильный зенитный огонь. В результате тройка СБ отделилась от общего строя, от которой оторвался один бомбардировщик. Этот
одиночный СБ был атакован и сбит двумя «мессершмиттами» в районе Алькора. Члены экипажа (летчик Василий Муравьев,штурман Андрей Белицкий, стрелок Федор Парахин) получили ранения, но смогли спастись на парашютах. Истребители не смогли прикрыть бомбардировщик и его экипаж. К счастью, немцы, удовлетворенные победой, не стали расстреливать летчиков.
Поскольку экипаж был советский, ему было куда пожаловаться — информация об инциденте ушла в Москву. В донесении, подши­том в дневник боевых действий, говорится: «группой И-16 по при­крытию СБ командовал капитан «X»1, который заявил, что истре­бителей противника не видел» [70].
Немецкие истребители заявили одну победу, записана на счет Г.К. Майера (Н.К. Mayer), зенитчики националистов — две.
2 бомбардировщика вернулись с пробоинами от зенитного огня.

Между прочим, СБ Муравьева стал 5 победой для Lt. Hans-Karl Mayer из 1.J/88.

27.05.38. присвоено зв. "ст. лейтенант" (удивительно, во время командировки)
26.09.38. присв. "капитан" (по возвращению)
Награжден БКЗ Указом ПВС СССР от 22.02.1939.
Служил командиром 2 аэ 33 СБАП с 20.06.39.
С 28.01.1940. участвовал в финской компании.

А теперь интересное:
09.03.1940. его СБ з/н 6/126 был сбит огнем зенитной артиллерии в районе севернее ВАРТАНИЕМИ. Погиб при вынужденной посадке на финской территории. Вероятно, похоронен финнами возле самолета (они так обычно поступали - П.С.).

Флагштурман эскадрильи к-н В.Д. Шереметьев и фл. стрелок старшина В.Ф. Дорожко ранеными взяты в плен и содержались финнами в госпитале №28 (Коккола). Переданы сов. стороне 25.05.40.

А дальше - вообще НИЦ не ясно.
1. на СБ при жесткой посадке обычно погибал штурман, а не пилот

2. почему я уверен, что посадка была жесткой? Посмотрите у меня в "33 СБАП" фотоиллюстрацию (этим "турыстам" не по самолету бы лазить, а искать крупный валун возле машины - обозначение могилы). На фото СБ Муравьева через 60 лет.

КАК ВАМ ТАКОЙ ПОВОРОТ, ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ?

3.По возвращению из плена и госпиталя штурман Шереметьев продолжил службу в 33 полку (согласно ист. Формуляру полка он единственный вернулся в часть), во время войны был преподавателем в авиац. училище и умер от пневмонии в 1943 году, а стрелок был арестован и осужден на 8 лет, воевал в штрафбате и "искупил вину". Умер после 1998 года (как бы я дорого дал за его воспоминания).

4. Записи в УПК: у Муравьева документ заканчивается надписью карандашом, сбит над финской территорией 11.03.40., дальнейшая судьба не известна и ссылка на входящий документ от 07.05.43.
После этого дописано шариковой ручкой: служил в 10 Гв.БАП, погиб 09.03.1942. – ссылка на входящий документ от 17.11.1981. (бред, короче)
А вот у шт. Шереметьева еще интереснее:
На одном из вкладышей напечатано: 09.03.40. в боях с белофиннами на линии фронта сбит ЗА , получив ранение в бессознательном состоянии был взят в плен белофиннами и заключен в тюрьму, после 25-ти избиений был помещен в больницу военнопленных. 25.05.40. вернули на обмен.
Как Вам? 13.03.40. с 8-ми утра было прекращение боевых действий, военнопленные становились интернированными и финнам трогать их уже не было смысла. Вот быстрые эти «сыны Суоми»: за 3 суток (72 часа) успели:
Найти в тундре
Привести в сознание
Привести в тюрьму
Избить 25 (!) раз
Перевести в больницу для пленных – сказка, ять

5. в конце 1940-го финны пустили на свою территорию 4 поисковые экспедиции, которым выдали останки сов. летчиков, погибших над Финляндией, почему же не отдали Муравьева, они точно знали где он похоронен, т.к. взяли в плен его экипаж…

6. Что же там произошло на самом деле????

7. С 10 Гв. БАПом - это просто ошибка писарей при оформлении документов на погибших - писарь вместо 1940 прочитал 42, посмотрел, что 07.03.42. 33 БАП (бывший 33 СБАП) стал 10 гвардейским, и внес «коррективы» во все доступные бумажки…
При этом «погибший» в 42-м к-н Муравьев оказался из Самарской области

Вот такой Вам от меня материал «под йолочку» :)

С НОВЫМ ГОДОМ!
Мира Вам, а дальше как говорится, «будем поглядеть»

С уважением Павел

Павел Селезнев   31.12.2021 16:58     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Павел!
Спасибо за обширную информацию. Теперь мне придется долго с ней разбираться.
С наступающим Новым годом!
С уважением,

Олег Каминский   31.12.2021 14:29   Заявить о нарушении
Спасибо, Олег Александрович!

С уважением

Павел Селезнев   31.12.2021 17:00   Заявить о нарушении