Пройдясь по Мукам

Воспоминание об А. Толстом отозвалось в душе чем-то далёким, уходящим в юность. И захотелось попробовать, а что, если повторить общение с ним, каково будет впечатление? Как изменилась я? Что почувствую, когда вспомню былое?
Конечно, уж если вспоминать А. Толстого, то надо непременно брать «Хождение по мукам». И я знала, нужно непременно прочесть, но… Пошла по линии наименьшего сопротивления, решила посмотреть экранизацию. Экранизация 1977 года. Посмотрела. Помню, помню, как всколыхнул этот фильм всех нас тогда, далеко в юности. Как сногсшибательно ошеломила нас молодая Алфёрова… Как понимали мы тогда героев, избравших путь революции, отбросивших все пережитки и предрассудки прошлого, отживающего, русского. А что теперь?
Как ни странно особенного отличия нынешних впечатлений от прошлых не заметила. Мысли и переживания героев вновь глубоко и серьёзно тронули душу. Сейчас приходится слышать, что А. Толстой пошёл на сделку с совестью и писал в угоду тогдашним властям. Честно признаться, я этого не заметила. Его герои слишком много страдали и слишком много пережили, чтобы избрать, пусть насильственно навязанный, но единственно возможный на тот момент путь. Особое внимание привлекло вот что. Катин муж говорит: «У немцев уже и дети без кожи родятся». А Катя отвечает: «Это ведь очень страшно, когда дети без кожи». Лично мне эта фраза очень многое сказала о чувствах А.Толстого, как писателя и творца.
Но кроме всего прочего я обратила внимание на то, что Алфёрова слишком хороша. Тогда в юности мне было этого не разглядеть. А теперь я видела это настолько явно. Она просто оттянула на себя всю суть. Под красотой её героини совсем поблек образ Кати. Здесь Катя просто сломленная женщина. Даша же свежа, непорочна, она достойна идеи революции. И мы, ни в чём не сомневаясь, шагаем с ней широким шагом к светлому будущему, к советской власти плюс электрификации всей страны… Благо красота, свежесть, чистота самой Алфёровой восхитительны и неописуемы.
Но я помню и другое. Ещё в школе, когда проходили творчество писателя, нас принудительно водили на просмотр экранизаций его произведений. Так же было и с «Хождениями». В том старом фильме Катю играет Руфина Нифонтова. Там Катя сильная, красивая, ломаная, но не сломленная… Короче, пришлось посмотреть и экранизацию 1957 года. И вот тут-то открылось нечто.
Это нечто заключается в том, что А.Толстой, как и все его поэты-  и писатели-современники, исследовавшие в основном - как они сами о себе иронично говорили – темы полов, не избежал поставить во главу своего произведения женскую тему. И какая же у него героиня главнее Даша или Катя? Конечно Катя. Это она, в унисон с Россией, перенесла всё: и благополучие, и богатство, и ломку, и презрение, и умение не сломаться, и умение сохранить в себе чувство любви, и боль, и женственность, и жертвенность, и всетерпение…
Итак, тема женщины. За что борются мужчины? За Родину! А что есть Родина? Этот вопрос звучит у Толстого непрестанно. Родина – это и есть женщина, жена, мать, любовь. И как же они за эту Родину борются?
Вот Николай, муж Кати. Он романтик, болтун. У него жена, любовница, ребёнок на стороне. Он такой обыкновенный, как миллионы мужчин, в любые времена. У него всё в порядке. Жена, пусть скучающая, но сытая и ухоженная. Он, конечно, заботится о ней. Она для него вроде игрушки. Она в достатке, в достаточной роскоши. Муж – не любовник. Ну и ладно, вокруг полно ухаживающих мужчин, а если надо, и любовник появляется. Плохо? А почему плохо? Мир же и достаток. Так живёт Катя, так живут миллионы женщин. Так живут люди в период мира и, как мы его называли, застоя.
И вдруг появляются недовольные, начинают тусоваться, свободно мыслить, открывать тайное, запретное, неожиданное для таких, как Даша. Даша перестаёт довольствоваться Катиным, она начинает искать своё и соблазняет на это и Катю. И уже и Катя перестаёт довольствоваться своим. Возникает ломка, недовольство, революция. На этой волне возникают мужчины нового образца, мужчины-воины. Они начинают любить искренне свою единственную. За неё они готовы отдать свою жизнь. Они верны, ортодоксальны, мужественны, постоянно готовы к бою. А где при этом женщины? Они – их боевые подруги. И вечный бой! Покой нам только снится!.. Эти мужчины особенно не заботятся о достатке, роскоши, условиях содержания женщин «К чёрту вас с вашей любовью»… Но зато за эту женщину, и с мыслью только о ней, перегрызут глотку каждому.
Получается, у женщины только два выхода: либо игрушка, либо боевая подруга. Третьего не дано?
А почему? Оказывается, есть и третий вариант. Мужчины гомосексуалисты! Они не будут ни воевать, ни превращать женщину в игрушку. Может, ратуя за однополые браки, Европа вновь демонстрирует прогресс в деле установления всеобщего и полного мира? А мы, как обычно, плетёмся в хвосте со своими консервативными убеждениями? Может как раз мир, свобода, раскрепощение женщины заключаются в сексуальной инфантильности мужчин? Уж что-что, а воевать такие мужчины не будут ни за женщину, ни за Родину, это факт. Да и мужской гендерный признак неопровержимого хозяина у таких «мужчин» явно отсутствует. По-моему, женщинам, в таком случае, есть над чем подумать.


Рецензии