Либретто оперы Царственный узник

Юрий Маркин.
Царственный узник.

Опера в 4х действиях с прологом и эпилогом.

Либретто автора по повести Г.П.Данилевского «Мирович».

1) Василий Мирович, офицер — тенор.
2)Илья Ушаков, его друг — баритон.
3)Поликсена Пчёлкина, его невеста — сопрано.
4)Бавыкина Настасья Филаретовна, вдова гвардейца — меццо.
5)Мужик у ворот — баритон.
6)Бехлешов, генерал в коллегии -бас.
7) Михайло Ломоносов, академик-баритон.
8) Лизхен,меццо-его жена.
10)Алексей Орлов, гвардеец,его брат -тенор.
11)Чурмантеев, князь, комендант крепости- бас-баритон.
12)Полковой священник — баритон.
13) Елизавета Петровна, императрица-меццо.
14) Екатерина Вторая, императрица — контральто.
15)Иван Антонович, узник- тенор.
16) Служитель церкви -баритон.
17) Часовой -баритон.
18)1й пристав-тенор.
19)2й пристав -бас.
20)Аудитор-без пения.
21)Палач-без пения.
Свита императора, гвардейцы, солдаты, посетители трактира, цыгане, дети на спектакле Разумовского,зеваки на площади — смешанный хор и артисты миманса.

№1 Пролог.
Мужской хор: В конце февраля на курьерской тройке из Пруссии в Петербург выехал среднего роста, лет двадцати
двух, сухощавый с черными глазами офицер из Кенигсберга.
Доехал без приключений, и вот он уже Калинкин мост у здания Коллегии.

Действие первое.
Картина первая «Коллегия».
Сцена с генералом.

Мирович входит в здание, протягивает дежурному генералу письмо.

Мирович: - Войско рвётся сражаться, а они тут что затевают...
Себя не пожалею, всю правду докажу. Лишь бы Отечеству пользу, лишь бы оценили смелость и неподкупность нашего командира. 
Генерал: - Новости твои, сударь мой, не важны! А Пётр Иваныч ваш, хоть и почтенный патриот... впрочем это не твово ума дело. Тут перемирие, а они войну хотят. Ишь какие лихие!
Мирович (в полголоса): - Ах ты, кукла плюгавая! Пузырь мыльный! Не тебе, крыса кабинетная, о патриотах судить!
Генерал: - Так ты от Панина?
Мирович: - Да, ваше...
Генерал: -А от чего у тебя, сударь, кафтан старого образца? А? Да и галстук бабочкой не по форме повязан. Разве вам  не были посланы указы о новых мундирах? Вольнодумством, поди, только и занимались там. По театрам да пирушки. Ведь Европа! А?
Мирович:- Подобный афронт офицеру?
Генерал: - Здесь столица! Ступай, сударь, да берегись! Знаем мы вас, штабных любимчиков...  А понадобишься, за тобой пришлют!
Мирович: -Ах ты, крыса! Только приехал, и на тебе... Ну, Родина, угостила же с первого раза.

Картина вторая «Домик на Васильевском».

Первое ариозо Мировича.

Мирович: - Сюда по праздничным дням бездомный, круглый сирота, столько лет к ряду хаживал из корпуса в гости. Здесь приветливая, но твёрдая нравом, бездетная и сердобольная старуха Настасья Филаретовна ласкала и привечала меня, находя в бедном кадете своё утешение. Дом её теперь продан за долги, как я знаю из писем. А сама она переехала куда-то на квартиру, не успев мне сообщить нового адреса. (останавливается у знакомых ворот).

Сцена с мужиком. 

Мужик у ворот: - Вам кого?
Мирович: - Куда переехала Бавыкина Настасья Филаретовна?
Мужик: - У какого-то учёного угол снимает ваша Филаретовна. Ихний дом на Мойке и каменный. Спроси звездочёта. Там его всяк знает.

Мирович (уходит): - Что за звездочёт такой?Астроном, что ли? Вот и Синий мост на берегу Мойки. Дом в два этажа, крытый голландской черепицей. ( стучит в дверь). Настасья Филаретовна?
Ломоносов: -Её сейчас нету дома. Вы кто будете? Входите, прошу вас!
Мирович: - Неужели вы звездочёт и есть? А почему не в колпаке?
Ломоносов:- Я академик, учёный. 
Мирович: -А я в заграничной армии курьер. Адьютант прусского губернатора Панина.
Ломоносов:   -Из Пруссии?
Мирович: - Точно так-с! Нарвского пехотного полка подпоручик.
Ломоносов: - Слышал, слышал от неё о вас.
(идут к Ломоносову).
Прошу ко мне пока вашей Филаретовны нет. 

Картина третья «У звездочёта».
Сцена. Беседа учёного и офицера.

Ломоносов: - Голубчик, молодой человек, с дороги-то поди устали? Садитесь отдохните... Лизхен, самоварчик бы нам. И умыться бы ему.
Лизхен: - Bittte, bitte gleich!
Мирович: - Ваша жилица Настасья Филаретовна, моя благодерельница. Где же она?
Ломоносов: - К вечерек должно быть ушла... Идите в мой кабинет, но осторожней, не натолкнитесь. Здесь полно всякой всячины. 
(идут в кабинет).

Сцена в кабинете. 

(жена приносит таз и кувшин).

Ломоносов: -Вот вам, голубчик мой, вода и мыло.
Лизхен: - Bitte,bitte!
Ломоносов: - Делайте туалет без церемоний!
Лизхен: -Bitte, bitte!
(умывается) 

Ломоносов:- Бьёте немцев, али как?
Мирович: - Бить-то били да теперь отступаем.Все о перемирии говорят...
Ломоносов: - Это как же? Это с чьей же стороны? Да вы не шутите?
Мирович: - С нашей! Панин хочет попрвить дело, вот и прислал со мною рапорт, что жалко, мол, армию. Она в бой рвётся!
Ломоносов: - И что же? Есть надежда поправить дело?
Мирович: -Бог весть, как посудят. Союзников ныне, сказывают, у Пруссии не мало здесь.
Ломоносов: - Как же быть, если засилье немцев повсюду!Вот и в Академии у нас одни они, да только и слышна немецкая речь. Эх...
Мирович: - Жил я между немцами. Хоть и наши враги, а к них хорошо. Порядок да наука!
Ломоносов: - С науками, это да! Дело поставлено А вот к взрастанию родных наук ни чести по рангу, ни мнимания к каторжному труду от них не дождёшься. Ненавидят они нас и презирают! Да, что и говорить... Дма, в горницах, беседовать тесновато... Коль согласны,сударь, так пойдём кой -куда, сыграем на бильярде, разопьём бутылочку другую. А?
Мирович: - Не по рангу мне.
Ломоносов: Полно, подлно, дркг мой! Об этои не беспокойтесь. Отведаем номодного напитка. Пунш назвапется. А?

СЦЕНА. «СТРЕЧА» .

Филатетовна (входит): - Кто тут про пунш? Вася, Василёк!Да ты ли  это, голубчик мой?
Мирович: - Это я, Настасья Филаретовна!

Картина четвёртая «В каморке».
Ариозо Филаретовны и дуэт.

Филаретовна: Не те времена, Вася! Всё ушло, как почила наша прелестная благодетельница. Не сберегла я добра своего. Вот-с!
Мирович: - Ничего, ничего, даст Бог, поправитесь...
Фил. - Поздно, друг сердешный, поправляться. Всё прахом пошло, а ведб мыслила о тебе и тебе сберегала... В карты, Вася, играешь поди?
Мир. - Что вы, помилуйте! Такое жалование! Уж какие тут карты? Да походы, да контузия.
Фил. - Знаняю тебя! Молчишь из гордости. А сам бы спросил: здорова ли, жива? Так ведь?
Мир. - Да!
Фил. - Не закусишь ли с дороги? Молочка иль сбитня не согреть ли? 
Мир. - Один уж предлагал самовар, а затем и пунш!
Фил. - Устал, знать, с дороги! Ладно уж поздно. Я тебе сейчас постелю, а о сердещных делах опосля поговорим. 

Ариетта Мировича.
Мир. - И вспомнилось мне далёкое прошлое: как мы с отцом были в гостях у императрицы, и сам всесильный Разумовский пёкся о евших делах... Тогда я и познакомился с царицыной приближённой, Баикиной, которая на свыоём сиротстве крепко привязаласб к сальчишке.

Хоровой антракт: 

«Кадет старшего курса Мирович играл роль пастуха в пьесе, дававшейся на даче Разумовского. Граф продолжал опекать юношу и привлекал его для игры в своём домашнем театре. Роль же пастушки исполняла одна из хорошеньких и весёлых камермедхен императрицы Елизаветы, Поликсена Ивановна Пчёлкина, тоже сирота. Свою фамилию она получили так: государыня встретила в коридорах дворца кудрявую, златовласую девочку, игравшую ссобой, и сказала: «Вот и жужжит, точно пчела. Кто такая?» С тех полр это закрепилось за девочкой.

Картина пятая «Спекталь у Разумовского».

(дети резвятся. Пастух гоняется за пастушкой). 

Сцена «Ловля и дуэт».

Мирович: - Когда же за бедняжкут пастуха?
Поликсена: - Ах, пусти!
Мирович: - Когда полюбишь тв, пасушка? Когда полюбишь?
Поликсена: - Когда ты будешь богачом, вельможей, а не пастухом, чтоб не в убогой жить нам хате, а в раззолоченной палате!

Первая Ария Мировича. 

Мирович: - Всякое спокойстие с тех пор покинуло меня. Все предметы были заброшены, их заменили бессонные ночи и писание виршей.А в промежутках попойки и картычные баталии с друзьями. Опекунша заметила резкую перемену во мне и даже азывала к помощи самого Разумовского,но всесильный граф заметно охладел ко мне и отделывался только отпусканием скабрезных шуточек в мой адрес.
Днём увидев украдкой свою ненаглядную, я вписывал в свой дневник пылкие строки. А вечером резался в карты! «Когда ты будещь богачом» звучало в голове. Я жаждал разбогатеть, хотя бы через карты, и мне везло! Выигрыш я отдавал опекунше  всё для моей Поликсенушке! Вот как выйду в офицеры, так посватаюсь непременно.

Квартира шестая «У Ломоносова».

         Ломоносов: - Ах, господин офицер, садитесь, батюшка. Давеча Вы меня порядком смутили. Я дописывал новую Оду, а поговорив с Вами, бросил ее в печку. Был сегодня в Академии. Ваши слова подтверждаются: только и говору всюду, что о перемирии. Да лучше бы меня кнутом били, чем такое слышать.
Мирович: - А что, Михайло Василич, не уступи наш новый государь Петр Федорович своему другу, решись по мысли Панина продолжать войну, ведь на век бы тогда немцев урезонили.
Ломоносов: - Плохо дело.
Мирович: - Что же, разве слаб государь, или как?
Ломоносов: - Слушай, или суди сам! Чай знаешь дела Великого Петра?
Мирович: - Как же не знать!
Ломоносов: - Так вот, впервые приемники были куда не по нем. Хоть двор при Анне Иоановне и был на фасон немецкого, но и тогда русские в глубинке еще по-русски жили несмотря на Биронов, Остерманов и Минихов. А вот при Анне Леопольдовне...Слыхал про ее судьбу?
Мирович: - Мало слыхал, на службе не до того!
Ломоносов: - «Бабье царство», - говаривали в народе. И в самом деле: две подряд Анны, Елизавета, Екатерина, а теперь вот Петр, да не Первый. У нас теперь засилие не русских немцев, а немецких, настоящих и лютых...
Мирович: - Ну, разве все уж так плохо? При государыне Елизавете приостановили смертную казнь, ведь верно?
Ломоносов: - Верно, верно! Вы, там в своих заграницах не так уж и отстали от жизни. Вот я помнится писал тогда:

ОДА ПЕРВАЯ
«Приносится благодарение государыне милосердной: свидетельствует бесчисленное множество освобожденных
 от смерти, и данный ей от Бога меч на казнь повинных кровью еще необагренной..»
Мирович: - Она и к власти пришла как-то необычно?
Ломоносов: - Да и об этом есть у меня.

ОДА (продолжение)
«Богом предводимая героиня наша  с малым числом
верных сынов Отечества презирает все препятства, без пролития крови торжествует, и к общей нашей радости приемлет наследство!»

Ломоносов:- Чудное и прекрасное видение в уме моем изображается, когда себе представляю, что предходит со крестом девица, последуют вооруженные войны...
Мирович: - Мне Настасья Филаретовна говорила, что среди тех воинов и муж был ее покойный.
Ломоносов: - Да,  это верно — тому и обязана моя жиличка, что царица ее к себе приблизила. Но, что было, то прошло.
Мирович: - А что слышно о государевой супруге, Екатерине Алексеевне?
Ломоносов: - Вот где сила воли, вот ума палата! Да только вот супруг молодой ею пренебрег и променял на компанию своих капралов и дочку злодея Бирона, вертушку Лопухину, да девицу Карр!
Мирович: - Как?
Ломоносов: - Да так, сударь мой! Государыня-тетка  даже хотела выслать непутевого племянника опять за границу.
 Вот-с!
Мирович: - Кого же в таком разе, объявляли бы наследником?
Ломоносов: -  Есть один такой...Вернее был!
Мирович: - Кто же он? Умер?
Ломоносов: - Живой погребен. Царственный узник! И жив и вместе с тем мертв.
Мирович: - Как узник?
Ломоносов: - И спрашивать о том и рассказывать о том опасно! Ты, голубчик мой, никому ни-ни! Вот вы там кровь проливали, а тут пред портретом Фридриха поклоны били.
Мирович: - Может ли быть?
Ломоносов: - Богом клянусь! Не шучу! А бедная Екатерина Алексеевна совсем нынче брошена, и стоят вокруг нее не мудрые советники, а молодые вертопрахи.

ОДА ВТОРАЯ
« Бог отвернулся от вашей России. Она на распутье между Востоком и Западом, между Тьмой и Светом, между Свободой и Рабством! Нужны великие жертвы и смелые мужи иначе  уйдет она в Азию и уж никогда не возвратится.»

Мирович: - Не допущу, не допущу, не допущу!!!

Вторая ария Мировича. 

Мир. - Был я раньше во тьме, а теперь вижу свет. Клялся быть справедливым и совершенным. А как же быть с несправедливостью к Иоанну Антоновичу? Вот, наверное, раз Мирович, то и мирись! Так выходит? Я обнавляюсь теперь и становлюсь иным, но каким иным? Более не злиться и не проклинать, а действовать. Любовь! Высокая любовь! Но кого я люблю более всего? Её, её, её, Поликсену! Да где же она? Где искать?Неужели никогда больше не увижу?

Сцена. «Встреча друга». 

Илья: - Василий, ты ли это?  (обнимаются).
Мирович: -Я, я! А ты, как здесь?
Илья:-Прислан по фуражным делам, да вот торчу. А ты?
Мирович: -Я был прислан с поручением, да вот тоже застрял...
Илья: - Ну, так и давай за встречу сокрушим по маленькой. Идёт?
Мирович: - Идёт!

Картина седьмая «Заведение
Дрезден».
(Зал полон военных и штатских.Все выпивают, играют на бильярде и тв карты).

Григорий Орлов: - Проигравший полезай под стол!
Гвардейцы: -Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха, ха-ха-ха!
Григорий Орлов: - Пей там по уговору стакан холодной воды!
Гвардейцы: - Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха, ха-ха-ха!
Мирович: - Какая низость — издеваться над стариком! А ещё гвардеец!
Илья: - А ну-ка, Вась, покажи им, сукинам детям! А я одолжу тебе.
Мирович, идя к столу:- Угодно ли, сударь?
Григорий Орлов: - С большой охотой! Тем более, что никто не хочет со мной померяться.
Мирович, намыливая кий:-В таком разрезе с превеликим удовоьствием!
Григорий Орлов: - На деньги или в шутку?
Мирович: _Даихоть на уговор!
Гр. Орлов: -Может, всё-так на деньги?Что терять время даром?
Митрович: -А уж сперва по уговору! Скажем этого... раз! А теперь и этого... Два-с!
Гр.Орлов: - Да вы, сударь, мастер!
Мирович: - Лезьте под бильярд, испейте водицы!
(лезет под стол).
Гвардейцы: -Ха-ха,Ха-ха,ха-ха-ха,ха-ха-ха!
Гр.Орлов: - Да вы заговорённый! Раз так, не угодно ли в карты?
Мирович:- Отчего же нет?
Гр.Орлов: -Так пойдём наверх!

(поднимаются в верхнин комнаты, садятся за стол). 

Гр. Орлов: -С кем имею честь?
Мирович: - Адьютант Прусского губернатора Панина, Мирович!
Гр. Орлов: - А я цальмейстер артиллерии Григорий Орлов. А это мой брат Алексей.
Алексей: -что же, милостивый государь, уважте компанию, отведайте свастья!
Илья: - Играй, дурент! Не упускай свой шанс.
Мирович: - Поликсена, дорогая, помоги!
Гвардейцы: -Да кто это?Откуда он взялся? Что вы делаете? Банк сорвёт! Пора звать непобедимого Бакскакова!
Мирович: - Я сам готов метать банк!  
Илья: - Ты как Юлий Цезарь: рпишёл, уидел, победил!
Алексей: -Поехали доиграем у князя Чурмантеева! Он звал нас к себе.
Илья: - Поехали!
Алексей: -Сани ждут! 

Апия Поликсены.
Поликсена:-Прочла я однажды французскую драму и чуть не сошла с ума. Меня покорила судьба Орлеанской девы, избранной прповидением для свершения великого подвига. С тех пор судьба Иоанны дэ Арк не давала мне покоя! Грезились великие дела и мировая слава! Грезился вековой лес, мхи и скалы. Сверкают латы, гремит оружие. Гонимый король и я с мечом! Я спасу Вас , Сир, и возведу на престол!

Сцена «Чардащ в ресторане».
(цыганская пляска).

Картина восьмая «У Филаретовны». 

Похмельное ариозо Мировича:

Мирович: - Да... перебрал вчера изрядно, и голова как котёл.Не хватило воли удержаться, а ведь зарекался. И дружок-искуситель подвернулся не к добру. Видно чёрт подослал.  Эх слаб я, слаб я! А ещё мечтаю о великих делах...
Денег выиграннвх так легко при себе не обнаружил. Куда же делись? Всю компанию поил и угощал во всех местах, куда не заезжали по пути к Орлову. Ну, неужели всё пропили? Ведь много бы Можент потеряд или выкрали? Но кто кто? Народ всё был солидный, гвардейцы, не чета мне. А не сходить ли мне к учёному?    

Картира девятая «У Ломоносова». 

Ломоносов: - Значит, говоришь, перестала отчечать. А может только специально прячется. Испытавает, будешь ли верен?
Филаретовна (входит): -Можно кивам?
Ломоносов: -Заходи, матушка!
Фил. - Ну, и дух тут у вас, хоть святых выноси! Чем так начадили?
Ломоносов: - Опыты проводим. С чем пожаловали?
Фил. - Да вот удальцу моему добру весточку принесла.
Мир. - Каку весточку?
Фил. - Икомая твоя Пчёлкина, говорят, уехала в Шлиссельбург и живёт ныне там в крепости гувернёркою при детях вдового капитана гвардии, князя Чурмантеева.
Мир. - Чурмантеев, Чурмантеев! Где я слышал его имя?
Фил. - Числится Чурмантеев главным приставом тьрьмы!
Лом. - При тюрьме? Это тайная тюрьма!
Мир. — Чурмантеев! Кинему ехали играть в карты.
Лом. - В той тюрьме известно кто сидиь.... Вы, матушка, уж идите, оставте нас.
Фил. - Пойду, пойду, не буду вам мешать.

(уходит)

Лом. - Царственный узник! Помнишь я рассказывал?
Мир. - Помню, помню, помню! Как же не помнить?
Лом. - Мне дорого это имя.Я посвятил ему лчшие хвалебные оды! 

Ода Третья.

«Нагреты нежным югом
ликуют друг пред другом.
Златой начался век...
Природы царской ветвь прекрасна,
моя надежда, радосьт, свет.
Счастлливых дней Аврора ясна.
Монарх младенец райских дней».

Мир. -Что же сейчас с царевичем?
Лом. -Иволь, расскажу... Как сблизился с фаворитом покойной государыни, с Иваном Ивановичем Шуваловым, стал он наезжать ко мне на беседы о пользе наук. Тут он иной раз сказывал доверительно что слышал о младенце императоре...
Мир. - Я поеду в Шлиссельбург, к приставу Чурмантееву. Я проникну туда! Что-нибудь проведаю о бедном заговорщике. Была ни была!

Действие второе.
Картина десятая «В крепости».
Вступление.

Сцена со священником. 

Мир. - Я привёз письмо к коменданту Чурмантееву!
Священник: - К Юрию Андреичу?
Мир. - Точно так! Лично велено вручить!
Свящ. - Князь наш болен теперь и живёт в отдельном доме, в башенке особой.
Мир.- Как же быть? Столько ехал!
Свящ. - Из Питера?
Мир. -Да!
Свящ. - Обождите, попробую... Его гувернёрка и моих подросточков в бурсу готовит. Пошли пока ко мне.
(идут в дом).
Картина одиннадцатая «У священника».

Поликсена: - Какими судьбами? Вот нежданно! Откуда Бог принёс?
Мир. - Из армии! Вас видеть жаждал!
Пол. - Нет больше вашей пастушки. Не та стала! Едва узнаёте?
Мир. - Полно-те, всё в вас тоже! Ещё больше похорошели! Отчего вы не писали? Только я не стал знатен, не богат, но вас не позабыл!
Пол. - Столько событий со дня нашего расставания. Сколько перемен.
Мир. - Я уже отчаялся вас отыскать. Вы так исчезли, скрылись.
Пол. - Из-за меня ехать, да бросив службу...
Мир. - Моя поездка легальна. Я приехал передать пимьмо.
Пол. -Вы знаете, кто здесь томится?
Мир. - Знаю, знаю!
Пол. - Навеки, с детства... Вя, наверное, хотите к Юрию Андреичу?
Мир. - Нет! Только хочу вас видеть. Князь только предлог.
Пол. -Дайте, я передам, письмо. Князь болен, и я навещаю его. Приходите завтра. Сегодня поздно... Будьте осторожны.Есть особая причмна.
Мир. - Какая?
Пол. -Открою вам, так и быть. Князь перевёл принца в своё помещение на время ремонта вего камере.
Мир. - Как? Он теперь у Чурмантеева?
Пол.- Да! Князь другим недоверяет.Только, ради Бога, никому ни слова.
Мир. - И вы видели принца?
Пол. -Вадела. То есть нет! Видеть нельзя!Комендант строгий! Есть предписание: «Буде кто освобождать арестанта, то в руки живого не велено давать».
Мир. - А где же содержится принц?
Пол. - Вон в иом дворе за стеной. Вверху мы живём,внизу караульные... принц... Ах нельзя об этом!
Мир.- Я клянусь, что никому об этом.
Пол.- Ну, уж так и быть только не подведите. Он заперт а дальней комнате. Там окно зарещёчено. Один ход от арестанта к нам, другой наружу, на кухню, где сидит свой часовой.
Мир. - Кто же ему еду носит?
Пол. - Сам князь.
Мир. - Да он же болен!
Пол- Я ношу. Теперь уходите. Я вам выбалтываю. Нас могут подслушать.

Картина двенадцатая «У князя». 
Ариозо Чурмантеева.

Чур.- Она наша опекунша и учительница!Сирот, моихдевочек досматривает да и меня, вот теперь больного. Так вы, знать, жених? Она мне сказывала. Это хорошо! Знать улетит сера утушка с сизым селезнем.

Третья ария Мировича. 

Мир. - Я был окрылён. Всё складывается как нелься лучше! Теперь уж, не таясь, можно было видеться с любимой. В гарнизоне стал своим, и часовые пропускали везде. Я приглядывался к стенам и прислушивался, но стены были немы. Тишина лишь нарушалась бготнёй детей Чурмантеева. А их комнаты был по соседству с обителью принца.Дверь же наглухо заперта.

Хоровой комментарий:


«Поликсена просила Василия побыть с больным, что оуж не раз делал и стал как бы сиделкой у князя.Тот привязался к офицеру и просил аго даже читать себе. Вот и сейчас он читал «Робинзона»...Раздался тихий храп, больной уснул». 

Сцена «Видение узниrка.»


Мирович: -Ну и пусть поспит. Чтение «Робинзона» наскучило.
(прислушивается). 

Мир. -Может померещилось.

(дверь приоткрылась и появилась фигура). 

Мир. - Боже, кто это? То ли «пятница», то ли сам Робинзон... Неужели он? Кто под замком двадцать лет... И как он вышел? Полксена не заперла? 
Принц: -Господин офицер, подойдите. Я принц Иоанн... меня взаперти... Спасите! Где та девушка?
Мир. - Какая девушка?
Принц: - Золотые волосы. Она няня при детях этого... Позови её, батюшка офийер.
Мир. - Это он о Поликсане? Тоже влюбился?
Принц: - Она книжку обещала.
Мир. - Какую книжку?
Принц: - Родословную царей. Про Петра и моего прадеда. Я ведь, сударь, тоже Иоанн! А меня Иродиада с Фридрихом изгнали!
Мир.- Какая Иродиади, какой Фридрих?
Принц: - А правда, что рыжей нет на свете?
Мир. - Кого, кого?
Принц: -Ну, Петровны, сударь, Елизаветы. Он и есть Иродиада проклятая!
Мир. - Государыня скончалась.
Принц: - Кто же нынче правит?
Мир. - Пётр Фёдорович.
Принц: - Добрый он или как? Молод иль стар? Ваше благородие, помогите мне вырваться отсюда!
Мир. - Сударь. Мне вас жаль, но я присягал Петру Фёдоровичу. Вы напишите вашему дяде, а я доставлю.
Принц: - Но где чернила и бумага?
Мир. (вырывает лист из блокнота):
-Вот вам бумага. Бросите записку наружу, а я потом...

(послышались шаги).

Поликсена: - Вы безумцы! Что же вы наделали?Скорей назад, выше Высочество! Там уж дети... Сейчас будут здесь. Прячтеь!
(узник скрывается).

-Я забыла запереть впопыхах. Хорошо. Что князь не проснулся!
Мир . - Это я усыпил его своим чтением. Какая же причина заставила утаить от меня, что ходишь к нему? Известно, что дочери тюремщиков влюблялись в узников и совершали побег! Неужели ты тоже?
Пол. - Что за ревность?
Мит. -Утаила от меня.
Пол. - Кто к нему придёт на помощь?
Мир. — А что, если я?
Пол. - Знаете что вам грозит раз вы военный?
Мир. - Знаю, знаю!










Рецензии